N 02 (113) Февраль 2007 года.

После Динка

Просмотров: 4194

В январе армяне всего мира, Турция и борцы за гражданские права во всем мире простились с Грантом Динком - замечательным армянским журналистом, публицистом и издателем туркоязычного (имеются также две страницы на армянском языке) армянского еженедельника «Акос», который издается в Стамбуле. Грант Динк пал от пули 19-летнего Огюна Самаста. Руку последнего направляли сторонники крайне националистических и экстремистских взглядов в Турции. Различных группировок экстремистского и радикально-националистического толка в соседней с Арменией стране более чем достаточно.

Совершенно очевидно, что Грант Динк был не только одним из интеллектуальных лидеров стремительно уменьшающейся армянской общины Турции, которого знали в Европе, но что еще более важно, он был сторонником армяно-турецкого диалога через признание турецким обществом и официальной Анкарой Геноцида армян, совершенного в годы Первой мировой войны в Османской Турции.

В январе армяне всего мира, Турция и борцы за гражданские права во всем мире простились с Грантом Динком - замечательным армянским журналистом, публицистом и издателем туркоязычного (имеются также две страницы на армянском языке) армянского еженедельника «Акос», который издается в Стамбуле. Грант Динк пал от пули 19-летнего Огюна Самаста. Руку последнего направляли сторонники крайне националистических и экстремистских взглядов в Турции. Различных группировок экстремистского и радикально-националистического толка в соседней с Арменией стране более чем достаточно.

Совершенно очевидно, что Грант Динк был не только одним из интеллектуальных лидеров стремительно уменьшающейся армянской общины Турции, которого знали в Европе, но что еще более важно, он был сторонником армяно-турецкого диалога через признание турецким обществом и официальной Анкарой Геноцида армян, совершенного в годы Первой мировой войны в Османской Турции. Его позиция встречала понимание в Европе, но не в Анкаре. Своих соотечественников в Ереване он также убеждал в необходимости диалога с турками и среди части из них находил понимание. Мы полагаем, что потеря человека высокого гражданского мужества Гранта Динка невосполнима как для его семьи и армянской общины Турции, так и для пока немногочисленных сторонников нормализации армяно-турецких отношений.

Г.Динк стал жертвой не только убийцы, но и всей политической системы Турции, основанной на национализме и подавлении этнического или религиозного самосознания меньшинств. Речь идет о пресловутой 301-ой статье Уголовного кодекса Турции, по которой он был осужден. Грант Динк был убит потому, что был армянином.

Несмотря на нашу критику турецких властей, следует отметить, что правоохранительные органы Турции достаточно быстро арестовали подозреваемых в исполнении и организации преступления.

Казалось, что похороны Г.Динка в Стамбуле, в которых, по данным телеканала «Euronews», приняло участие не менее 50 тысяч человек, превратились в демонстрацию зрелости гражданского общества Турции. Тем более, что участники шествия несли плакаты с двумя лозунгами: «Мы все - Гранты Динки!» и «Мы все - армяне!» Интересно, что все плакаты были одинаковыми, словно изготовлены в одном месте. Первый лозунг действительно может олицетворять позицию турецкого гражданского общества и действительно является таковым. Что касается второго лозунга, то мы просто не верим в его искренность. Более того, на наш взгляд, для выражения гражданской позиции одного первого лозунга было более чем достаточно. Второй лозунг появился не случайно, и он вовсе не является лозунгом турецкого гражданского общества, хотя внешне кажется очень честным, зрелым, эмоциональным и привлекательным. Скорее всего, второй лозунг является своеобразным месседжем турецким курдам, которые, как известно, ведут борьбу за создание независимого курдского государства. Суть его в том, что Турция как бы напоминает курдам, правда, весьма своеобразным образом, что, по крайней мере, часть территорий, на которых они желали бы провозгласить свое независимое государство, это исторические земли армян, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В связи с серьезными проблемами США в Ираке вероятность распада этой страны, несомненно, возросла, так же как и вероятность создания независимого государства Курдистан. Как Тегеран, так и Дамаск являются последовательными противниками создания такого государства. Анкара активизировала и сделала более регулярными свои контакты с Ираном и Сирией по этому вопросу. В целом Турции удалось выработать согласованную позицию со своими соседями по вопросу о Рабочей партии Курдистана. Вообще налицо улучшение отношений Анкары со своими восточными соседями. Так, президент Сирии Б. Асад назвал отношения с Турцией «превосходными во всех областях», а премьер-министр Турции Р.Эрдоган подтвердил это.

