№ 10 (157) Октября 2010 года.

Российская база в Армении. Взгляд из Баку

Просмотров: 4352

20 августа в ходе государственного визита президента России Дмитрия Медведева в Армению был подписан Протокол о внесении изменений в Договор между Республикой Армения и Российской Федерацией о российской базе в Армении. Согласно протоколу, срок действия договора по 102-й российской военной базе будет продлен до 2044 года. Кроме того, в соответствии с договором, Россия обязалась снабжать армянскую сторону современным вооружением и военной техникой.

Подписание изменений к договору вызвало появление не совсем однозначных оценок в армянском обществе и, как и ожидалось, очень активную реакцию в обществе азербайджанском. Говоря о реакции на продление соглашения о базе со стороны азербайджанских политических и околополитических кругов, можно довольно четко выделить как минимум три точки зрения, которые во многом формируются в зависимости от того, какое положение по отношению к существующей власти занимают люди, их дающие.

Действующие азербайджанские политики, а также политологи, чья точка зрения близка к позиции официального Баку, довольно солидарно выражают мысль о том, что продление пребывания российской базы в Армении никак не скажется на политической и военной ситуации в регионе. По их мнению, Москва пошла на этот шаг в значительной степени из-за увеличившегося веса Азербайджана в мировой политике и значение этого шага настолько невелико, что существующая азербайджанская политика даже не нуждается в какой-либо корректировке.

Так, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов заявил, что он не видит причин для тревоги в подписанном между Ереваном и Москвой соглашении о продлении сроков пребывания российской военной базы в Армении. «Подписание военного протокола между Россией и Арменией – дело двух стран... Подписание протокола свидетельствует о военных целях России в Армении. Это показывает, что Россия использует территорию Армении в качестве плацдарма и относится к этим военным отношениям как к долгосрочным. Это основной итог… Не вижу тут никаких принципиальных изменений, кроме продления сроков содержания. Поэтому нет повода для волнения в связи с этим вопросом», – сказал А. Азимов в беседе с представителями СМИ. В таком же ключе высказался и сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана Араз Али-заде, заявивший, что подписание протокола по базе в Гюмри «ровным счетом ничего не меняет. Тем более что и сами армяне понимают, что Москва не намерена защищать режим в Нагорном Карабахе, поскольку это часть Азербайджана, чью территориальную целостность она признает безоговорочно. Россию и Азербайджан связывают дружеские, добрососедские отношения, которые приобрели еще и стратегический характер. В конце концов, президент России Дмитрий Медведев акцентировал внимание журналистов на том, что «российская военная база в Гюмри и продление срока дислокации этой базы не представляют никакой угрозы для Азербайджана».

Люди, представляющие подобный взгляд на события, стараются внушить азербайджанскому обществу, что продление сроков пребывания базы и новые обязательства России по вооружению Армении не случились в результате ошибок своих властей и, более того, стали возможны лишь вследствие успешного курса руководства Азербайджана и увеличения его влияния в регионе.

Вместе с тем, немало азербайджанских политиков и политологов, как правило, оппозиционных, высказываются в противоположном ключе. По их мнению, новое российско-армянское соглашение представляет очень серьезную угрозу для сохранения статус-кво в регионе и теоретически способно поставить крест на притязаниях Баку решить спор вокруг Нагорного Карабаха военным путем. В этом отношении главным опасением для них является вопрос, будет или не будет Россия вмешиваться в возможный военный конфликт на этой территории. В качестве примера можно привести логическую цепочку, выстроенную политическим обозревателем Рауфом Раджабовым: «Если гарант безопасности Карабаха – Армения, а гарант безопасности Армении – Россия, то понятно, что гарант безопасности Карабаха – Россия».

Сторонники этой точки зрения критикуют руководство Азербайджана за то, что оно довело страну до подобной ситуации, и говорят, что, являясь членом посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, Россия по факту приняла сторону одной из конфликтующих сторон – Армении. Они также утверждают, что подписанное соглашение окажет негативное влияние на обеспечение безопасности и стабильности в регионе и уже привело к нарушению Флангового соглашения по обычным вооружениям, подписанного в 1992 году в рамках ОБСЕ между Азербайджаном, Россией, Арменией и Грузией, которое определяет квоты вооружений для стран Южного Кавказа. Так, председатель Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу заявил, что «данный договор создает потенциальную угрозу для стран-соседей – Грузии, Азербайджана, Турции и Ирана. Усиливая военный потенциал Армении, Россия создает условия для ускоренной милитаризации региона, что, по сути, невыгодно ни одной из вышеназванных стран».

