История армян Владикавказа
Армянская диаспора является самой первой и самой крупной в структуре полиэтничного Владикавказа.
После присоединения Восточной Армении к России во Владикавказской крепости поселились первые 96 человек. Численность армянского населения постоянно росла и к 1897 году составила 1416 человек. Но формирование армянской общины на этом не закончилось. В годы Первой мировой войны младотурецкие националисты - правящая клика султанской Турции — организовали варварское истребление около полутора миллионов армян и превратили в пепел всю Западную Армению.
Хлынувшая масса беженцев пополнила армянские поселения Северного Кавказа. Владикавказ вновь принял большую группу армян, потомки которых – семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Кирокосян, Манукянц, Оганесян, Захарян и другие – живут и сейчас во Владикавказе.
Армянская диаспора является самой первой и самой крупной в структуре полиэтничного Владикавказа.
После присоединения Восточной Армении к России во Владикавказской крепости поселились первые 96 человек. Численность армянского населения постоянно росла и к 1897 году составила 1416 человек. Но формирование армянской общины на этом не закончилось. В годы Первой мировой войны младотурецкие националисты - правящая клика султанской Турции — организовали варварское истребление около полутора миллионов армян и превратили в пепел всю Западную Армению.
Хлынувшая масса беженцев пополнила армянские поселения Северного Кавказа. Владикавказ вновь принял большую группу армян, потомки которых – семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Кирокосян, Манукянц, Оганесян, Захарян и другие – живут и сейчас во Владикавказе. К ноябрю 1920 года армянская община Владикавказа состояла из 12 тысяч человек.
Большую заботу о переселенцах проявляла городская управа, был создан специальный комитет помощи беженцам-армянам.
Адаптация западных армян в начале XX века проходила гораздо легче: к этому времени в городе была сплоченная армянская община, имевшая церковь, благотворительное общество, которые помогали пережить тяжелые испытания. Небольшие миграционные волны продолжались долгое время. Многие семьи попали во Владикавказ после скитаний по Ленинакану, Ставрополью, Краснодарскому краю. Решением правительства Горской республики трудоспособные беженцы получали работу, их семьи освобождались от коммунальных платежей, им оказывалась бесплатная и первоочередная медицинская помощь. Для детей создавались специальные врачебные пункты, бесплатные столовые, пункты по выдаче одежды и обуви. Правительство и созданные им специальные организации оказали большую помощь беженцам. Но адаптационные процессы проходят на бытовом уровне и во многом зависят от окружающей среды, характера межэтнических отношений. Горожане проявляли к беженцам традиционное гостеприимство и доброжелательность. Особенно тесные отношения сложились между армянами, жившими в районе площади Штыба с жителями Осетинской слободки, которые отнеслись к переселенцам с болью и сочувствием и старались оказать посильную поддержку. В этом районе города никого не удивляло знание армянского языка осетинами и умение армян общаться на осетинском языке.
Армянская община сохраняла свою традиционную культуру. Стойкость этнических признаков в общине объясняется многочисленностью, постоянными пополнениями, трагической историей, актуализировавшей национальное самосознание и т.д. Но главным фактором, способствовавшим этнокультурной консолидации, был религиозный. Армяне были не только этнической группой, но и религиозной общиной, а армяно-григорианская вера в данной культурно-исторической ситуации становится этнодифференцирующим признаком.
Одним из первых событий в адаптационном процессе армян было строительство храма. Первое упоминание о желании армян иметь во Владикавказе церковь относится к 1839 году. Это было небольшое деревянное здание. В 1843 году армяно-григорианская церковь была освящена. Столь знаменательное событие произошло при Его Святейшестве Нерсесе V, Верховном Патриархе и Католикосе Всех Армян. Деревянная церковь просуществовала двадцать один год. В 1862 году Астраханская армянская консистория подняла вопрос о строительстве каменного храма. Численность армянского населения неуклонно росла, небольшая по своим размерам церковь с трудом вмещала всех верующих, особенно в дни религиозных праздников.
Средства на строительство были выделены не только Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией по повелению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Матевоса, но и местными прихожанами. Часть расходов взял на себя Лориc-Меликов – начальник Терской области, человек, оставивший яркий след в истории Владикавказа.
