Девять шагов, которые Армения должна предпринять до ратификации протоколов
Редактор и издатель газеты «Калифорния курьер» Арут Сасунян представил те шаги, которые Армения должна предпринять до ратификации протоколов.
Первая же попытка урегулирования отношений между Арменией и Турцией - церемония подписания протоколов 10 октября в Цюрихе - оказалась на грани провала, когда министры иностранных дел двух стран выступили против содержания текстов заявлений, которые должны были прозвучать после церемонии подписания.
Поскольку обе стороны имели право заранее ознакомиться с текстом выступления другой стороны, министр ИД Армении выразил протест против того, что турецкая сторона запланировала выступление по неприемлемым вопросам Карабаха и исторической комиссии. Министр ИД Турции, в свою очередь, выразил протест по поводу того, что армянская сторона пытается утверждать, что урегулирование отношений между двумя странами основано на принципе «без каких-либо предусловий».
После трехчасовой напряженности госсекретарю США Хиллари Клинтон, министру ИД России Сергею Лаврову и другим высокопоставленным должностным лицам удалось заставить министров ИД Армении и Турции подписать протоколы без заключительных заявлений.
Вопреки массовым выступлениям армян, которые обвиняли руководство Армении в том, что оно идет на неприемлемые уступки, министр Эдвард Налбандян подписал протоколы.
Подписанные протоколы ныне должны быть представлены парламентам Армении и Турции для ратификации. До этого заключительного этапа армянская сторона должна подумать о совершении следующих 9 шагов, чтобы по возможности сократить ущерб, нанесенный армянским интересам от подписания протоколов.
1.Какая-либо неправительственная общественная организация или оппозиционная политическая партия должна оспорить в Конституционном суде вопрос соответствия протоколов положениям Конституции. Эта инициатива не должна зависеть от правового требования, когда Конституционный суд принимает решение о том, соответствует ли какой-либо конкретный международный договор Конституции Армении.
2. До рассмотрения протоколов парламент Армении должен проследить и подождать до тех пор, пока парламент Турции первым ратифицирует их.
3. Если парламент Турции в «разумные сроки» не ратифицирует протоколы, то парламент Армении должен признать их недействительными.
4. Национальное Собрание Армении не должно ратифицировать протоколы, если турецкий парламент во время ратификации добавит в них оговорки или условия.
5. Правительство Армении должно отозвать протоколы с парламентских обсуждений, если турецкий парламент их ратификацию свяжет с другими вопросами, например, с переговорами по Арцаху или вопросом геноцида армян.
6. Армянский парламент должен добавить к протоколам оговорку, закрепив, что протоколы будут признаны недействительными, если после ратификации Турция в течение предусмотренных 60 дней не откроет границу с Арменией или же после открытия вновь закроет ее под каким-то предлогом.
7. До ратификации протоколов парламент Армении должен принять закон о том, что участие какого-либо государственного органа или ведомства в каком-либо мероприятии, которое ставит под сомнение геноцид армян, будет признано противозаконным. Подобный закон будет противовесом тем заявлениям турецких руководителей и иных лиц о том, что указанная в протоколах историческая подкомиссия пересмотрит факт геноцида армян.
8. Парламент Армении должен признать незаконными переговоры какого-либо армянского должностного лица относительно территориальных уступок, одобрение или подписание документа по Арцаху. Подобный шаг сделает невозможными многочисленные турецкие требования об уступках по Арцаху до ратификации.
9. Парламент Армении должен объявить недействительным Карсский договор, подписанный Армянской Советской Социалистической Республикой под давлением. Объявление Карсского договора недействительным будет означать признание недействительным и положения об уважении соответствующих международных договоров, отмеченных в протоколах, которыми определяются настоящие армяно-турецкие границы, и в этом случае в дальнейшем не будет препятствий для предъявления территориальных требований Турции.
Крайне важно, чтобы власти Армении выполнили вышеупомянутые шаги, потому что только устные официальные разъяснения не устраняют вредоносные последствия протоколов. Поскольку руководители Армении не желают или не могут вести переговоры или подвергнуть изменениям эти протоколы – из-за международного давления, как показал Цюрих, – то минимум, что они могут сделать, это предпринять меры, чтобы свести до минимума опасность, грозящую национальным интересам Армении.
Арут Сасунян, редактор и издатель газеты «Калифорния курьер»
Оставьте свои комментарии