№ 10 (157) Октября 2010 года.

Российская армия остается в Армении до 2044 года

Просмотров: 11129

Пролонгация срока пребывания российских военных на территории Армении обеспечила статус-кво вокруг Нагорного Карабаха как минимум до 2044 года.

Пролонгация сроков пребывания российских военных в Армении и расширение их полномочий в целом вызвало в армянском обществе положительный резонанс, причем целесообразность новых договоренностей признали практически все. Так, по мнению экс-министра обороны Армении в 1999-2000 гг. генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна, благодаря подписанным договоренностям сегодня никто не может принудить Армению решить карабахский вопрос в противовес ее собственным интересам. «Такая угроза может быть лишь в том случае, если Азербайджан согласится на все условия России. Учитывая, что этого не допустят ни Турция, ни Запад, ни США, этот вариант практически не реален. Азербайджан не раз предлагал Москве взаимовыгодные сценарии, но, как мы видим, это ни к чему не привело. Кроме того, по данным экспертов, разведанных запасов азербайджанской нефти хватит на 25-30 лет. В комплексе с пролонгацией армяно-российского договора до 2044 года это фактически сводит шансы Азербайджана на решение карабахской проблемы военным путем к нулю», - считает экс-министр. При этом, по мнению генерал-лейтенанта, подписание новых договоренностей между Арменией и Россией приведет к новому витку столкновения интересов США и России, что вполне естественно, поскольку сегодня идет открытая борьба за регион, в которой участвуют Турция вместе с Западом, в частности США, а также Россия и Иран. И если ранее Азербайджан рассчитывал, что Армения, не выдержав гонки вооружений, пойдет на уступки, то теперь этот вопрос закрыт, поскольку Армения в этой гонке попросту не участвует.

Это особенно актуально, считает экс-министр, учитывая, что если в 1999 году военный бюджет Армении составлял порядка 100 млн, то теперь он превышает полмиллиарда долларов, что являлось закономерным итогом гонки вооружений. А сэкономленные благодаря этому договору суммы вполне можно считать как арендную плату за пребывание российских военных на армянской территории. Главным же во всем этом остается то, что после подписания протоколов по армяно-российскому договору от 1995 года можно говорить о сохранении статус-кво вокруг Карабаха как минимум до 2044 года. В регионе после подписания этого протокола сложилась новая военно-политическая ситуация в пользу Армении. Так что до 2044 года возобновление боевых действий крайне маловероятно, хотя полностью его исключать нельзя, считает Арутюнян.

Несомненно, что визит Медведева в Армению и состоявшийся в Ереване неформальный саммит ОДКБ будут иметь заметные стратегические последствия для Южного Кавказа. В Баку, Анкаре и, несомненно, в Вашингтоне будут внимательно анализировать заявления, сделанные в Ереване, пытаясь понять серьезность намерений Москвы. При этом расширение и пролонгация полномочий российских военных, дислоцированных на территории Армении, подкрепляется и усиливается решением оставить Черноморский флот, еще недавно вызывавшим бурные споры, в Севастополе до 2042 года. Поэтому наряду с этим факт продления срока аренды российской базы в Гюмри до 2044 года впечатляет уже не так сильно, хотя заставляет американских аналитиков как минимум всерьез задуматься.

Данное обстоятельство особенно актуально, несмотря на то, что не означает автоматического военного вмешательства Москвы в случае новой азербайджанской агрессии против НКР. Однако формулировку «о поставках современного вооружения для достижения обеспечения безопасности Армении» можно расценить как полную конкретизацию вклада, который готова внести Россия.

Целесообразность новых армяно-российских договоренностей признается и в стане оппозиции. По мнению представителя верховного органа АРФ «Дашнакцутюн», председателя постоянной комиссии НС РА по внешним связям Армена Рустамяна, безопасность Армении во многом зависит от России, а в условиях отсутствия иных систем безопасности Армения просто обязана закрепить связи с действующей системой, что и было сделано в виде продления сроков пребывания российской военной базы на территории Армении. При этом, по его мнению, в последнее время существенно возросла угроза войны в регионе, причиной чего стал в немалой степени и армяно-турецкий процесс, хотя инициировался он для создания атмосферы мира. «Наши власти утверждали, будто интересы Турции и Азербайджана в этом процессе несовместимы, однако время показало, что данный тандем становится все крепче, а российско-армянский протокол в определенной мере продиктован именно этим обстоятельством», – заметил он.

Другой оппозиционер, экс-вице-спикер армянского парламента Карапет Рубинян считает, что нахождение 102-й российской базы в Армении является для Армении насущной необходимостью ввиду отсутствия реальной альтернативы. «Вообще необходимость законного документального закрепления существующей на территории Армении российской военной базы появилась еще на заре обретения Арменией независимости. Тогда просто не было альтернативы, и нам всем следует признать, что база все эти годы играла стабилизирующую роль в плане обеспечения национальной безопасности Армении», – заметил он. Аналогичного мнения придерживаются и во властном лагере. По словам зампреда и главы парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуста Саакяна, пролонгация армяно-российского договора важна не только для Армении и России, но и для всего региона. «Именно поэтому у нас нет оснований для особого беспокойства, поскольку русским очень хорошо известно, что именно Карабах находится в центре внимания дипломатических и политических процессов в Армении и именно на его основе выстраивается внешняя политика Армении. Поэтому договор направлен на недопущение войны в регионе и определяет, что все конфликты должны быть решены дипломатическим, мирным путем. Главным вопросом в политической повестке дня Армении является Нагорный Карабах, и не думаю, что российская сторона, идя на изменение договора, не учла это обстоятельство», – заметил он. Политик считает армяно-российский договор о пролонгации сроков пребывания в Армении российской 102-й базы следствием глобальных политических процессов. «Пролонгация договора стала результатом ряда процессов и тенденций в российско-американских отношениях, отношениях внутри «Большой восьмерки», российско-турецких и американо-иранских отношениях. Подобные документы не подписываются за один день, они готовятся довольно долгое время и приводят к достаточно длительным последствиям», – заметил он. Саакян также подчеркнул, что новый договор сориентирован на глобальные процессы и определенным образом смягчает ситуацию в конфликтных регионах, а также то, что российско-армянский договор не направлен против третьих стран, как желают представить Азербайджан и Турция, являясь лишь документом, соблюдающим баланс сил на Южном Кавказе и вокруг него. В целом, как полагает республиканец, продление сроков пребывания российской базы на армянской территории имеет для Армении положительное значение, поскольку база, которая защищает границы бывшего СССР, защищает границы Армении и будет вместе с армянскими Вооруженными силами обеспечивать безопасность Армении.

В результате в регионе начала восстанавливаться привычная конфигурация, и все возвращается на круги своя. Россия еще более укрепляет отношения с Арменией, для которой российские гарантии безопасности жизненно важны. Турция же после периода относительного похолодания возвращается к стратегическому союзу с Азербайджаном. При этом несомненно, что лишь карабахский конфликт как был, так и остается стержнем региональной политики, так как без его разрешения рассчитывать на качественные перемены в регионе не приходится. Сегодня сложившаяся ситуация такова, что Москва никак не может окончательно оттолкнуть от себя Баку, что автоматически воскресит проект «Набукко», с которым России, казалось, удалось расправиться. Соответственно, единственно возможной для России позицией в интересах Еревана остается необходимость резко активизировать усилия по укреплению региональной стабильности, и если урегулирование конфликта пока невозможно, то можно хотя бы добиться гарантий того, что Баку не пойдет ва-банк. Силовые гарантии были уже даны Еревану во время визита российского президента. Однако для поддержания баланса в регионе Медведеву придется сделать весьма выгодные экономические предложения, чтобы правящая бакинская верхушка был заинтересована в мирном развитии сценария для реализации газовых и нефтяных проектов. Немаловажно, что при этом, учитывая постоянные перестрелки на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, а также прогрессирующую агрессивную риторику Азербайджана, Армения, занимающая главный участок кавказского фланга ОДКБ, до сих пор стоит перед угрозой масштабной дестабилизации ситуации, которая естественным образом ударит и по интересам России. Это крайне важно, учитывая нахождение в Армении 102-й российской военной базы, несущей боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. При этом база общей численностью в 5 тысяч человек представляет собой достаточно мощный оборонительный ресурс, поскольку помимо мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений в ее состав включена авиагруппа из 18 истребителей МиГ-29 и батарея зенитно-ракетных систем С-300В - в виде четырех пусковых установок.

Таким образом, в целом визит Дмитрия Медведева и сделанные им в Ереване заявления были восприняты армянским обществом однозначно. Так, по мнению директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагика Арутюняна, ереванское заявление президента РФ Медведева «содержит прямой намек в адрес режима Алиева, поскольку Россия крайне не заинтересована в возобновлении конфликта между Арменией и Азербайджаном, так как имеет очень крупные газовые проекты с Азербайджаном. Но несмотря на это заключение стратегического договора между Азербайджаном и Турцией говорит о том, что все-таки намечаются блоки, идет поляризация сил в регионе, учитывая естественное в этих условиях укрепление союза между Арменией и Россией. Думаю, что русские очень хорошо все это понимают и учитывают, поскольку Россия в последнее время стала играть более важную роль в карабахском урегулировании. Поэтому я не думаю, что в Азербайджане относятся к словам Медведева индифферентно», заметил он. Другим важным фактором, вокруг которого в армянском обществе развернулась полемика, стали усиленно муссируемые в течение последнего месяца в армянских и зарубежных СМИ слухи о том, что министерство обороны Азербайджана и «Рособоронэкспорт» заключили контракт на поставку Азербайджану двух дивизионов ЗРК С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Однако, «Рос- оборонэкспорт» уже опроверг это сообщение, в отличие от главы МИД Сергея Лаврова, косвенно подтвердившего намерение РФ заключить эту сделку. По мнению экс-министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, решения о продаже С-300 действительно нет. «При этом, в случае если эта сделка все же состоится, Азербайджан существенно укрепит свою обороноспособность, учитывая, что эти комплексы не являются сугубо оборонительными, как об этом говорят в России, так как они могут обеспечивать прикрытие с воздуха наступающих войск, достижение господства в воздухе. Однако учитывая, что в новой ситуации, сложившейся после подписания армяно-российских договоренностей, Россия взяла на себя обязательства совместно с Арменией по защите армянских границ, продажа С-300 Азербайджану может иметь место лишь в одном случае – если Россия будет убеждена в невозможности возобновления боевых действий», – заметил он. Аналогичного мнения придерживается и известный политолог Левон Мелик-Шахназарян, убежденный, что Россия не продаст Азербайджану ЗРК С-300, по крайней мере, до тех пор, пока в регионе не будет установлен прочный мир. «Это, прежде всего, не в интересах самой России. Не будем забывать также о муссируемых, но не беспочвенных слухах о возможной конфедерации между Грузией и Азербайджаном. Продав С-300 Азербайджану, Россия практически вынуждена будет поставить на вооружение в Армении еще более усовершенствованные ракетные комплексы. В том числе и С-400, и «Искандеры». Так что этот вопрос еще требует детальной проработки», – заметил он.

Общественность Армении в лице члена общественного совета при Мин- обороны Армении, военного психолога Давида Джамаляна считает, что возможную продажу Россией Азербайджану ЗРК С-300 не следует рассматривать в контексте нарушения баланса сил в регионе. «Думаю, что намерение Москвы продать С-300 Азербайджану свидетельствует о попытке России крепче обосноваться в нашем регионе. Соответственно, нам не стоит расценивать даже возможную продажу этого оружия как нарушение баланса сил, так как Армения уже получила от России максимум гарантий своей безопасности, особенно в контексте достижения последних договоренностей», – считает эксперт. Данное мнение подкрепил и руководитель Международного общественного центра информационной поддержки ОДКБ Нвер Торосян, заявивший, что армянскому обществу следует более спокойно относиться к возможной продаже Россией ЗРК С-300 Азербайджану, учитывая, что Азербайджан при желании может приобрести это оружие у любого другого государства.

Таким образом, подводя итог настроений в армянском обществе по поводу новых договоренностей между Арменией и Россией, можно констатировать, что пролонгация срока пребывания российских военных на территории Армении обеспечила статус-кво вокруг Нагорного Карабаха как минимум до 2044 года. Учитывая важность и приоритетность карабахского вопроса и отстаивания независимости НКР для Армении, это обстоятельство является крайне важным достижением внешнеполитической линии Армении.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 63 человека