Быть ли Грузии Сингапуром?
Президент Грузии Михаил Саакашвили в своих выступлениях на экономических форумах неоднократно провозглашал курс на превращение возглавляемой им страны в «Южный Сингапур». Желание более чем похвальное, тем более что Грузия благодаря своему географическому положению, природным ресурсам и территории обладает значительным преимуществом перед бурно развивающимся юго-восточным государством.
Общеизвестно, что в основе стремительного роста Сингапура лежат, прежде всего, колоссальные вложения в сферу образования, доходившие на первом этапе становления сингапурской экономики до 20% годового бюджета. Примерно такими же цифрами оценивается вклад в образование частного бизнеса. Причем финансовая поддержка пропорционально оказывалась всем образовательным учреждениям, начиная с начальной школы.
Огромное число выпускников средних школ и колледжей направлялись в качестве стипендиатов в лучшие зарубежные вузы, причем абсолютное большинство из них по завершении образования возвращались на родину, где им была гарантирована высокооплачиваемая работа по специальности.
Определяющее внимание уделялось и уделяется подготовке преподавательских кадров для школ и высших учебных заведений. Профессия учителя в Сингапуре, равно как и во всей успешно развивающейся Юго-Восточной Азии, является одной из самых уважаемых и престижных, а учебно-материальная база школ и вузов – пожалуй, лучшей в мире.
Огромный вклад в становление «сингапурского чуда» внесли американские транснациональные компании, заложившие фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура, на сегодня являющегося одним из главных производителей и поставщиков электроники в мире.
Объем внешней торговли Сингапура, по данным 2009 года, превысил (держитесь за стул) 450 млрд долларов США. Внешний долг отсутствует. И все это чудо происходит на территории, в сто раз меньшей территории Грузии, в условиях практического отсутствия водных ресурсов и стопроцентной зависимости от импорта продовольствия. И при всем том уровень ВВП на душу населения один из самых высоких в мире – до 40.000 долларов США (населения в Сингапуре примерно как в Грузии – до 5 млн чел.). Так насколько же долга наша дорога к «чуду грузинскому», если учесть, что совокупный долг Грузии по состоянию на 31 декабря 2009 года составляет 3,6 млрд долларов США, что составляет 80,3% валового продукта, ВВП на душу населения составляет 4400 – 149-е место в мире, а внешнеторговый оборот характеризуется отрицательным балансом – импорт в несколько раз превышает экспорт. И все это при том, что бизнес США на территории опекаемой из госбюджета Грузии, в отличие от Сингапура, практически отсутствует.
Столь же тревожное положение сложилось и в сфере образования, которое со времен «революции роз» неоднократно подвергалось насилию со стороны далеких от образования министров. Начало экзекуции системы и ее основы – педагогических кадров положил министр-сантехник Александр Ломая, имевший полномочия от Джорджа Сороса разрушить доставшуюся Грузии от советского времени одну из лучших моделей академической подготовки кадров с тем, чтобы превратить высокоинтеллектуальный потенциал нации в конвейер по клонированию обслуживающего персонала для гостиниц и ресторанов.
Именно Ломая принадлежит «заслуга» в разгроме одной из самых передовых в Союзе и известной во всем мире Академии наук и ее научно-исследовательских институтов. Именно ему мы обязаны разрушением сложившейся десятилетиями и четко работавшей системы методической помощи педагогам через районные и городские центры усовершенствования учителей.
Его случайные последователи вели себя не столь агрессивно, но и их деятельность была исключительно во вред грузинской школе. Нынче образование и науку в Грузии возглавил выпускник русской школы Дмитрий Николаевич Шашкин, сын советского прокурора и члена Конституционного суда, сам до назначения в Минпрос работавший руководителем пенитенциарной системы Грузии. И хотя познания Дмитрия Николаевича в сфере образования, очевидно, ограничиваются периодом школьного обучения, уже хорошо, что он назвал эксперименты своих предшественников вредными и волюнтаристскими. Плоды этого «волюнтаризма» созрели этим летом, когда вступительные экзамены в высшие учебные заведения были фактически провалены и грузинские вузы недобрали 16 тысяч студентов.
Настоящей катастрофой для будущего страны можно назвать и тот факт, что на прикладные факультеты был подан абсолютный минимум заявлений – жалкие десятки, в то время как в советский период на физические и математические факультеты Тбилисского государственного университета были самые большие конкурсы. Чтобы как-то заполнить вакантные места в вузах, Министерство образования вынуждено было пустить отсеявшихся абитуриентов по второму кругу, значительно понизив планку отбора. Еще большая катастрофа произошла на тестировании 10.000 школьных преподавателей, вышедших на экзамен с тем, чтобы получить высшую квалификацию и, соответственно, надбавку к учительской зарплате. Причем на тестирование, естественно, вышли самые смелые и подготовленные. Результаты буквально поразили членов экзаменационных комиссий – 90% испытуемых не смогли справиться с элементарными заданиями.
В итоге лишь один из десяти «самых смелых и уверенных» получил право на заветный приварок к зарплате, остальные довольствовались правом доработать до 2013 года.
Возникает вопрос: если эти были лучшими, то кто остальные и кто придет им на смену, чтобы учить и воспитывать тех, кто будет прокладывать дорогу к «грузинскому чуду»? Тем более что престиж педагогической профессии в Грузии с окончанием периода «советской оккупации» стремительно скатывался к нулю и сегодня кому-либо из городских жителей найти в своем окружении подростков, мечтающих о судьбе учителя, весьма проблематично. А от села и вовсе ждать нечего, так как село в Грузии сегодня буквально выживает, а уровень образования в сельских школах отличается от сингапурского примерно так же, как объемы нашей и их внешней торговли (цифры смотри выше).
В этом учебном году по инициативе президента Грузии в районы Грузии, в том числе труднодоступные, будут направлены тысячи зарубежных волонтеров с тем, чтобы в течение года обучать местных жителей и учащихся школ английскому языку. И это также из сингапурского опыта, где все 100% школ переведены на обучение на английском языке.
Насколько эта гуманитарная миссия будет продуктивной, покажет время, достаточно сказать, что скептических оценок этого проекта в обществе значительно больше, нежели позитивных. Общеизвестно, что в отсутствие повседневной практики селянину абсолютно без разницы, какому языку его будут обучать – английскому или, скажем, японскому. Плохо другое, грузинское общество, в недавнем прошлом наиболее продвинутое в области знания русской культуры и в своем абсолютном большинстве владевшее грамотной русской речью, на протяжении последних 8-10 лет утратило это свое важное преимущество.
Сегодня выпускник грузинской школы, уверенно владеющий русским языком – большая редкость, несмотря на то, что в учебных программах большинства грузинских школ сохранены часы русского языка в качестве второго, а то и третьего иностранного. Школьной молодежи буквально навязывается убеждение, что русский язык – язык оккупантов, учебники русского языка для национальных школ авторами выхолощены до абсурда. Так, например, в ряде из них биографии великих русских писателей заменены примитивными пересказами биографий Майкла Джексона и Ани Курниковой. И все это при том, что Грузия географически и экономически обречена дрейфовать в пространстве, где русский язык еще долгое время будет главным средством межнациональной коммуникации.
Об этом прекрасно знают и в Грузии, где наиболее продвинутая элита «втихаря» нанимает своим чадам репетиторов по русскому языку, не говоря о том, что русскоговорящие гувернантки и няни наиболее востребованы в элитарных семьях.
Уже теперь на собеседованиях при приеме на работу один из главных вопросов: владеете ли русским? И те, кто владеет, пользуются преимуществом.
Ну а в общей массе населения навязывается неприязнь к русскому. Таким образом, искусственно устраняется конкуренция между отпрысками элитарных семей и «пиплами». Уверенное знание русского языка и русской культуры – составная, а подчас и определяющая часть имиджа грузинских политиков. Любо-дорого смотреть и слушать выступления на русском языке на пресс-конференциях президента Грузии или экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Они не просто говорят – они щеголяют своим знанием одного из самых богатых и красивых языков мира. И в то же время насколько теряют в харизме те политические лидеры, кто три раза вспотеет на экране телевизора в потугах построить правильную фразу.
Так быть ли Грузии Сингапуром? Сегодня, когда при нынешнем уровне образования в Грузии остается все меньше школьников, умеющих обнаружить тот самый Сингапур на географической карте и отличить его от Гондураса, перспектива стать хотя бы клоном «азиатского тигра» столь же призрачна, как сходство грузинского языка с малайским (государственный язык Сингапура). Автор «сингапурского чуда» Ли Куан Ю на все вопросы о секретах чуда отвечал однозначно: «Работа, работа и только работа, и никакой политики!» Не поспоришь.
Гай Аматуни
Оставьте свои комментарии