Карен Шахназаров: Факт политического разделения существует и в кино
21-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр», который проходил в Сочи, собрал небывалое количество гостей и участников – около пяти тысяч. Цифра свидетельствует о том, что среди российских кинофестивалей он – один из самых популярных.
В нынешнем году, как и в прошлом, кинофестиваль снова сделал ставку на молодых. Восемь из 13 конкурсных лент – это дебюты. Полнометражные художественные фильмы, снятые начинающими кинорежиссерами. Была показана еще и специальная программа короткометражных лент.
Обо всех характерных моментах завершившегося кинофестиваля беседа с председателем жюри 21-го ОРКФ, кинорежиссером, сценаристом, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом Государственных премий, генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.
– По увиденному Вами за время работы жюри можно ли утверждать, что уже есть какая-то новая генерация кинематографистов, или, как принято это называть, «новая волна»?
– Генерация всегда есть. Это же естественно – так же, как дети рождаются. Молодежь появляется. Вопрос не в том, что генерация есть, вопрос в том – есть ли что этой генерации сказать? Может ли это поколение сказать что-то в кинематографе? Вот это вопрос, а так – молодые люди всегда появляются в том или ином виде искусства... Естественно, часть из них становятся режиссерами, сценаристами, актерами. Естественно также, кто постарше – постепенно уходят. Поколения всегда есть и будут. Вопрос только вот в чем – привносят ли поколения что-то реально в кино, как в свое время после революции, Гражданской войны поколение Эйзенштейна, Довженко... Или поколение 60-70-х – Чухрай, Бондарчук, Калатозов, Тарковский. Ведь бывает и так, что поколение проходит, так ничего своего и не сказав. Ничего не привнося. По одной картине трудно говорить, насколько это поколение проявит себя. Это уже вопрос к ним. Если вы имеете в виду, есть ли поколение как некое художественное явление, то это я пока сформулировать не имею возможности, но физически – оно есть.
...За время «Кинотавра» здесь прошло уже… пять поколений, если говорить серьезно. «Кинотавру» уже 20 лет. В принципе, поколения в кино - они достаточно быстро приходят. Появились выпускники, закончившие ВГИК, сделали по картине. Смотришь, уже новое поколение…
– Это понятно, но на дебютное кино Александр Роднянский, президент «Кинотавра», делает упор уже второй год. И второй год критики и зрители смотрят это кино и не могут определить: «Кто пришел?»
– Я не знаю, я не занимаюсь отбором. Но, наверное, они отбирают из того, что есть, а это, вероятно, лучшее… Кто-то, может быть, еще и не дает картины на фестиваль. Режиссеры, продюсеры. У них – разные планы. Строго говоря, фестиваль ведь не отвечает за качество кино. Фестиваль дает тебе возможность показать себя – своего рода витрина. Но из того, что выбирают, на самом деле скорее всего лучше и нет.
– Режиссеры, которых объединяет еще и национальность – назову фамилии: Параджанов, Кеосаян-старший, Эйрамджан, Вы, Балаян – в их мироощущении есть что-то общее?
– Нет. Нет абсолютно. Мы все имеем армянские корни, у меня – отец армянин. Но, строго говоря, мы – русские режиссеры. Мы работаем на русском языке. Мы принадлежим к российской кинематографии, поэтому в этом смысле общего, кроме дружеских отношений, нет. Мы очень разные и по-разному работаем. Я думаю, это очень хорошо. Мы не несем какой-либо национальной идеи. Это, скорее всего, те режиссеры, которые непосредственно работают на национальных студиях, в частности на «Арменфильме». Это режиссеры, которые работают на армянском языке. Там имеются общие черты кинематографа, и национальная школа проявляется отчетливо.
– Все мы сожалеем об утраченном советском многонациональном кинематографе. Его больше нет, но сейчас я вижу, что национальный кинематограф бывших республик Союза начинает оживать. Хотя бы по фамилиям режиссеров картин, представленных в конкурсной программе… Если и правда восстановится национальное кино – будет это иметь какое-то значение для российского?
– Понимаете, если в Советском Союзе была кинематография национальная, то это все равно было советское кино. Факт политического разделения, он существует и в кино... Дай Бог, чтобы грузинское кино, армянское кино множилось и процветало, но это будет уже фактом действительности этих стран, и оно будет иметь отношение к России такое же, какое имеет, допустим, итальянское, датское кино, которое мы смотрим… Да, интересно обмениваемся художественными идеями. Но это все-таки уже разные вещи. В принципе, мы уже мало знаем, что происходит в кино того или иного государства. Казахское кино мы еще более-менее знаем. Там оно есть - реальное, и они много с нами работают. В России, в принципе, мы просто мало знаем о состоянии остальных.
– Позвольте только один вопрос из разряда «о семье». Ваш отец – Георгий Хосроевич – интересная неординарная личность, он считается ближайшим соратником Михаила Горбачева, одним из основоположников политологии, человеком «нового времени» в политике последних лет СССР. Расскажите немного о нем.
– Он, к несчастью, уже ушел 9 лет назад. Но отец на самом деле – человек талантливый, армянская кровь у меня – от него. Наш род из Нагорного Карабаха, папа из Баку, он родился там. Фронтовик, и он, я считаю, был выдающимся политологом. И политиком… И – очень хорошим отцом.
Натэлла Саакова
Оставьте свои комментарии