№ 09 (156) Сентябрь 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 7501

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

51 Степанос II (Рштуни)

Армянский Католикос в 929–930 гг. После смерти Католикоса Ованеса V царь Васпуракана Гагик Арцруни проводит церемонию избрания нового Католикоса на острове Ахтамар, тем самым привлекая внимание вражеских нахарарских кругов Армении. Благодаря усилиям Гагика Арцруни остров Ахтамар на время становится резиденцией армянских Католикосов. Представители царского дома Багратуни были против шагов Гагика Арцруни, но не смогли противостоять его решению, так как именно в эти дни скончался царь Ашот Еркат, а Аббас Багратуни еще не успел подняться на царский трон. Степанос II (Рштуни) был первым армянским Католикосом, резиденция которого находилась на острове Ахтамар. Он был влиятельной личностью и пользовался поддержкой царя Гагика Арцруни.

52 Теодорос I (Рштуни)

Армянский Католикос в 930–941 гг. Был епископом области Рштуник. Стал Католикосом при поддержке царя Гагика Арцруни. Правил в своей резиденции на острове Ахтамар. Хотя новый Католикос не был представителем нахарарского дома Рштуни, однако его принято было называть Рштуни, так как он долгое время был епископом области Рштуник.

53 Егише I (Рштуни)

Армянский Католикос в 941–946 гг. Также был епископом области Рштуник. Его кандидатура была одобрена царем Васпуракана Ашотом – Дереником. Правил на острове Ахтамар в благоприятных политических условиях. Поддерживал и приютил армянских епископов, которые бежали от притеснений Халкедонской Церкви из армянских районов Византии. Католикос Егише I был последним из трех Католикосов Армении, чья резиденция находилась на острове Ахтамар.

54 Ананиа I

Армянский Католикос в 946–968 гг. Был священником церкви Варага. Стал Католикосом при поддержке сразу двух армянских царей: Аббаса Багратуни и Ашота – Дереника Арцруни. В 940-950 гг. благодаря активным действиям Ананиа I был предотвращен заговор против Армянской Церкви, инициаторами которого были представители Сюникского и Алванского духовенства. Известно, что Ананиа I уничтожил резиденцию Сюникского католикоса в Татеве. При поддержке царского дома Багратуни, для сохранения единства Армянской Церкви, резиденцию Католикосата перевел с острова Ахтамар в Аргину. В 961 году в Ани благословил избрание на царский трон Ашота Вохормаца. Сохранилось множество заметок, сделанных Католикосом относительно царских домов Багратуни и Арцруни, а также областей Алванка и Сюника, представляющих ныне особую историческую ценность.

55 Ваан I Сюнеци

Армянский Католикос в 968–969 гг. Был епископом Сюника. Пытался объединить Армянскую Церковь с Грузинской и Греческой церквями, видимо, преследуя политические цели. Против решения Католикоса выступила вся политическая элита Армении, и в 969 году в столице, в городе Ани, царь Ашот Вохормац созвал собрание, участники которого призвали Ваана I Сюнеци оставить трон, учитывая его раскольническую деятельность внутри Армянской Церкви. Однако даже после ухода Католикос вел антигосударственную деятельность. Известно, что Ваан I Сюнеци проводил строительные работы, особенно в регионе Сюник.

56 Степанос III

Армянский Католикос в 969–972 гг. После отстранения от власти Католикоса Ваана I Сюнеци армянский царь Ашот Вохормац назначил нового Католикоса. Им стал священник Севанской церкви Степанос. Однако избрание нового Католикоса лишь усилило политическую нестабильность в стране и активизировало противостояние между духовными лидерами. Для того чтобы положить конец разногласиям, новоизбранный Католикос Степанос III решил встретиться с лишенным трона Католикосом Вааном I Сюнеци, но был взят в плен царем Абусал-Амазаспом Арцруни и в течение долгого времени был изолирован на острове Ахтамар. Оба Католикоса скончались в 972 году.

57 Хачик I

Армянский Католикос в 973–992 гг. Был епископом регионов нахарарского дома Арцруни. Содействовал тому, чтобы резиденция армянских Католикосов переместилась в Аргину. Стал Католикосом Армении при содействии царя Ашота Вохормаца. Для того чтобы противостоять эллинизации армянского населения на востоке Византии, а также Антиохии, Тарсона, Исаврии, в этих регионах назначил епископов Армянской Апостольской Церкви. Поддерживал власть царского дома Багратуни. Проводил реставрационные работы и вел просветительскую деятельность.

58 Саркис I

Армянский Католикос в 992–1019 гг. Обучался в семинарии острова Севан. Католикосом стал при поддержке царя Гагика I Багратуни. В первые дни своего правления переместил резиденцию Католикосов из Аргины в город Ани. При помощи царевны Катраниде Сюникскому епископату вернул имущество церквей и восстановил резиденцию в Татеве. При нем развивались наука и культура. Вел борьбу против армянских протестантов провинций Апауник, Мананах и Арк. Известно, что Католикос Саркис I до конца своих дней безоговорочно подчинялся армянскому царю Гагику I. Во время правления Саркиса I была рождена знаменитая «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци.

59 Петрос I Гетадарц

Армянский Католикос в 1019–1058 гг. Изначально был ориентирован на Византию. В 1022 г. от имени царя Ованеса Смбата заключил договор с византийским императором Василом II, в котором говорилось, что после смерти армянского царя Анийское армянское царство переходит к Византии. Как отмечают исследователи, виной неправильной ориентации нового Католикоса стали политические причины. Петрос I рассчитывал, что после исчезновения Анийского царства его власть благодаря византийцам будет безгранична.

60 Хачик II Анеци

Армянский Католикос в 1058–1065 гг. Духовный последователь и племянник Католикоса Петроса I Гетадарца. Для того чтобы уничтожить Анийское армянское царство, византийцы пытались устранить политических и духовных лидеров Армении. В 1047 г. были взяты в плен Петрос I Гетадарц и Хачик II Анеци. Вскоре, однако, оба были освобождены. После того как патриаршая власть была передана Хачику II Анеци, византийцы попытались склонить его на свою сторону, с надеждой на то, что новый армянский Католикос поддержит византийского императора в вопросе принятия армянами халкидонства. Именно с этой целью Хачик II Анеци был взят византийцами в плен. Старания византийского императора не увенчались успехом. В 1062 г. он был освобожден из плена.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Сейчас наши священники сильно обмельчали. Их больше материальные блага интересуют. Жаль, но это факт.
  2. Все это ,к сожалению,известно,но как эту ситуацию изменить?
  3. Как изменить? У нас народ консервативный. Все зацикликлись на традициях. А церкви это на руку. Легко контролировать народ и манипулировать им. Приведу пример. Католикосу наплевать на город Эчмиадзин. Все строительные работы ведутся на территории католикосата. А в городе - хоть трава не расти! И общины в спюрке им безразличны. Им главное - контролировать денежные потоки. Только все под себя гребут... Я как-то был в Печорах. Там та же картина. На территории монастыря набожные тетки на коленях драили дорожки. Все читсо и красиво. А за порогом монастыря была грязь и срач, мусор кругом, песок, лужи... РПЦ тоже плевать на все "мирское". Вот такой дикий церковный эгоизм. ААЦ могла бы стать во главе духовного возрождения нации, но не идет. Ей и так все хорошо.
  4. Отличная серия статей об армянских Католикосах дает нам возможность понять всю силу армянской церкви в жизни народа. Спасибо редакции.Сегодня ситуацмя резко изменилась.На главные роли выходят не Пастыри церкви,а успешные менеджеры.На дворе 21 век!
  5. Прошу редакцию ,при возможности,рассказать о священнослужителях армянской церкви,о духовных лидерах,о тех кто верой и правдой служит ААЦ.Я верю, они есть и о них мы должны знать.Не все думают только о своем благополучии,есть честные священники!
  6. Да, хочется верить, что ТАКИЕ еще остались. В основном же нынешние священники - сугубо деловые люди, далекие от религии. ОНи все сводят лишь к соблюдению обрядов и ритуалов (за что им и платят наши, собственно говоря). А наш соотечественники Михаил из Москвы на это смотрит с цинизмом, мол, 21 век на дворе... Это просто страшно...
  7. ААЦ давно в кризисе и давно нуждается в реформах. В НК об этом много говорили. Иначе появятся такие прохвосты, как московский барыга отец Тиран Кюрегян, ныне отлученный от церкви. Религия стала очень прибыльным и безнравственным бизнесом!
  8. Вовсе не оправдываю временем и нет цинизма в моих словах.Просто очень хочется,чтобы церковь оставалась непорочной,а священники честно служили народу.