В Вашингтоне, судя по всему, не в восторге от активизации восточного направления турецкой политики. Ранее Вашингтон отказывался использовать Анкару в качестве посредника и координатора действий соседних с Ираком стран для нормализации ситуации в этой стране. Однако, вполне возможно, что после неудачных для себя ноябрьских выборов в Конгресс, нынешняя администрация США изменит свою политику в этом вопросе. Тем более, что формально Анкара, кажется, созрела, в случае заинтересованности Вашингтона, для выполнения посреднической роли в налаживании диалога между США, с одной стороны, и Ираном и Сирией - с другой. При том, что раньше Вашингтон критиковал Анкару за эти контакты. С другой стороны, степень контроля Вашингтона над Анкарой в последние годы несколько снизилась и поэтому, в понимании американцев, Турция вряд ли подходит для роли посредника.

Активизация восточного вектора турецкой политики была стимулирована также замораживанием, пусть и частичным, переговоров с Европейским Союзом о полноправном членстве в нем Турции. Кроме того, появилось все больше симптомов позитивной динамики развития российско-турецких отношений, в том числе и на Черном море. Москва и Анкара крайне нервозно реагируют на повышение роли портов Румынии и Болгарии в стратегии НАТО на Черном море. Есть немало симптомов того, что Турция намерена понизить уровень своего сотрудничества с ЕС и Вашингтоном на Кавказе и Среднем Востоке, а также по вопросу транзита энергоносителей.

Все это в целом привело к тому, что Турция начала как бы отдаляться от Вашингтона и Брюсселя. Поэтому для возвращения Анкары в «общий строй» Западом может быть использован как курдский фактор, так и вопрос Геноцида армян в Османской Турции, а убийство Гранта Динка только катализирует этот процесс. В Анкаре прекрасно осознают это обстоятельство. Отсюда и заявление министра обороны Турции Веджи Генула перед визитом в Вашингтон о том, что ситуация в Ираке и законопроект относительно признания Конгрессом США Геноцида армян станут основными темами повестки его переговоров с руководством США. Для того, чтобы как-то смягчить ситуацию, председатель Великого Национального Собрания Турции Бюлент Арынч заявил, что выступает за отмену или изменение 301-ой статьи УК Турции.

Убийство Гранта Динка окажет влияние, хотя и небольшое, на ряд внутриполитических процессов в Турции, т.к. оно, возможно, ударит по националистам и, наоборот, добавит очков правящей партии «Справедливости и развития». Напомним, что в мае турецкий парламент должен провести президентские выборы, при этом не очевидно, что действующий глава государства А.Н.Сезер, которого больше поддерживают националисты, будет переизбран. Осенью же страну ждут очередные парламентские выборы.

Что касается армяно-турецких отношений, то вряд ли они резко изменятся в обозримом будущем на официальном уровне, хотя вероятность открытия Анкарой сухопутной армяно-турецкой границы исключать нельзя. Это обстоятельство, безусловно, способствовало бы небольшим позитивным переменам в армяно-турецких отношениях. Думается, что, несмотря на убийство главного редактора еженедельника «Акос», армяно-турецкий диалог на общественном уровне, не без проблем, будет продолжен и, возможно, станет даже более системным и упорядоченным.

Давид Петросян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Предлагаем присвоить ГРАНТУ ДИНКУ звание «Национальный герой Армении»
  2. Турки до сих пор не признали геноцид армян в Османской империи прежде всего потому, что хорошо понимают, что простыми извинениями они не отделаются. Армяне, естественно, сразу же поставят вопрос о компенсациях - территориальных и финансовых ( хотя, конечно, человеческая жизнь никакими финансами не может быть компенсирована). Есть и еще один, важный , на мой взгляд, фактор непризнания турками геноцида, а именно то, что на протяжении долгих 80 лет советского периода, Армения была лишена возможности громко заявить на международной арене о геноциде и потребовать возвращения территорий и фин.компенсации. Власти СССР не давали ей сделать это.Более того, заявляли, что у них нет территориальных претензий к Турции.А те люди в Армении, которые все же поднимали этот вопрос, немедленно объявлялись националистами, экстремистами и подвергались преследованиям и гонениям. Вот турки и уверовали, что все все забылии, безнаказанность восторжествовала окончательно.Съели и никто не заметил. Они и сейчас еще в это верят. Но, к счастью, времена уже не те. Независимая Армения получила возможность поднимать проблему геноцида и его последствий не оглядываясь на чужих правителей. Именно за признание геноцида со всеми вытекающими последствиями боролся и мужественный Грант Динк.Царство ему небесное!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты