Адекватность вместо нефти
В последнее время две республики Южного Кавказа заимели свои бренды. Грузия, по мнению США, является светочем демократии с выходом в мировые морские порты, Азербайджан для нефтелюбивого Запада является кладовой энергоносителей и ключевой транзитной страной для перекачки в Турцию среднеазиатской нефти. Роль демократии при этом естественным образом отходит на задний план. Тут главное, чтобы ничего не мешало качать нефть. Одна Армения не имеет ярко выраженного бренда – нефти нет, демократия, может, и развивается, но на роль светоча явно не тянет. Казалось бы, в такой ситуации остается только завидовать соседям и пытаться как-нибудь удержаться на плаву. Однако у директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагика Арутюняна на этот счет несколько иное мнение.
В последнее время две республики Южного Кавказа заимели свои бренды. Грузия, по мнению США, является светочем демократии с выходом в мировые морские порты, Азербайджан для нефтелюбивого Запада является кладовой энергоносителей и ключевой транзитной страной для перекачки в Турцию среднеазиатской нефти. Роль демократии при этом естественным образом отходит на задний план. Тут главное, чтобы ничего не мешало качать нефть. Одна Армения не имеет ярко выраженного бренда – нефти нет, демократия, может, и развивается, но на роль светоча явно не тянет. Казалось бы, в такой ситуации остается только завидовать соседям и пытаться как-нибудь удержаться на плаву. Однако у директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагика Арутюняна на этот счет несколько иное мнение.
— Столь ярко выраженных брендов, как у наших соседей, у нас нет. Зато есть другой. Я бы назвал его «адекватность глобальному миру». Лучшее ему подтверждение – оценка наших достижений и неудач за прошлый год, выраженная в мировых рейтинг-листах. В частности, авторитетный журнал Foreign Policy совместно с организацией Thomson Dialog опубликовал Failed States Index, что в переводе означает индекс недееспособности или нестабильности. Эти индексы фактически отражают степень несостоятельности того или иного государства. В качестве контраста нами взят не менее авторитетный рейтинг - лист Economic Freedom Index, показывающий степень экономической свободы, ежегодно составляемый фондом Heritage. Так вот, по обоим рейтингам Армения достаточно выразительно отличается от своих соседей в лучшую сторону.
— Вы полагаете эти рейтинги объективным отражением реальности?
— Такие исследования по самым различным критериям сегодня проводятся во множестве, и не все следует принимать безоговорочно. Однако мы специально заметили, что эти рейтинг–листы составлены авторитетными организациями – теми, которые уже научились если не отражать действительность в деталях, то, по крайней мере, умеют приблизиться к ней. Более того, основные характеристики (в рейтинг-листе Failed States Index), такие, как «резкое падение экономики», «криминализация и делегитимизация государства», «попирание прав личности», «рост групповых (клановых) элит», «вмешательство других государств или внешних акторов» и т.д., общим числом 12, достаточно адекватно отражают степень дееспособности того или иного государства. Так вот, согласно этим характеристикам с минимальными баллами - 16,8 (чем меньше, тем лучше) – лидирует Норвегия, дееспособность которой сомнений не вызывает. У нее 146-е место. 34,5 балла у США. Россия на 43-м месте с 87,1 баллами, Грузия и Азербайджан соседствуют на 60-м и 61-м местах с 82,2 и 81,9 баллами. Армения в этом рейтинге с 71,5 баллом находится на 89-м месте, что выводит ее в лучшую половину списка дееспособных стран. Более того, по «попиранию прав личности» Армения (6 баллов) выглядит почти одинаково с Украиной и Грузией (5,9 и 5,6 баллов соответственно) – «локомотивами» демократии на пространстве СНГ в представлении США.
По пункту же «наличие недовольных и мстительно настроенных групп» Армения уступает Грузии и Украине более двух баллов, что тоже говорит о большей стабильности общества. Что же касается «вмешательства других государств или внешних акторов», то Армения по этому показателю гораздо ближе к России – 5,5 и 4,5 баллов соответственно, чем к Грузии (8,6) и Азербайджану (7,0). Что говорит о том, что мы более суверенны и своими достижениями и своими ошибками в гораздо большей степени обязаны самим себе, чем наши соседи по Южному Кавказу.
— То есть по рейтинг-листу отрицательных показателей Армения в достаточной степени отстает от своих соседей, уступая им право быть впереди. Теперь о рейтинг-листе положительных показателей.
— Тут картина противоположная. Согласно Economic Freedom Index по показателям экономических свобод, включающих в себя 10 пунктов, связанных с ведением бизнеса, на первом месте находится Гонконг, на 4-м – США. Армения занимает почетное 32-е место, Грузия – 35-е, Азербайджан – 107-е. Россия находится на 120 -м месте. Отсчет тут прямой, и чем выше место страны, тем лучше она выглядит. Россия сильно проигрывает передовым странам по свободе инвестиций, финансовой свободе, праву собственности и свободе от коррупции. На рейтинге сказались ограничения по иностранным инвестициям в нефтегазовую сферу и усиление ксенофобии, приобретшей политическую окраску. Тут следует отметить, что малые страны меньше зависят от политических пристрастий составителей рейтингов, так что данные по Армении можно считать более беспристрастными, чем по России.