Политики, придерживающиеся данной позиции, призывают власти Азербайджана очень серьезно подойти к этому вопросу и в качестве одной из контрмер убедить Турцию начать воздействовать на Москву с целью принудить ее пересмотреть принятое решение.

Подобная точка зрения находит немало сторонников в Азербайджане, доказательством чего является целый ряд статей, появившихся в печати этой страны после заключения российско-армянского соглашения, а также то, что после его подписания перед посольством РФ в Баку была предпринята попытка сожжения государственных флагов Армении и Российской Федерации.

Существует еще одна категория азербайджанских политиков и политологов, склонных рассуждать о ситуации с позиций того, что заключение протокола к российско-армянскому договору, последовавший сразу за ним визит Д.А. Медведева в Баку, где тоже были заключены межгосударственные соглашения, а также начавшиеся разговоры о возможной продаже Азербайджану комплексов С-300 являются продолжением и логическим развитием политики расширения присутствия России на Южном Кавказе. К успехам этой политики они, в частности, относят улучшение отношений с Турцией и откладывавшийся несколько лет запуск Бушерской АЭС в Иране. По их мнению, Москва отказывается от жесткого выбора между Арменией и Азербайджаном и стремится балансировать между ними таким образом, чтобы сильнее «привязать» к себе двух противников и посредством этого вынудить их решать вопрос взаимного противостояния на приемлемых для России принципах, которые, в частности, исключают возобновление военных действий в Нагорном Карабахе.

Вот что пишет азербайджанский политолог Октай Садыхзаде: «Визит президента РФ в Ереван и ожидаемый его визит в Баку я оцениваю как усилия российского руководства взять под полный контроль Азербайджан и Армению. Обеспечение армий двух стран российским вооружением, договор, подписанный в Ереване о продлении срока действия российской базы до 2044 года с обеспечением ее современными видами оружия, говорят о том, что Россия желает закрыть перед нами дорогу к военному урегулированию. Это месседж, адресованный Баку, со словами «войны я не допущу, и поэтому договаривайтесь сами».

Как мы видим, разброс мнений по поводу заключенного российско-армянского соглашения довольно велик. Насколько оправданны эти оценки ситуации? Кто из азербайджанских политиков и экспертов прав?

Наверное, все высказанные точки зрения при определенных условиях имеют право на существование и в разной степени отражают какую-то логику. Вместе с тем, для более полного анализа ситуации необходимо сказать, что новые договоренности в оборонной сфере появились вследствие того тупика, в который зашел процесс нагорно-карабахского урегулирования, и в огромной степени стали результатом политики бряцания оружием, проводимой бакинскими властями в течение довольно долгого времени.

Исходя из обычной логики, у Москвы не было причин продлевать соглашение по базе в Гюмри – срок предыдущего договора еще не истек, да и Москва, так или иначе, все равно является гарантом безопасности Армении в рамках договора ОДКБ. Главной причиной продления сроков существования российской военной базы, на мой взгляд, является некое дополнительное взятие Россией на себя обязательств в условиях обострения военной риторики вокруг решения вопросов Нагорного Карабаха и постоянных угроз ее союзнику.

Этот шаг нужно рассматривать как некое публичное заявление о том, что Москва очень серьезно подходит к обеспечению безопасности своего стратегического союзника – Армении и готова зайти в этом вопросе очень далеко.

Будет ли Россия воевать в Нагорном Карабахе? Как бы этого ни хотелось многим армянам, болеющим душой за судьбу Карабаха, такая возможность все же представляется крайне маловероятной. Практически нереальной. Россия признает территориальную целостность Азербайджана, но вместе с тем признает невозможность решения карабахского вопроса военным путем и всеми силами старается не допустить подобного развития событий. Из этого нужно исходить и на это в том числе направлены последние российские инициативы в непростом треугольнике Москва-Ереван-Баку.

Другое дело, что взятие на себя новых военных обязательств со стороны Москвы призвано и охладить некоторые горячие головы из числа сторонников пантюркистского блока как в Азербайджане и Турции, так и в самой России, которые прямо предполагают, что решение вопроса Нагорного Карабаха военным путем в том числе включает в себя военные действия на территории Армении. Мы помним, что известный российский исламский деятель, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль весной этого года открыто писал, что «в Ереване должны понять, что в этот раз Азербайджан может начать военные действия не в Карабахе, а наносить точечные удары по стратегическим военным объектам в самой Армении, и в результате карабахские армяне, оставшись без поддержки Еревана, быстро образумятся и пойдут на переговоры с Баку».

Вот такие сложные отношения вырисовываются на земле Южного Кавказа. Вообще же необходимо сказать, что в Москве понимают, что решение вопроса Нагорного Карабаха и сопутствующие ему процессы носят в высшей степени комплексный характер. Какое-то одно событие, идущее в рамках этого процесса, не может дать всей полноты картины, и здесь очень важно видеть все явление в целом, понимать подлинные интересы сторон, их задачи и цели. Только тогда можно будет говорить о том, что видение ситуации из Еревана, Москвы или Баку будет соответствовать действительности.

Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Последний абзац статьи я прочитал три раза и полностью согласен с Вами.Но разве азербайджанцам хватит цивильности "видеть все явления в целом и понимать подлинные интересы сторон,их цели и задачи?"
  2. ty predlagaesh nanesti udar po territorii Armenii.V etom sluchae ROSSIYA i DRUGIE STRANY po kollektivnoy oborone budut imeti polnoe pravo,nanesti vmeste s armyanskoy armiey udary po Baku neftepromysvam,po Mingechauru,drugim jiznenno vajnym ekonomicheskim obiektam aseri,da i truba budet razrushena na 100%.neftedollarov ne budet.Teper vopros : skoliko puchkov zeleni aseri doljny prodati,chto by kupiti odin avtomat?
  3. Predlagaya nanesti po Armenii tochechnye udary,gopodin Geydar Djemal,zarannee gotovit Azerbaydjanu polnoe porajenie.Neujeli on dumaet,chto azeri mogut oderjati pobedu nad kollektivnymi silami stran-uchastnits kollekinoy oborony?Azebaydjan mojet prevratitsya v luchem cluchae v Bakinskoe khanstvo i ostatisya v polnoy blokade so vsekh storon.
  4. Джемаль всё это говорит исключительно для армян,чтобы попугать.Авось получится.Да ещё и мечтает вслух.Он такой.
  5. Kak naschet Bakinskogo khanstva? V predelakh goroda Baku.POSEESH VETER-POJNESH BURYU!
  6. Uveren,chto v sluchae nachala boevykh deystviy so storony Azerbaydjana,azeri mogut poteryat esho neskolko rayonov. I samoe glavnoe,vsyo,chto prinosit vam dengi,a imenno:truba,neftepromysla i drugie obiekty BUDUT POLNOSTYU UNICHTOJENY.Ostanetsya,v konechnom itoge,v luchem slychae,Sultanat Aseri,vkluychayushiy razrushennyi Baku bez prigorodov.
  7. azeri pochti udvaivayut voennyi budjet v 2011 godu i postoyanno ugrojayut primenit voennuyu silu protiv armyan i postoyanno narushayut usloviya peremiriya,o kotoroy sami prosili u armyan.Imeyutsya ubitye i ranennye so storony armyan.Eto neftedollary delayut azeri takimi naglymi.NADO NEMEDLENNO NANASTI PREVENTIVNYE UDARY PO TEM OBIEKTAM,cho daet azeri dengi,na kotoroe oni pokupayut orujie i lishit ikh etoy kormushki.Ne budet deneg-ne smogut pokupat orujie,vegi krome nefti i gaza im i prodavatu nechego.
  8. Armenia narashivaet tempy dobychi URANA.....
  9. Vse rayony vokrug Karabakha,za kotorye armyane prolili krovi,obratno NE BUDUT vozvrasheny.ETO -ITOG VOYNY.Kto proigral-tot teryaet.Vse predydyshnie voyny dokazyvayt eto.Karta EVROPY posle voyny izmenilas-agressory poteryali,Yaponiya poteryala Kurily......
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты