Католикосы Армении
Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.
51 Степанос II (Рштуни)
Армянский Католикос в 929–930 гг. После смерти Католикоса Ованеса V царь Васпуракана Гагик Арцруни проводит церемонию избрания нового Католикоса на острове Ахтамар, тем самым привлекая внимание вражеских нахарарских кругов Армении. Благодаря усилиям Гагика Арцруни остров Ахтамар на время становится резиденцией армянских Католикосов. Представители царского дома Багратуни были против шагов Гагика Арцруни, но не смогли противостоять его решению, так как именно в эти дни скончался царь Ашот Еркат, а Аббас Багратуни еще не успел подняться на царский трон. Степанос II (Рштуни) был первым армянским Католикосом, резиденция которого находилась на острове Ахтамар. Он был влиятельной личностью и пользовался поддержкой царя Гагика Арцруни.
52 Теодорос I (Рштуни)
Армянский Католикос в 930–941 гг. Был епископом области Рштуник. Стал Католикосом при поддержке царя Гагика Арцруни. Правил в своей резиденции на острове Ахтамар. Хотя новый Католикос не был представителем нахарарского дома Рштуни, однако его принято было называть Рштуни, так как он долгое время был епископом области Рштуник.
53 Егише I (Рштуни)
Армянский Католикос в 941–946 гг. Также был епископом области Рштуник. Его кандидатура была одобрена царем Васпуракана Ашотом – Дереником. Правил на острове Ахтамар в благоприятных политических условиях. Поддерживал и приютил армянских епископов, которые бежали от притеснений Халкедонской Церкви из армянских районов Византии. Католикос Егише I был последним из трех Католикосов Армении, чья резиденция находилась на острове Ахтамар.
54 Ананиа I
Армянский Католикос в 946–968 гг. Был священником церкви Варага. Стал Католикосом при поддержке сразу двух армянских царей: Аббаса Багратуни и Ашота – Дереника Арцруни. В 940-950 гг. благодаря активным действиям Ананиа I был предотвращен заговор против Армянской Церкви, инициаторами которого были представители Сюникского и Алванского духовенства. Известно, что Ананиа I уничтожил резиденцию Сюникского католикоса в Татеве. При поддержке царского дома Багратуни, для сохранения единства Армянской Церкви, резиденцию Католикосата перевел с острова Ахтамар в Аргину. В 961 году в Ани благословил избрание на царский трон Ашота Вохормаца. Сохранилось множество заметок, сделанных Католикосом относительно царских домов Багратуни и Арцруни, а также областей Алванка и Сюника, представляющих ныне особую историческую ценность.
55 Ваан I Сюнеци
Армянский Католикос в 968–969 гг. Был епископом Сюника. Пытался объединить Армянскую Церковь с Грузинской и Греческой церквями, видимо, преследуя политические цели. Против решения Католикоса выступила вся политическая элита Армении, и в 969 году в столице, в городе Ани, царь Ашот Вохормац созвал собрание, участники которого призвали Ваана I Сюнеци оставить трон, учитывая его раскольническую деятельность внутри Армянской Церкви. Однако даже после ухода Католикос вел антигосударственную деятельность. Известно, что Ваан I Сюнеци проводил строительные работы, особенно в регионе Сюник.
56 Степанос III
Армянский Католикос в 969–972 гг. После отстранения от власти Католикоса Ваана I Сюнеци армянский царь Ашот Вохормац назначил нового Католикоса. Им стал священник Севанской церкви Степанос. Однако избрание нового Католикоса лишь усилило политическую нестабильность в стране и активизировало противостояние между духовными лидерами. Для того чтобы положить конец разногласиям, новоизбранный Католикос Степанос III решил встретиться с лишенным трона Католикосом Вааном I Сюнеци, но был взят в плен царем Абусал-Амазаспом Арцруни и в течение долгого времени был изолирован на острове Ахтамар. Оба Католикоса скончались в 972 году.
57 Хачик I
Армянский Католикос в 973–992 гг. Был епископом регионов нахарарского дома Арцруни. Содействовал тому, чтобы резиденция армянских Католикосов переместилась в Аргину. Стал Католикосом Армении при содействии царя Ашота Вохормаца. Для того чтобы противостоять эллинизации армянского населения на востоке Византии, а также Антиохии, Тарсона, Исаврии, в этих регионах назначил епископов Армянской Апостольской Церкви. Поддерживал власть царского дома Багратуни. Проводил реставрационные работы и вел просветительскую деятельность.
58 Саркис I
Армянский Католикос в 992–1019 гг. Обучался в семинарии острова Севан. Католикосом стал при поддержке царя Гагика I Багратуни. В первые дни своего правления переместил резиденцию Католикосов из Аргины в город Ани. При помощи царевны Катраниде Сюникскому епископату вернул имущество церквей и восстановил резиденцию в Татеве. При нем развивались наука и культура. Вел борьбу против армянских протестантов провинций Апауник, Мананах и Арк. Известно, что Католикос Саркис I до конца своих дней безоговорочно подчинялся армянскому царю Гагику I. Во время правления Саркиса I была рождена знаменитая «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци.
59 Петрос I Гетадарц
Армянский Католикос в 1019–1058 гг. Изначально был ориентирован на Византию. В 1022 г. от имени царя Ованеса Смбата заключил договор с византийским императором Василом II, в котором говорилось, что после смерти армянского царя Анийское армянское царство переходит к Византии. Как отмечают исследователи, виной неправильной ориентации нового Католикоса стали политические причины. Петрос I рассчитывал, что после исчезновения Анийского царства его власть благодаря византийцам будет безгранична.
60 Хачик II Анеци
Армянский Католикос в 1058–1065 гг. Духовный последователь и племянник Католикоса Петроса I Гетадарца. Для того чтобы уничтожить Анийское армянское царство, византийцы пытались устранить политических и духовных лидеров Армении. В 1047 г. были взяты в плен Петрос I Гетадарц и Хачик II Анеци. Вскоре, однако, оба были освобождены. После того как патриаршая власть была передана Хачику II Анеци, византийцы попытались склонить его на свою сторону, с надеждой на то, что новый армянский Католикос поддержит византийского императора в вопросе принятия армянами халкидонства. Именно с этой целью Хачик II Анеци был взят византийцами в плен. Старания византийского императора не увенчались успехом. В 1062 г. он был освобожден из плена.
Отдел культуры «НК»
Оставьте свои комментарии