По свободе инвестиций Армения приравнена к Гонконгу – 90 пунктов из ста возможных. Конечно, и блокада, и коррупция должны были бы препятствовать свободе инвестиций. Однако тут сказывается активная позиция диаспоры, которая научилась преодолевать препятствия и делает это не только из чисто экономических, но и патриотических соображений. Кроме того, в Армении развиваются информационные технологии, для которых наземные коммуникации особой роли не играют, и эффект блокады тут практически сведен к нулю.
— Ну, а коррупция? Она что, тоже способствует свободе инвестиций? Кстати, равный уровень коррупции Армении и Эстонии (60 против 28 в России и 80 - в Гонконге) тоже не кажется адекватным. Мы все-таки привыкли считать Армению коррумпированной страной, а Эстонию – нет.
— Это мы так привыкли. Армения – маленькая страна, здесь все на виду, и любой факт коррупции кажется всеобъемлющим. Конечно, уровень ее высок, и это вызывает беспокойство. Но любопытно то, что наличие коррупции не препятствует инвестициям. В частности, согласно работе Сергеева и Казанцева на определенных уровнях развития государства коррумпированность задает правила игры и положительно отражается на экономических процессах. Поймите, я ни в коем случае не являюсь защитником коррупции, просто на определенных ступенях развития она играет роль «смазки» для экономики. Может, отсюда и термин «подмазать». Именно поэтому она и бывает непреодолима. Потом с развитием страны она теряет свою «смазывающую» роль. Смиряться с ней нельзя ни в коем случае, просто бывают времена, когда победить ее сложнее, и времена, когда легче.
— И все-таки, середина четвертой десятки для Армении кажется преувеличенным показателем.
— Никто не утверждает, что место Армении в этом рейтинг-листе указано с аптекарской точностью. И точно так же не следует утверждать, что место Армении авторитетный фонд Heritage определил уж совсем с потолка. Тут важно другое – Армения, со всеми возможными оговорками, сумела совместить экономические свободы, исповедуемые либеральной моделью, с суверенностью, в основе которой – самоидентификация. Т.е. мы, оставаясь Арменией, способны отвечать на вызовы внешнего мира, не изменяя своей культурной сути. Сегодня успех в мире определяется не заимствованием либеральной идеологии в ущерб национальным ценностям, а умением синтезировать концепцию, в которой в разных пропорциях будут совмещены либеральные, социалистические и консервативные (национальные или цивилизационные) ценности. Среди стран, осуществивших подобный удачный синтез, наиболее интересен опыт Китая, где в идеологической и экономической сферах достаточно гармонично сосуществуют национально-цивилизационный, коммунистическо-социалистический и либеральный подходы. И перед Россией стоит та же проблема. Сегодня конкурентоспособность и адекватность стран в глобальном пространстве обусловлена их способностью сформировать и применить целостную идеологическую систему. Кстати, пример США – из того же ряда. Никто еще не обвинял США в том, что для них национальные ценности ничего не значат.
— Из означенной вами триады в Армении можно привести пример республиканцев как партии, исповедующей национальные ценности. Можно привести примеры ряда мелких партий с либеральным креном. Но вот с социалистическими ценностями на уровне партий что-то никто не выступает.
— Из представленных в парламенте влиятельных политических сил социалистические принципы декларирует лишь «Дашнакцутюн». Эта политическая организация с сетевой структурой и более чем вековой историей уникальна, и ее миссия гораздо более заключается в консолидации всеармянских национальных ресурсов - в первую очередь диаспоральных, нежели в служении социалистическим ценностям. Ничего страшного в этой замене приоритетов нет, просто необходимо создать условия для зарождения иных политических сил социалистической ориентации. Без них просто не составить целостной и адекватной окружающему миру идеологической триады. Но даже без сформировавшейся триады уже можно обозначить определенные достижения. Арнольд Тойнби утверждал, что успешное функционирование цивилизаций подразумевает адекватные ответы на брошенные вызовы. Так вот, идеологическая основа адекватных ответов в Армении уже определенным образом функционирует. Заложены основы консервативной идеологии правящей Республиканской партии, оформляется внутреннее политическое поле. Разработана «Стратегия национальной безопасности Армении» с привлечением интеллектуального сообщества страны. Тут уместно вспомнить известную формулировку, что национальная идеология является концентрированным выражением доктрины национальной безопасности. Создание этой концепции также является проявлением адекватности к вызовам окружающего мира. Можно по-разному относиться к отдельным положениям этого документа, но следует признать, что в итоге получилось целостное представление о национальных интересах практически во всех сферах жизнедеятельности и предложены решения - отчасти пока теоретические – их реализации на практике.
— Все-таки кажется, что этот основополагающий документ следовало бы создать раньше, чем на пятнадцатом году существования Третьей республики.
— Было бы замечательно, но вряд ли возможно. Либеральной властью эта задача вообще не ставилась. Тогда были в ходу бредовые концепции типа «наша сила в нашей слабости». Только прописать все изменяемые векторы внешней политики Армении уже составляет достаточный труд. Будучи небольшой страной, Армения сегодня занимает определенное место в политике и России, и США, и стран Евросоюза. Иран и Турция также считают, что республика находится в сфере их национальных интересов, а в ближайшем будущем к ним присоединится и Китай. Практически полный набор внешнеполитических векторов. Вдобавок регион в целом органически связан с Центральной Азией, Ближним и Средним Востоком, которые являются самыми горячими точками в современных военно-политических развитиях, и происходящие там процессы непосредственно отражаются на Армении. Без пережитых надежд и разочарований, составивших определенный внешнеполитический опыт совсем еще юной страны, обозначить внешнеполитические приоритеты было бы нерешаемой задачей. К основным принципам Стратегии безопасности - взаимодополняемости или многовекторности и вовлеченности – можно было прийти только со временем. Сегодня можно уверенно сказать, что эти принципы адекватны логике глобального мира и позволяют строить, в меру реальных возможностей, конструктивные отношения с региональными и глобальными геополитическими игроками. Это притом, что Армении достаточно часто приходится выслушивать упреки, что она не жертвует отношениями с одним из внешнеполитических игроков ради более тесной дружбы с другим.
— Она у нас – я имею в виду Стратегию - что, без недостатков?
— Ну что вы... Конечно же, нет. Наука и интеллектуально-духовные ресурсы в целом относятся к сфере информационной безопасности, однако они менее всего проработаны в Стратегии. Можно констатировать, что процессы в этой области более чем неадекватны вызовам окружающего мира, где потенциал той или иной страны все чаще оценивается именно в концентрированных знаниях, т.е. тем, насколько общество данной страны можно считать информационным. Мне вообще самой большой неудачей 2006-го года представляется неспособность интеллектуального сообщества и политической элиты найти оптимальные решения по развитию научной системы республики. Отсутствие явных приоритетов в развитии науки приводит к тому, что и политическая система страны склонна не столько к развитию, сколько к воспроизведению себя в настоящем виде. И нынешний депутатский корпус, который в большой степени на качественном уровне является повторением прошлого, говорит об этом. И только в качестве некоторой компенсации дурного состояния дел в научной системе можно привести два обстоятельства. Первое: Армения, потеряв в постреволюционный период большую часть своего некогда довольно серьезного научно-технологического потенциала, умудрилась сохранить жизнедеятельность этой сферы в целом. Второе - относительно высокие темпы развития сферы информационных технологий (ИТ). Известно, что вложенные государством средства в образование в сфере ИТ возвращаются в госбюджет через 7 лет, и здесь государство ведет себя относительно адекватно. Согласно прогнозам, к 2010г. из США и Великобритании будут перемещены в третьи страны около 885 000 рабочих мест в сфере ИТ, и часть этих мест может попасть в Армению. Специалистами армянской фирмы EV Consalting рассчитаны сценарии развития, согласно которым в 2011 г. в Армении валовой доход отрасли может составить от $115 до 248 млн. Даже вторая цифра не кажется фантастической – уже нынешнее количество работников ИТ области превосходит наиболее оптимистичные прогнозы, представленные в проекте «Армения -2020». Понятно, что в соображениях ВВП страны это немного, но это – ворота в глобальный мир.
— Вообще-то, злые языки утверждают, что при официальной цифре в $70 миллионов оборот ИТ сферы уже достиг $300 миллионов.
— Спорить не стану. Кроме того, что эта сфера трудно поддается учету, еще и сотрудники ее по интеллекту явно превосходят налоговиков.
— И каков же из всего этого вывод? Несмотря на отмеченные недостатки, можно начать награждение непричастных?
— Вывод такой. Известно, что основным ресурсом конкурентоспособности и адекватности того или иного государства в глобальном мире являются в первую очередь не полезные ископаемые или удачное геополитическое расположение, а та культура, в том числе и политическая, которой обладает элита нации и, что важнее, общество в целом. За последнее двадцатилетие армянское общество преодолело очень сложный этап своей истории, в котором имели место и революция, и война. Сегодня есть признаки того, что наше общество оправилось от шока и стало более совместимым с окружающим его внешним миром и, что самое важное, стало более адекватно реагировать на происходящие вокруг процессы. Существенно поубавились тенденции как очернения, так и идеализации собственного советско-социалистического прошлого. Параллельно этому формируется более трезвое восприятие достоинств и недостатков демократической системы. Соответственно эволюционировала и политическая элита: при всех известных проблемах она приобрела необходимые навыки государственного и политического управления, которых так недоставало в первые постреволюционные годы. Сегодня можно уверенно сказать, что армянское общество достаточно успешно учится адекватно отвечать на вызовы современности. А этот ресурс по значимости превосходит любой другой.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии