N 08 (119) Август 2007 года.

Конституция – живой организм

Просмотров: 7379

— Г-н Арутюнян, считается, что Конституция определяет образ страны. Однако сталинская Конституция, составленная либеральным Бухариным, оказалась неприменима на практике. Насколько,  по-Вашему, сегодня образ страны связан с текстом Конституции?

 — Во времена Сталина текст Конституции не имел значения – никто не собирался сверять по ней жизнь страны. Конституция (от лат. constitutio — устройство) – это не только провозглашенная система ценностей, но и общественное согласие жить этими ценностями и теми основополагающими принципами и нормами, которые базируются на них.

— Г-н Арутюнян, считается, что Конституция определяет образ страны. Однако сталинская Конституция, составленная либеральным Бухариным, оказалась неприменима на практике. Насколько,  по-Вашему, сегодня образ страны связан с текстом Конституции?

 — Во времена Сталина текст Конституции не имел значения – никто не собирался сверять по ней жизнь страны. Конституция (от лат. constitutio — устройство) – это не только провозглашенная система ценностей, но и общественное согласие жить этими ценностями и теми основополагающими принципами и нормами, которые базируются на них. О Конституции можно говорить только тогда, когда она воплощается в жизнь, когда нет противоречия между Конституцией и правовым устройством страны. А это означает, что для каждого государства принципиальное значение имеет обеспечение определенной конституционной культуры.  Только в этих условиях конституционный текст приобретает реальную правовую силу и становится основой гарантирования верховенства права. Это – процесс, и говорить, что текст Конституции и образ страны идентичны, я бы не стал.

— За короткую историю существования Конституции были уже две попытки ее изменения. Первая, в 2003?г., окончилась неудачей, в 2005-м она была изменена, во многом благодаря напору европейских структур, в частности Венецианской комиссии. Насколько, на Ваш взгляд, она совершенна и как быстро ей понадобятся новые изменения?

— Во многих  европейских странах конституционные изменения осуществляются чуть ли не каждый год. Поправки в Конституцию зависят от многих факторов, в том числе от типа самой Конституции и от интенсивности изменения общественных отношений в стране. У нас до референдума сложилась довольно опасная ситуация.

Многие положения  Конституции, в первую очередь касающиеся обеспечения верховенства права, базировались на принципах т.н. догматического легистско-позитивистского правомышления, свойственного СССР, Кубе, Китаю и другим странам, когда открыто провозглашается примат какой-либо структуры или силы, допустим, Коммунистической партии над правовым устройством страны и правами личности. Отставание конституционных положений от реальной жизни могло бы реально привести к конституционному кризису. Я глубоко убежден, что конституционные реформы в Армении  были продиктованы объективной необходимостью, а не являлись результатом влияния внешних факторов. Кстати, и сегодня легистско-позитивистское правомышление, основанное на тождественности права и закона, когда права даются человеку по закону, а не по факту рождения, не полностью уступило свои позиции. Конституционный Суд РА, например, не имеет полномочия абстрактного толкования Конституции, как это предусмотрено в пункте 5 статьи 125 Конституции РФ. Наш Конституционный Суд не имеет полномочий разрешать конституционные споры, что имеет важное значение для конституционного развития в стране. Одним словом, «резервы» для  дальнейшего конституционного развития у нас имеются.

Что же касается «напора» Венецианской комиссии, то я с 1997 г. являюсь членом этой Комиссии, а с 1999 г. координировал работу армянских специалистов и экспертов Венецианской комиссии из семи стран в работе по подготовке текста конституционных изменений. Так что если говорить о «напоре», то это был напор не только внешних, но и внутренних сил, к каковым отношу себя. Это была очень полезная работа и хорошее сотрудничество.

— В 2005 году властная коалиция, как казалось, всячески пыталась сорвать либерализацию Конституции, затянув дело до последней черты. Может, это и хорошо - власть осознает серьезность конституционных норм, если пытается сопротивляться их изменению. И, тем не менее, надо признать, что новая, более либеральная Конституция – это заслуга власти, а не оппозиции. Оппозиция, наоборот, как могла, сопротивлялась новшествам. Какой, по-Вашему, должна быть оппозиция для обеспечения конституционного процесса?

— Я уже отметил, что к конституционным реформам в Армении привели реальная необходимость, а также глубокое осознание положения дел. Что касается роли оппозиции, то в демократическом обществе она огромна и без нее не может быть действенного парламентаризма и глубокого конституционного процесса. Но для этого оппозиции следует больше, чем власти, стремиться к либерализации общества и уметь играть по правилам.

— Если Конституция, за редкими исключениями,  является символом государственности, то функции Конституционного Суда в некоторых странах выполняют верховные суды. Чем является Конституционный Суд для нас: постоянный институт или временная мера?

— Конституционный Суд является институтом континентального (европейского) права, и за последние десятилетия этот институт набирает все большую популярность. Он внедрен во многих странах Латинской Америки, Африки, а также в арабских странах. Сегодня в 110 странах конституционный контроль осуществляется конституционными судами, в 48 странах действует американская модель конституционного контроля через Верховный суд, и  соотношение это продолжает меняться в пользу института Конституционного Суда.

Я глубоко убежден в том, что со дня создания в 1920 г. в Австрии первого Конституционного Суда, за эти почти 90 лет конституционные суды стали одним из центральных звеньев иммунной системы любого правового государства. Это еще не до конца осознано многими, но без эффективного функционирования специального института судебного конституционного контроля, особенно в странах континентального права, невозможно обеспечить реальное верховенство Конституции в правовом демократическом государстве. Так что для меня постоянство института Конституционного Суда в Армении сомнению не подлежит. 