18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение перестроенной церкви. Люди, пережившие страшный геноцид, тяжелые потери, хозяйственные, бытовые, языковые и другие сложности, находили утешение в церкви, в своей вере, в молитвах. В стенах храма решались важные для общины вопросы, священнослужители хорошо знали проблемы своей многочисленной паствы и были готовы оказать помощь, утешить, дать добрый совет, а в необходимых случаях и материально поддержать. Состоятельные прихожане часто делали пожертвования, а церковь изыскивала возможности для благотворительной деятельности. Например, в 1903 году Благочинный Владикавказской армяно-григорианской церкви Акоп Сарикянц получил от горожанина Г.И. Евангулова сторублевую государственную ренту с процентами (шестью купонами) на учреждение в городе бесплатного приюта для беженцев. Особую заботу церковь проявляла об образовании детей. В середине 1870-х годов открылось первое церковно-приходское одноклассное училище, для которого недалеко от храма было приобретено и оборудовано на церковные средства специальное здание. Осенью 1883 года открылось второе церковно-приходское училище для девочек-армянок. При церкви было создано «Армянское для всепомощенствования учащимся общество».
Армянские купцы и состоятельные горожане не жалели денег на образование. Многие армяне вкладывали личные средства на открытие школ и училищ. Среди них начальник Терской области Лорис-Меликов, вдова офицера Российской армии Мария Аветисовна Автандилова, оставившая в своем духовном завещании пять тысяч рублей золотом, вырученных от продажи ее недвижимого имущества с торгов и поровну разделенных между церковью и церковно-приходским училищем.
З0 октября 1899 года Владикавказское армянское общество приняло решение открыть армянскую женскую первоначальную школу и выделять на ее содержание ежегодно из церковных средств 500 рублей. Остальные расходы общество брало на себя. В городе существовала и частная школа для детей армян обоих полов. Она была открыта стараниями Шушаник Арсеновны Дейкарханянц в сентябре 1914 года. Главными предметами в этой школе были Закон Божий, армянский язык, уроки проводил настоятель армянской церкви.
Церковь проводила широкомасштабные акции по сбору пожертвований пострадавшим от эпидемий, неурожаев в азиатской Турции и селах Эриванской губернии, от военных действий, особенно в годы Первой мировой войны, а также организовывала юбилейные мероприятия, связанные с историей и культурой армянского народа. В октябре 1913 года отмечалось 1500-летие армянской письменности и 400-летие книгопечатания.
Деловой мир города был в значительной степени представлен армянами. Еще в 1840-х годах армяне торговали во Владикавказской крепости «красным и бакалейным товаром». Один из ремесленных кварталов был исключительно армянский. По свидетельству современников, там можно было заказать все предметы горского костюма. При армянском обществе была корзиночно-мебельная мастерская, изделия которой продавались на выставках. В ремесленном училище гр. Лорис-Меликова выделывали из бука образцы гнутой мебели.
Согласно переписи 1926 года, во Владикавказе проживало уже 6,5 тысяч армян (по другим данным – 8 тысяч), они были самой крупной этнической группой, что обеспечило им значительное представительство в местных советах. В середине 1920-х годов во время выборной кампании избирательные участки создавались по национальному признаку. Среди депутатов было много армян – 46 человек в 1929 году. Армянская секция существовала также при органах исполнительной власти.
До середины 1920-х годов существовали и армянские национальные общества – благотворительное, культурно-просветительское, комитет помощи беженцам-армянам. Они занимались проблемами беженцев из Западной Армении и Карабаха, организацией культурно-просветительской работы.
Армянская общественность сумела в годы нэпа восстановить свою школу. Вначале это была школа первой ступени, где обучение велось на родном языке. К 1928 году более 70% детей 8-13-летнего возраста имели достаточный уровень грамотности.
В последнее десятилетие, отмеченное «взрывом этничности» по всей стране, этнодисперсная группа армян Владикавказа одна из первых создала национально-культурное общество, условия для изучения родного языка, оживления традиционной семейной и календарной обрядности. Такой вариант этнокультурной адаптации стал возможен благодаря традиционной для Осетии атмосфере межэтнической толерантности и взаимоуважения.
Залина Канукова,
доктор исторических наук
Оставьте свои комментарии