Морфлот в Армении – это реально!
Так считает известный специалист в области морского транспорта, директор рижской компании I.B.M.S. Сергей Мартиросов. Многие годы он проработал в Латвийском пароходстве. Был директором Рижского филиала ЦНИИМФ. Затем 15 лет за рубежом – управлял флотом на Кипре, в Дании, строил суда в Корее.
Опыта и знаний ему не занимать:
– Наша историческая Родина находится в изоляции. С Турцией и Азербайджаном граница закрыта, а через Грузию поезда идти не могут из-за конфликта Тбилиси с мятежной Абхазией. Значит, надо делать бизнес «аут оф каунтри», то есть за пределами страны.
Так считает известный специалист в области морского транспорта, директор рижской компании I.B.M.S. Сергей Мартиросов. Многие годы он проработал в Латвийском пароходстве. Был директором Рижского филиала ЦНИИМФ. Затем 15 лет за рубежом – управлял флотом на Кипре, в Дании, строил суда в Корее.
Опыта и знаний ему не занимать:
– Наша историческая Родина находится в изоляции. С Турцией и Азербайджаном граница закрыта, а через Грузию поезда идти не могут из-за конфликта Тбилиси с мятежной Абхазией. Значит, надо делать бизнес «аут оф каунтри», то есть за пределами страны.
Многие неморские страны стремятся обзавестись своим флотом. Это престижно, это выгодно экономически. Откроется целый сектор экономики! И довольно прибыльный. К тому же морфлот всегда являлся и является серьезным дополнительным аргументом при внешнеполитических переговорах. Взять, к примеру, Чехию. Она успешно идет по этому пути. А флот базируется в соседней Польше – в портах Гданьска и Гдыни.
Мне известно, что в 2000 году представители правительства Армении обращались к Грузии по вопросу создания собственного флота. Однако в Тбилиси начались известные политические события. Грузинам было не до этого, а армянская сторона, видимо, потеряла к этому вопросу интерес. Не нашлось там мотора, который бы довел это важное дело до конца.
Среди армян немало прекрасных морских специалистов. Я сталкивался с ними по работе и в Латвийском пароходстве, и за границей. Они могли бы послужить национальным интересам Родины предков.
Судовладельцем может стать как Республика Армения, так и частное лицо, гражданин РА. Надо с чего-то начинать! Известно, что Норвегия сегодня – одно из самых богатых государств мира. Однако в начале 60-х она была достаточно бедной. И поднялись потомки викингов не за счет нефти (это было позже), а благодаря морфлоту. В деревнях, городах стали создаваться товарищества, акционерные общества, которые строили «народные суда». На этом они заработали первые крупные деньги. И смогли вложить их в нефтяные месторождения. А потом появился новый национальный проект – аквакультура. Норвежцы стали разводить во фьордах лососей. Опять-таки благодаря деньгам, заработанным на морских перевозках.
Чтобы построить промышленное предприятие, нужны годы. Сегодня Армения растеряла многие кадры – люди разъехались по миру. Потеряны навыки, квалификация. А еще острей из-за блокады стоит вопрос реализации готовой продукции. В случае приобретения флота можно получить «быстрые деньги». Покупаешь судно под «дешевым флагом», ставишь его на международные линии и начинаешь работать. В сутки зарабатываешь от 2 до 30 тысячи евро – в зависимости от дедвейта (размера) судна. Причем флот может быть отнюдь не новым – даже 10 лет и старше.
Состоятельные люди предпочитали до сегодняшнего дня вкладывать средства в недвижимость. Однако кризис в ипотеке по всему миру заставил их задуматься: куда же вкладывать свои капиталы? И многие стали обращать внимание на сверхприбыльный бизнес морских перевозок. На сегодняшний день, к примеру, в России около 3 тысяч частных судовладельцев. У нас в Латвии – только 5. Но интерес к этой сфере деятельности стали проявлять многие.
Думаю, что и Армении следует пойти по этому пути. Можно создать морской департамент при Министерстве сообщений в Ереване. А менеджеров, всю команду, можно направить в Ригу. Здесь будет их офис. Получат в стране-члене Евросоюза вид на жительство, начнут работу. На благо Армении, на благо всего армянского народа!
Компания I.B.M.S., которую я возглавляю, поможет подобрать кадры, организовать для них курсы в Морской академии. Еще мы решаем вопрос с получением кредита в банке – зачем вкладывать в дело все свои средства?
Мы поможем также зарегистрировать судоходную компанию в Латвии, и она автоматически становится европейской судоходной компанией. А это немалый плюс. Конечно же, наша компания помогает и с покупкой флота – танкеров, сухогрузов, рефрижераторов...
Александр Геронян, Рига
Оставьте свои комментарии