Армяне Владикавказа
История армянской общины Владикавказа насчитывает столько же десятилетий, сколько и сам город. Первые армяне – купцы и мастеровые пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах огромной империи для надежной охраны Военно-Грузинской дороги. В новой крепости селились не только русские офицеры, осетины из близлежащих сел, – были среди первых жителей Владикавказа и армяне.
История армянской общины Владикавказа насчитывает столько же десятилетий, сколько и сам город. Первые армяне – купцы и мастеровые пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах огромной империи для надежной охраны Военно-Грузинской дороги. В новой крепости селились не только русские офицеры, осетины из близлежащих сел, – были среди первых жителей Владикавказа и армяне.
Уже к 1851 году здесь постоянно жили около 100 армянских семей. Для них здесь была построена и освящена церковь святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич).
В отличие от других храмов города, за все время существования двери церкви не закрывались ни на один день. Вокруг святого места по традиции селились прихожане, в основном армянские купцы средней руки и мастеровые, которые бойко торговали не только на рынках крепости, но и близлежащих казачьих станиц и в осетинских селах.
С установлением советской власти общинная жизнь во Владикавказе начала сворачиваться. Правда, в первое десятилетие, в годы нэпа, еще действовала школа на родном языке, издавались книги и газеты, сохранялась даже некоторая веротерпимость. 6,5 тысяч армян оставались самой значительной по численности национальной группой города после осетин и русских.
Компактная и активная община города добилась того, что в 20-30-е годы ее представители получили значительное число голосов в местном совете. Пожалуй, ни в каком другом городе Северного Кавказа не было такого внушительного представительства армян в местных органах власти. Кандидаты в депутаты объясняли избирателям, что от их активности зависит, станет ли горсовет решать важные хозяйственные вопросы, волнующие армян города.
Национальные-общественные объединения просуществовали в Осетии до середины 20-х годов. Армянским благотворительному и культурно-просветительному обществам, Комитету помощи беженцам-армянам и студенческому землячеству пришлось заниматься проблемами устройства людей, бежавших от резни и добравшихся до города из опустошенных турками районов Западной Армении и Карабаха.
Местные партийные органы настороженно относились к деятельности Комитета помощи и предлагали передать его функции городскому отделу социального обеспечения. Только отсутствие средств повлияло на решение «не чинить особых препятствий» деятельности Комитета в городе. Однако сразу же после организации армянской секции при партийном комитете он был упразднен, а деньги армянского комитета переведены «на имя партийной секции».
Еще одна цель, которую поставила себе армянская община – сохранить национальную школу. До 1917 года образование на родном языке находилось под покровительством церкви. В годы нэпа обучение на армянском языке велось в школе первой ступени №20, большая часть учеников которой состояла из детей беженцев. 70% армянских детей 8–13 лет были обучены грамоте – это был самый высокий показатель детской грамотности по городу.
За несколько десятилетий существования национальной школы тысячи владикавказских армян смогли сохранить родной язык. К сожалению, в годы тоталитаризма система ликвидировала последний очаг национальной культуры.
То, что армянская община Владикавказа уцелела и даже развивалась в десятилетия советской власти, стало возможным благодаря интернациональной среде города. То, что армянский храм в городе сохранился – это заслуга всех жителей Владикавказа. Сегодня особенно многолюдно бывает в армянской церкви по воскресеньям, когда сюда спешат верующие. Среди них - не только армяне, но и христиане других национальностей. После окончания службы во дворе церкви теперь многолюдно – прихожане не спешат расходиться по своим домам: они делятся семейными новостями, обсуждают цены на рынке, ждут детей из воскресной школы. Сурб Геворк вновь становится центром общинной духовной жизни – дети учат здесь азбуку Маштоца, складывается библиотека из книг армянских классиков.
Как рассказывает настоятель владикавказского храма св. Георгия Просветителя отец Геворг, роль, которую сыграла церковь в сохранении традиций, переоценить трудно. За 160 лет вокруг церкви сложился постоянный круг: основную часть прихожан составляют коренные владикавказцы, среди них немало таких, кто приходит сюда каждое воскресенье: исповедаться, причаститься. Отмечать 160-летие приезжал Католикос Гарегин II. К этой дате храм украсили, отремонтировали. Здесь, во Владикавказе, по признанию настоятеля, есть немало меценатов, которые помогают крупными пожертвованиями. Но, как говорит отец Геворг, все стараются внести посильную лепту на содержание храма.
На Пасху и во время больших церковных и национальных праздников небольшая церковь собирает очень много народа. При храме поет замечательный женский хор. Его выступления получили такую широкую известность, что три года назад девушек пригласили петь в Св. Эчмиадзине, где вместе с хором Кафедрального собора они провели литургию на празднике Вардавар.
У самого отца Геворга дети уже пошли в общеобразовательную школу, посещают они и воскресную при церкви, где, кроме них, собираются еще двадцать детей учить родной язык, азбуку Маштоца. Для них настоятель начал собирать библиотеку из книг армянских классиков.
Мало, на первый взгляд, пришло бы и больше, – когда-то во Владикавказе была и армянская средняя школа. А пока – к родной речи и культуре детей пытается приобщить церковь.
Дети эти вырастут и пополнят приход владикавказской церкви. На вопрос, спокойно ли жить здесь армянам, отец Геворг обычно отвечает: да, армянам здесь хорошо.
Есть у владикавказских армян и новый центр общественной жизни – национально-культурное общество «Эребуни». Главные цели, которые оно себе ставит – консолидация диаспоры, помощь соотечественникам, сохранение языка и культуры. «Эребуни» уже собрало уникальную библиотеку из 3000 томов, проводит частые концерты ансамбля песни и танца, вносит заметный вклад в ежегодное празднование Дня города. «Эребуни» – один из самых многочисленных и активных членов движения «Наша Осетия».
Осетия стала родным очагом для сотен и тысяч армян, спасшихся от резни. Потомки этих беженцев – граждане современной Северной Осетии. История осетинского народа записана в древних армянских и греческих рукописях, хранящихся в Матенадаране. У современного национального возрождения – мощные, глубокие и древние корни.
Асмик Саркисян
Оставьте свои комментарии