— Граждане Армении получили возможность обращаться со своими проблемами в Конституционный Суд. Не подменяет ли он работу обычного суда? Ведь судьи тоже обязаны знать Конституцию и соблюдать ее? И если выяснится, что обычный судья попрал конституционную норму, грозит ли это ему наказанием?

— Конституционный Суд - это не четвертая судебная инстанция. Решения обычных судов также не являются объектом конституционного контроля. В Армении внедрен примерно такой же институт индивидуальной жалобы, как в России. Согласно части 6 статьи 101 Конституции Армении в Конституционный Суд может обращаться любое лицо по конкретному делу, когда в наличии имеется окончательный акт суда, исчерпаны все средства судебной защиты и оспаривается конституционность примененного закона. Таких обращений уже больше тысячи, из них были приняты к рассмотрению около 8,5 процентов дел.

— О чем говорит растущее число обращений в КС? О его авторитете или невозможности защитить свои права в обычном суде?

— У нас накопилось много проблем, в том числе и в судебной сфере. Она интенсивно реформируется, но пока еще очень далека от идеала. Активность Конституционного Суда тоже играет свою роль – мы стараемся максимально использовать свои возможности для обеспечения верховенства права и Конституции.

— В последнее время Конституционный Суд  признал несоответствие Основному Закону нескольких законов, принятых парламентом. О чем это говорит? О том, что законодательный орган страны смутно представляет себе его содержание?

— Причины разные, однако, в основном, это результат того, что, с одной стороны, резко расширился круг субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия законов Конституции, с другой – после конституционных реформ продолжает действовать много старых законов.

— Насколько и в чем КС в своей деятельности зависит от исполнительной и законодательной властей?

— Увы, зависит. Во-первых, было бы правильно, чтобы Конституционный Суд был предусмотрен конституционным, а не обычным законом. Функциональную независимость Конституционного Суда можно укрепить,  конституционно предоставив ему полномочия по абстрактному толкованию Конституции и разрешению споров по конституционным полномочиям. Необходимо усовершенствовать конституционный институт индивидуальной жалобы на примере Германии, Словакии и многих других стран.  И, конечно же, укрепить материальную независимость суда – дешевого правосудия не бывает. 

— Каковы взаимоотношения Конституционного Суда с Европейским судом по правам  человека? Обязательны ли его решения к выполнению в Армении? И если не выполняются – то каково наказание?  

— В отношениях с Европейским судом по правам человека пока что не возникало  каких-либо недоразумений. Армения строго придерживается своих обязанностей по Европейской конвенции по правам человека. Вместе с тем, я думаю, что наши граждане еще недостаточно используют потенциал этого весьма важного международного института.

— Ваши впечатления от выборного процесса в Армении.  Какими были основные обращения в КС?

— По итогам последних выборов в парламент обращений в Конституционный Суд было  примерно в пять раз меньше, чем в 2003 году, изменилось и содержание этих обращений. В этом году выдвигались требования к предвыборной агитации, обеспечению равных условий в реализации своих избирательных прав, обеспечению контроля в использовании  финансовых ресурсов и т.д. Нами было рассмотрено два дела по выборам, и в обоих случаях решения избирательных комиссий были оставлены в силе. В то же время рассмотрения этих дел показали, что избирательная система в Армении нуждается не только в совершенствовании правовой базы и институциональной системы, но и во внедрении определенной избирательной культуры.

— Конституция какой страны взята нами в основу? И значит ли это, что образ именно этой страны является для нас идеалом?

— Первоначально в основу легла конституция Франции, но последние изменения оказались определенным отходом от французской модели. В основу действующей Конституции взяты общеевропейские конституционные ценности, базирующиеся  на реальной системе обеспечения верховенства права, более четком разделении и балансе властей, гарантировании независимости судебной власти и формировании необходимых условий для становления системы местного самоуправления. Подробный ответ на этот вопрос -  это книга, изданная в 2005 г. в Ереване, которая называется: «Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени».  Одно положение, тем не менее, отмечу снова – Конституция не является импортируемым товаром, она отражает ценностную систему данного общества и приобретает реальную силу на основе широкого общественного согласия.

— Вы за достаточно короткий срок стали известным специалистом конституционного права. Насколько Вам кажется закономерным развитие Вашей карьеры – от экономики к Конституционному Суду?

—  Право – это кибернетика?общественных наук. К праву экономист приходит совершенствуясь, а не деградируя. Знание экономики, на мой взгляд, является необходимым условием в изучении и решении проблем конституционного права. Но совершенно недостаточным. Чтобы быть хорошим специалистом в этой области, необходимо иметь познания и в философии, и в социологии, и во многих других, связанных с жизнью общества науках. Не говоря о собственно конституционном праве...

— И последний вопрос лирического свойства: Ваши увлечения за пределами Конституционного Суда.

— Увлечений у меня много – живопись, поэзия, пчелы. Вот только времени мало... У меня трое детей, пятеро внуков, и сколько времени им ни посвяти – все кажется мало...
Что же касается пчел, то в это мое увлечение тоже пришло обществоведение. Пчелиное сообщество необычайно интересно, и я могу уже открыть маленький секрет: пишу об этом книгу. Название уже есть: «Закономерности пчелиного общества: эталон природы и предмет подражания».

— Будет интересно сравнить с человеческим... 

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (название, род деятельности, телефон, факс, e-mail,www,имена,адреса) Более подробно узнаете незамедлительно при связи с нами по контактным: телефону +79133913837 ICQ: 6288862 Email: [email protected] Skype: prodawez
  2. Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (название предприятия, телефон, факс, email, почтовый адрес, имена, род деятельности) Подробно узнайте по тел +79133913837 Email: [email protected] ICQ: 62-888-62 Skype: prodawez
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты