Для Ирана обозначена угроза с севера
В ночь на 18 июня на линии соприкосновения армянских и азербайджанских подразделений близ села Чайлу произошел инцидент. Разведывательно-диверсионное подразделение азербайджанской армии, используя рельеф местности, сумело обойти дозоры Армии обороны НКР и проникнуть в траншеи оборонительных позиций. В результате акции армянская сторона понесла потери: 4 убитых и 4 раненых. Предположительно это была отдыхающая смена дозора, находившаяся в блиндаже. После чего завязался бой, в результате которого азербайджанское подразделение было вынуждено отступить, оставив в расположении армянского подразделения тело одного убитого, боеприпасы и оружие. Число потерь с армянской стороны в результате инцидента 18 июня - самое большое со времени заключения соглашения о прекращении огня в мае 1994 года.
В связи с инцидентом президент и МИД Армении сделали достаточно жесткие заявления, осуждающие военную акцию Азербайджана. При этом заявление главы внешнеполитического ведомства Э.Налбандяна в некотором роде подверглось критике со стороны спецпредставителя ЕС в регионе Питера Семнеби.
Что касается официального Баку, то там по сути и не собирались отрицать этого факта. Более того, азербайджанская сторона совершенно ясно дала понять, что теперь она собирается не только угрожать, но и вполне может использовать силу для восстановления «территориальной целостности» и более не считает нагорно-карабахский конфликт «замороженным». Фактически Баку начал военно-дипломатический прессинг, угрожая «разморозить» конфликт в том случае, если руководство Армении не примет т.н. «обновленных Мадридских принципов» в азербайджанской интерпретации.
Правомочность и юридическую обоснованность такого документа де-факто приветствовал ведущий эксперт американского Heritage Foundation по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности Ариэль Коэн. При этом он дал ясно понять, что рассматривает Азербайджан как страну, пострадавшую от агрессии в 1988-1994 гг. Данное заявление американского эксперта в принципе можно трактовать как «добро» на выход Азербайджана из бессрочного соглашения «О прекращении огня», заключенного в мае 1994 года при посредничестве России.
В связи с вышеупомянутым инцидентом обратим также внимание на то обстоятельство, что в мае с.г. Европарламент принял резолюцию по политике ЕС в регионе Южного Кавказа, из контекста которой можно сделать вывод о том, что войну в Нагорном Карабахе в конце 1991 года начала армянская сторона, а не Азербайджан. Данная трактовка является следствием того, что своеобразный «отсчет времени» в данном документе ведется от сложившегося сегодня статус-кво, и нет никаких пояснений о том, как именно этот статус-кво в зоне конфликта сформировался.
В связи с последними событиями особо отметим еще два обстоятельства:
– заявления и действия официального Баку, по сути, свидетельствуют о том, что И.Алиев и его администрация не намерены выполнять требования Майендорфской декларации, подписанной 2 ноября 2008 года при посредничестве России. Кроме того, инцидент близ Чайлу произошел через несколько часов после трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Санкт-Петербурге. Согласно официальной информации на встрече стороны: подтвердили готовность к продолжению диалога по согласованию Мадридских принципов урегулирования нагорно-карабахской проблемы, отметили сближение позиций по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования, подтвердили готовность к продолжению диалога при посредничестве России, США, Франции в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ,
– Минская группа ОБСЕ, стороны конфликта и международные структуры продолжают игнорировать подписанное в начале февраля 1995 года тремя сторонами конфликта (Баку, Ереваном и Степанакертом) соглашение по укреплению прекращения огня в нагорно-карабахском конфликте (иногда его еще называют соглашением «О предотвращении инцидентов»). Инициатором подписания данного соглашения была Россия. Напомним, что двумя основными целями вышеупомянутого соглашения было уладить инциденты за счет прямой связи между сторонами и затруднить пропагандистскую раскрутку инцидентов для разжигания враждебных настроений.
Оба этих обстоятельства могли бы нам дать основание предполагать, что речь может идти о попытках игнорирования арбитражного потенциала России в данном конфликте и о традиционных «кознях Запада». Однако, на наш взгляд, это обманчивое впечатление, т.к. реакция Москвы на инцидент была также вялой.
Проведенная 23 июня пресс-конференция посла Ирана в Армении Саеда Али Сагаяна дала нам возможность несколько по-иному взглянуть на ситуацию. Обратим внимание на следующие моменты, представленные послом Ирана: – вторжение азербайджанской диверсионной группы на территорию Карабаха было спровоцировано не региональными силами. Де-факто речь идет о том, что Тегеран критикует политику умиротворения, проводимую международными структурами, и указывает на то, что данная политика приводит к столкновениям в зоне нагорно-карабахского конфликта и к жертвам. Посему Иран призывает конфликтующие стороны перейти на региональный формат урегулирования,
– в свете разговоров о возможности размещения иностранного миротворческого контингента на территориях «зоны безопасности» Тегеран не допустит размещения миротворческого контингента США в Физули, исходя из вопроса национальной безопасности «Иран имеет общую границу со странами, которые находятся в конфликтах друг с другом, и заинтересован в вопросе национальной безопасности своей страны и не позволит размещение американских военных сил»,
– нет ясной информации по поводу возможности размещения турецких военных баз в Нахичеване, но вместе с этим посол отметил: «Размещение турецких военных будет противоречить турецкой политике «ноль проблем с соседями». Нахичеван не является той территорией, в которую Турция захотела бы внедрить свои войска»,
– согласие России на санкции против Ирана не повлияет на отношения двух стран. Речь идет о том, что, несмотря на все проблемы, Тегеран обозначает свою готовность быть партнером России в регионе Южного Кавказа, – Иран исключает возобновление военной ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта.
При этом президент Армении С.Саргсян, выступая в Берлине, дал ясно понять, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта невозможно без учета интересов национальной безопасности Ирана.
Судя по всему, речь идет о реальности угроз против Ирана с северного направления. При этом мы не исключаем глобальной антииранской договоренности, достигнутой между такими игроками, как Москва и Вашингтон, т.к. очевидно, что санкции переходят из виртуальной в материальную сферу.
Таким образом, вполне возможно, что инцидент близ Чайлу связан с политикой великих держав в отношении Тегерана, и на Армению, которая имеет дружеские отношения с Ираном, будет оказываться системное и жесткое давление с требованием вывести войска из части районов «зоны безопасности». Не исключено, что для осуществления своего плана введения миротворческого контингента крупные игроки могут даже спровоцировать небольшую краткосрочную войну в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Давид Петросян, Ереван
Оставьте свои комментарии