  9. Спасибо автору. Весьма интересно (для неспециалиста). Жаль только, что иллюстрации (портреты) недостаточно достоверны ( наши средневековые враги в первую очередь уничтожали архивы и матенадараны , вот и не сохранились оригиналы документов). Еще раз спасибо.
  10. Уважаемые! Прошу Вас не рассуждайте в текущем разрезе времени. Не осуждайте наших священников. Они достойны лишь уважения. Лучше обратите внимания на себя и критикуйте, критикуйте. Кто будет злословить ана армянскую церковь, у того вероятно, отсохнет язык
  11. О, миряне, не способные спланировать даже свой завтрашний день и не разбирающиеся во многом, так неужто вы оцениваете ситуацию в Святой ААЦ как кризисную?! И смеете предлагать реформы ( даже не формализованные в вашем воображении)! Прошу Вас, армяне, не трубуйте от жизни так многого; всякая реформа придуманная человеком, приведет лишь к ухудшению параметров рефомируемой системы. О непокорые армяне ( я тоже армянин, хотя и греческого происхождения), смиритесь и любите себя подобных! Ничего менять не нужно. Если Провидению будет угодно - мы "поменяемся". Если кто-то из мирян полагает иначе - тот лишьком самоуверенная личность. Согласитесь, что труднее всего смирить свою гордость. А самоутверждаться за счет чужого авторитета - самое легкое из занятий.
  12. Уважаемый, в церковь сейчас идут служить не ради веры, а для карьеры. Чтобы сытно жить, ни в чем себе не отказывать, власть иметь над людьми... Калибр наших святых отцов так измельчал в последние 70-80 лет! Надо что-то делать! А вы все повторяете, что ничего менять не надо. Ну и так будет дальше расцетать ЛИЦЕМЕРИЕ. Мы говорим одно, а думаем совсем наоборот. Церковь давно перестала быть авторитетом, а всего лишь проводит разные ритуалы - праздники, венчания, крестины, отпевания... Никакой духовной воспитательной работы и в помине нет, никакой!!!!! А что, католикос Гарегин Второй разве хоть слово сказал против клановости, коррупции, всевластии олигархов, засилия рабиза в нашей культуре, в быту? Разве он осудил тех, кто бедных делает еще беднее, кто выдавливает из страны самых умных, энергичных? Ни одного слова! А вы тут говорите...
  13. Книга От Луки > Глава 6 > Стих 42: Или, как можешь сказать брату твоему(священникам): брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
  14. Я признаюсь - я самый грешный из армян. Прошу простите меня! Только не осуждайте нашу святую церковь1 все это уже было и в 11 и в 16 и в прочих веках. Понять веления Провидения - вам к сожалению не дано. А о католикосе, пожалуйста не рассуждайте.
  15. Это жажда спорить и что-то доказывать друг другу - поистине , это результат проклятия наложенного на наше сообщество еще в 4 веке по Р. Х. ( и позднее). Вы хотите что-то менять.Меняйте! Только начните с самого себя. И уразумев насколько это трудно, вы может быть поймете, что поменять целое сообщество - практически невозможно. Наше общество - это не некая целевая организация, которой можно назначить цели и выработать стратегию по их достижению. Лучше уж ни о чем не думайте.
  16. Нашу веру и церковь нужно пропагандировать,а не критиковать.Спасибо "Ноеву Ковчегу" за эту серию статей.Будет интересно узнать про жизнь и деятельность нашего Католикоса и других служителей АРмянскоой церкви.
  17. А Одиссей вообще понял, что написал? Сам с собой человек беседу ведет. А Нарине всегда все нравится? Счастливый человек! Конечно, пропагандировать нашу церквоь надо, серия материалов о наших католикосах в НК - это просто прекрасно! Но столько уродливого в нашей церкви и вокруг ее, разве не знает об этом Нарине?
  18. Когда тебя никто не желает слушать, остается лишь беседовать с самым собой.
  19. В нашей церкви много проблем,как и в обществе в целом.Но,она нуждается в поддержке.И Еще раз спасибо "НК".
  20. А какой католикос по мнению форумчан - самый выдающийся?
  21. Все наши католикосы являются выдающимися личностями (каждый по своему)
  22. КАк прекрасен Татевский монастырь! И Хор Вирап, и многие другие. Их надо всячески восстанавливать и оберегать.
  23. Вся Армения прекрасна! Я надеюсь когда нибудь увидеть Армению, юго-западные берега которой будет омывать Александретский залив Средиземного моря. Очень скоро так и будет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты