Армен Ашотян: Впереди у нас много работы
В преддверии нового учебного года гостем «НК» стал министр образования и науки РА Армен Ашотян. Являясь главой республиканского органа исполнительной власти в сфере образования и науки, господин Ашотян рассказал о проблемах и перспективах развития системы образования в Армении.
– Господин Ашотян, как идет процесс подготовки к новому учебному году?
– Образовательная система Армении находится в состоянии перманентного реформирования. И этот учебный год тоже не стал исключением. В прошлом году парламентом Армении впервые был принят закон об общем образовании, для полной реализации которого необходимо принятие нескольких десятков нормативных актов. Большая часть из них уже разработана, например, уставы школ, порядок финансирования, порядок проведения аттестации и выборов директоров, порядок формирования советов школ и т.д. Вся логика реформы школьного образования сводится к двум основным процессам: дать больше академической независимости общим школам и одновременно способствовать улучшению качества образования за счет улучшения качества менеджмента. То есть мы хотим избавить школу от случайных людей, повысив уровень компетенции ее руководителей. Не секрет, что у нас есть школы, где при равных экономических и законодательных условиях одни имеют высокий рейтинг, а другие по всем этим же показателям, что называется, «хромают». И здесь все упирается в директора, ведь до недавнего времени в Армении был очень низкий ценз для разрешения на работу в этой должности. Теперь же, чтобы сдать экзамен на получение разрешения для баллотирования в кандидаты на должность директора школы, надо будет проявить свои знания по обширному кругу дисциплин: менеджменту, юриспруденции, педагогике, социологии, психологии и так далее.
– Сегодня очень много нареканий у учителей и родителей вызывают школьные учебники…
– Во-первых, в этом году нам удалось без средств госбюджета напечатать книги практически по всем предметам для старших классов. Со своей стороны государство тоже выполнило обязательства по обеспечению учебниками учеников младших классов. Также не будет проблем и в средней школе. Все учебники уже напечатаны и будут переданы в учебные заведения в нужном количестве. Что касается содержания самих учебников для средней школы, то здесь с сожалением приходится констатировать, что они оставляют желать много лучшего. При всем моем уважении к специалистам, занятым их разработкой, не всегда удается создать учебники, которые с педагогической и психологической точки зрения соответствуют критериям специализированных программ. Глобальной проблемой остается их перегруженность. Так, по сравнению с советской школой (конца 80-х – начала 90-х годов) школьная программа значительно увеличилась, пополнившись за эти годы шестью новыми обязательными предметами. В то же время количество часов по многим дисциплинам в течение этих лет сократилось. В результате учебники превратились в некое подобие конспектов, потому что весь объем материалов теперь нужно постараться «запихнуть» в меньшее количество часов. Сейчас у нас создана рабочая группа для пересмотра учебных программ по отдельным дисциплинам.
Есть еще и другая проблема: зачастую содержание учебников носит «академический» характер, из-за чего у учащихся может потеряться интерес к предмету. У нас мало переводных учебников. Как правило, они пишутся армянскими авторами – академиками Национальной академии наук РА, профессорами, докторами наук. И, к сожалению, им не всегда удается изложить трудный материал в доступной педагогической форме. Стоит признать, что эта проблема существует до сих пор. Обычно Министерство образования стояло перед дилеммой: утвердить хоть какой-нибудь учебник или вообще не иметь его. И всегда выбиралось меньшее из зол. Однако лично для меня остается большим вопросом, что в данной ситуации можно назвать меньшим из зол: потратить еще один год на создание нового учебника, а в течение этого времени использовать старый или утвердить случайный учебник, который единственно представлен на конкурс. В этом году мы пошли по иному пути, не утвердив сразу четыре учебника, в том числе по естественным наукам. Теперь экспертной комиссии поручено быть предельно объективной в выборе нового учебного пособия для школьников. Конечно, это не только смелость и риск. В определенной степени это можно назвать ломкой стереотипов, когда мы просто хотим показать и нашим уважаемым авторам, и нашим уважаемым издательствам, что не все из представляемого на суд Министерства образования должно быть автоматически одобрено.
– В новейшей истории стран СНГ, в том числе и в Армении, стало модным вводить уроки богословия. Не входит ли данное обстоятельство в противоречие с понятием свободы личности и ее права на собственный выбор?
– Понятие свободы личности заложено еще в Библии с самого ее начала, когда Бог создал людей – Адама и Еву. Именно тогда он продиктовал им свои условия обитания в Эдемском саду, поставив, таким образом, перед свободой выбора. Но это если брать за основу библейский сюжет. В Армении же деятельность Армянской Апостольской Церкви закреплена в Конституции, как признание со стороны государства ее ведущей роли в сохранении нашей национальной идентичности, а также в развитии духовных и культурных ценностей. Все три названных аспекта неразрывно связаны с образованием. Именно поэтому уроки богословия мы не только включили в учебные программы, но и способствуем их развитию и популяризации. Например, в этом году совместно с Его Святейшеством был проведен конкурс литургий, в котором участвовало около 800 учеников. Кроме того, мы впервые организовали со Святым Престолом республиканскую олимпиаду по истории Армянской Церкви. Могу лишь заметить, что это были блестящие работы блестящих учеников. И хотя критики и оппоненты часто обвиняют меня в нарушении постулатов секуляризма, тем не менее, я, как гражданин своей страны, ратую за расширение роли Церкви в образовательном процессе.
– Два года назад было подписано соглашение с Министерством обороны РА о патриотическом воспитании молодежи. Можно ли говорить о каких-либо изменениях в патриотическом сознании подрастающего поколения?
– У нас достаточно тесный контакт с этим военным ведомством. Расширяется и улучшается структура начальной военной подготовки в школах. Министерство обороны помогает приобретать соответствующий инвентарь. Совместно проводятся различные мероприятия. Но если говорить не языком отчетности, а более откровенно, то вопрос патриотического воспитания носит более глобальный характер. Мне кажется, вопрос патриотического воспитания и национальных ценностных ориентиров стоит не столько и не только перед школой, но и перед обществом в целом. Это очень сложный вопрос, особенно в условиях информационной и культурной глобализации.
– То есть агрессивность информационной и внешней среды, которая представлена медиарынком, Интернетом и прочими продуктами прогресса, наносит значительный вред воспитательному процессу?
– Кризис, о котором вы говорите, не мог не затронуть и Армению. Масскультура уже действительно входит в наши дома через телевидение, Интернет и другие средства технического воспроизведения информации. Но, на мой взгляд, прогресс и идентичность не стоит противопоставлять. Это явление вполне нормально синтезируется в тех обществах, которые находят в себе силы быть индустриально модернизированными и одновременно национально идентичными, как, например, это произошло в Японии, Южной Корее, Малайзии. Совершив технический рывок, сегодня они являются частичкой глобализованного сообщества, но при этом одновременно максимально сохраняют приверженность своим национальным традициям. Не думаю, что японское общество менее традиционно, чем армянское. Поэтому не стоит ставить категоричное разделение: «или – или». Надо находить формулу: «и-и», то есть и идентичность, и прогресс. Нужно просто переболеть синдромом цивилизованного мещанства, перестав думать, что «мэйд ин оттуда» лучше, чем «сделано в Армении».
– Армен Геворгович, недавно в Армении бурно обсуждался вопрос открытия иноязычных школ…
– Я бы сказал, что интенсивность обсуждения не соответствует серьезности вопроса, когда нагнетание определенных настроений проводилось с использованием лучших информационных технологий. Замечу, что речь шла и идет о законодательном пакете, который предусматривает возможность открытия в Армении школ, соответствующих международным образовательным критериям. Это позволило бы привнести в Армению лучшие международные методики и образовательные программы, обогатив тем самым наш педагогический потенциал. Причем вопрос стоял вне сферы языка или национальной идентичности. Однако определенные политические круги попытались использовать этот законопроект для нагнетания антироссийских настроений, утверждая, что мы пытаемся воссоздать в нашей стране сеть русских школ. Используя образовательный проект, они пытались раздуть ситуацию, разукрасив ее цветами армянского триколора. Слава Богу, у них ничего из этого не получилось и не удастся в дальнейшем. Конечно, среди наших оппонентов есть и честные люди, которые искренне заинтересованы в улучшении ситуации в общеобразовательной сфере. И мы тоже с уважением относимся к их мнению.
– Очень часто родившиеся за пределами Армении дети практически не владеют армянским языком. И именно это обстоятельство не позволяет многим семьям вернуться на Родину. Что делается для адаптации в национальной среде в случае их возвращения?
– Один из аргументов в пользу открытия подобных школ акцентировался на создании образовательных возможностей для наших соотечественников, которые хотят вернуться на свою историческую Родину. В основном это армяне из российской, американской и европейской диаспор. Понятно, что их дети сегодня обучаются на языке страны проживания и, естественно, в случае возвращения в Армению будущее этих ребят в плане образования остается под вопросом. Для российских армян эта проблема не является существенной преградой, так как в нашей стране имеются соответствующие инфраструктуры – несколько русских школ и классов, где есть возможность продолжить образование. Гораздо сложнее обстоит дело с англоязычными армянами, так как в Армении на данный момент соответствующих условий для их обучения, к сожалению, не существует. В концепцию нашей законодательной инициативы как раз и была заложена идея создания такой возможности для детей наших соотечественников, которые хотят вернуться на свою Родину.
– Соответствует ли система армянского образования международным стандартам?
– В данном случае мы можем говорить и о школах, и о вузах. У нас имеется передовой опыт в сфере IT-образования, в сфере медобразования, востоковедения и т.д. Кроме традиционных вузов, унаследованных от советской системы, сегодня открыты межгосударственные высшие учебные заведения. Например, Славянский и Американский университеты вносят свою лепту в обогащение вузовской системы Армении, при этом условия конкуренции приводят к росту качества образования. Кстати, проблема качества образования заключается в осознанной мотивации по получению знаний самим студентом или учащимся.
– Но в современных условиях зачастую вопрос мотивации студента заключается в проблеме: заплатит или не заплатит папа за очередную сессию. Отличается ли качество знаний студента, обучающегося на платной основе, от уровня знаний студентов государственных вузов?
– Никто и никогда не может установить раздел между «бесплатной» и «платной» системами образования, потому что в последнем случае никакой разницы в уровне получаемых знаний нет. Кроме того, в Армении действует система ротации, когда в конце каждого учебного года при подведении итогов успеваемости лучшие студенты имеют возможность воспользоваться выделенными государством квотами. Хотя, с другой стороны, следует признать, что полноценной работе этой схемы мешает уровень коррупции в вузах. Коррупция – одна из больших проблем в системе высшего образования, которую невозможно разрешить только росчерком пера или государственным указом. Эта проблема требует комплексного подхода, а эффективность принятых мер напрямую зависит от желания самого общества действительно покончить с этим. В настоящее время мы обратились в несколько международных организаций для оказания помощи в составлении антикоррупционного плана действий для каждого вуза в отдельности.
– Господин Ашотян, какой Вам видится перспектива отечественной системы образования?
– В Армении, которая находится на стадии общественного, экономического и политического транзита из одной формации в другую, тем более в условиях глобальной экономики и глобальной политики, не может быть устоявшейся системы образования. А это значит, что впереди у нас очень много работы. Пользуясь случаем, я хочу поздравить и школьников, и студентов с новым учебным годом и, конечно, пожелать им прочных знаний. Ведь знания, навыки и опыт помогут им овладеть соответствующей компетенцией для профессионального роста в будущем.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии