№ 10 (157) Октября 2010 года.

Быть ли Грузии Сингапуром?

Просмотров: 7750

Президент Грузии Михаил Саакашвили в своих выступлениях на экономических форумах неоднократно провозглашал курс на превращение возглавляемой им страны в «Южный Сингапур». Желание более чем похвальное, тем более что Грузия благодаря своему географическому положению, природным ресурсам и территории обладает значительным преимуществом перед бурно развивающимся юго-восточным государством.

Общеизвестно, что в основе стремительного роста Сингапура лежат, прежде всего, колоссальные вложения в сферу образования, доходившие на первом этапе становления сингапурской экономики до 20% годового бюджета. Примерно такими же цифрами оценивается вклад в образование частного бизнеса. Причем финансовая поддержка пропорционально оказывалась всем образовательным учреждениям, начиная с начальной школы.

Огромное число выпускников средних школ и колледжей направлялись в качестве стипендиатов в лучшие зарубежные вузы, причем абсолютное большинство из них по завершении образования возвращались на родину, где им была гарантирована высокооплачиваемая работа по специальности.

Определяющее внимание уделялось и уделяется подготовке преподавательских кадров для школ и высших учебных заведений. Профессия учителя в Сингапуре, равно как и во всей успешно развивающейся Юго-Восточной Азии, является одной из самых уважаемых и престижных, а учебно-материальная база школ и вузов – пожалуй, лучшей в мире.

Огромный вклад в становление «сингапурского чуда» внесли американские транснациональные компании, заложившие фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура, на сегодня являющегося одним из главных производителей и поставщиков электроники в мире.

Объем внешней торговли Сингапура, по данным 2009 года, превысил (держитесь за стул) 450 млрд долларов США. Внешний долг отсутствует. И все это чудо происходит на территории, в сто раз меньшей территории Грузии, в условиях практического отсутствия водных ресурсов и стопроцентной зависимости от импорта продовольствия. И при всем том уровень ВВП на душу населения один из самых высоких в мире – до 40.000 долларов США (населения в Сингапуре примерно как в Грузии – до 5 млн чел.). Так насколько же долга наша дорога к «чуду грузинскому», если учесть, что совокупный долг Грузии по состоянию на 31 декабря 2009 года составляет 3,6 млрд долларов США, что составляет 80,3% валового продукта, ВВП на душу населения составляет 4400 – 149-е место в мире, а внешнеторговый оборот характеризуется отрицательным балансом – импорт в несколько раз превышает экспорт. И все это при том, что бизнес США на территории опекаемой из госбюджета Грузии, в отличие от Сингапура, практически отсутствует.

Столь же тревожное положение сложилось и в сфере образования, которое со времен «революции роз» неоднократно подвергалось насилию со стороны далеких от образования министров. Начало экзекуции системы и ее основы – педагогических кадров положил министр-сантехник Александр Ломая, имевший полномочия от Джорджа Сороса разрушить доставшуюся Грузии от советского времени одну из лучших моделей академической подготовки кадров с тем, чтобы превратить высокоинтеллектуальный потенциал нации в конвейер по клонированию обслуживающего персонала для гостиниц и ресторанов.

Именно Ломая принадлежит «заслуга» в разгроме одной из самых передовых в Союзе и известной во всем мире Академии наук и ее научно-исследовательских институтов. Именно ему мы обязаны разрушением сложившейся десятилетиями и четко работавшей системы методической помощи педагогам через районные и городские центры усовершенствования учителей.

Его случайные последователи вели себя не столь агрессивно, но и их деятельность была исключительно во вред грузинской школе. Нынче образование и науку в Грузии возглавил выпускник русской школы Дмитрий Николаевич Шашкин, сын советского прокурора и члена Конституционного суда, сам до назначения в Минпрос работавший руководителем пенитенциарной системы Грузии. И хотя познания Дмитрия Николаевича в сфере образования, очевидно, ограничиваются периодом школьного обучения, уже хорошо, что он назвал эксперименты своих предшественников вредными и волюнтаристскими. Плоды этого «волюнтаризма» созрели этим летом, когда вступительные экзамены в высшие учебные заведения были фактически провалены и грузинские вузы недобрали 16 тысяч студентов.

Настоящей катастрофой для будущего страны можно назвать и тот факт, что на прикладные факультеты был подан абсолютный минимум заявлений – жалкие десятки, в то время как в советский период на физические и математические факультеты Тбилисского государственного университета были самые большие конкурсы. Чтобы как-то заполнить вакантные места в вузах, Министерство образования вынуждено было пустить отсеявшихся абитуриентов по второму кругу, значительно понизив планку отбора. Еще большая катастрофа произошла на тестировании 10.000 школьных преподавателей, вышедших на экзамен с тем, чтобы получить высшую квалификацию и, соответственно, надбавку к учительской зарплате. Причем на тестирование, естественно, вышли самые смелые и подготовленные. Результаты буквально поразили членов экзаменационных комиссий – 90% испытуемых не смогли справиться с элементарными заданиями.

В итоге лишь один из десяти «самых смелых и уверенных» получил право на заветный приварок к зарплате, остальные довольствовались правом доработать до 2013 года.

Возникает вопрос: если эти были лучшими, то кто остальные и кто придет им на смену, чтобы учить и воспитывать тех, кто будет прокладывать дорогу к «грузинскому чуду»? Тем более что престиж педагогической профессии в Грузии с окончанием периода «советской оккупации» стремительно скатывался к нулю и сегодня кому-либо из городских жителей найти в своем окружении подростков, мечтающих о судьбе учителя, весьма проблематично. А от села и вовсе ждать нечего, так как село в Грузии сегодня буквально выживает, а уровень образования в сельских школах отличается от сингапурского примерно так же, как объемы нашей и их внешней торговли (цифры смотри выше).

В этом учебном году по инициативе президента Грузии в районы Грузии, в том числе труднодоступные, будут направлены тысячи зарубежных волонтеров с тем, чтобы в течение года обучать местных жителей и учащихся школ английскому языку. И это также из сингапурского опыта, где все 100% школ переведены на обучение на английском языке.

Насколько эта гуманитарная миссия будет продуктивной, покажет время, достаточно сказать, что скептических оценок этого проекта в обществе значительно больше, нежели позитивных. Общеизвестно, что в отсутствие повседневной практики селянину абсолютно без разницы, какому языку его будут обучать – английскому или, скажем, японскому. Плохо другое, грузинское общество, в недавнем прошлом наиболее продвинутое в области знания русской культуры и в своем абсолютном большинстве владевшее грамотной русской речью, на протяжении последних 8-10 лет утратило это свое важное преимущество.

Сегодня выпускник грузинской школы, уверенно владеющий русским языком – большая редкость, несмотря на то, что в учебных программах большинства грузинских школ сохранены часы русского языка в качестве второго, а то и третьего иностранного. Школьной молодежи буквально навязывается убеждение, что русский язык – язык оккупантов, учебники русского языка для национальных школ авторами выхолощены до абсурда. Так, например, в ряде из них биографии великих русских писателей заменены примитивными пересказами биографий Майкла Джексона и Ани Курниковой. И все это при том, что Грузия географически и экономически обречена дрейфовать в пространстве, где русский язык еще долгое время будет главным средством межнациональной коммуникации.

Об этом прекрасно знают и в Грузии, где наиболее продвинутая элита «втихаря» нанимает своим чадам репетиторов по русскому языку, не говоря о том, что русскоговорящие гувернантки и няни наиболее востребованы в элитарных семьях.

Уже теперь на собеседованиях при приеме на работу один из главных вопросов: владеете ли русским? И те, кто владеет, пользуются преимуществом.

Ну а в общей массе населения навязывается неприязнь к русскому. Таким образом, искусственно устраняется конкуренция между отпрысками элитарных семей и «пиплами». Уверенное знание русского языка и русской культуры – составная, а подчас и определяющая часть имиджа грузинских политиков. Любо-дорого смотреть и слушать выступления на русском языке на пресс-конференциях президента Грузии или экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Они не просто говорят – они щеголяют своим знанием одного из самых богатых и красивых языков мира. И в то же время насколько теряют в харизме те политические лидеры, кто три раза вспотеет на экране телевизора в потугах построить правильную фразу.

Так быть ли Грузии Сингапуром? Сегодня, когда при нынешнем уровне образования в Грузии остается все меньше школьников, умеющих обнаружить тот самый Сингапур на географической карте и отличить его от Гондураса, перспектива стать хотя бы клоном «азиатского тигра» столь же призрачна, как сходство грузинского языка с малайским (государственный язык Сингапура). Автор «сингапурского чуда» Ли Куан Ю на все вопросы о секретах чуда отвечал однозначно: «Работа, работа и только работа, и никакой политики!» Не поспоришь.

Гай Аматуни

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 113 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Грузинская полиция совсем страх потеряла! Нет ничего нового в том, что органы МВД любой страны грешат коррупцией. Но чтобы она достигла таких размеров, как в Грузии… Массовые аресты предпринимателей – это настоящий произвол. В СМИ прочитала разные цифры. Одни пишут о 70 задержанных, другие о 150, третьи о 170. А по неофициальным данным их почти 1000 человек! Всей "свободной" прессе власти тупо заткнули рот. Говорят, что этим занимается сам Мерабишвили. А его методы известны. Пойдешь против, закончишь в тюрьме или с дырой в башке. То же самое и с массовым арестом бизнесменов. Полиция даже не потрудилась сообщить прессе, в чем их подозревают. Людей арестовывали на работе, дома, даже на таможне! Всех повязали и теперь "допрашивают". Под пытками, которые устраивают полицейские в грузинских тюрьмах, признаешся во всех смертных грехах. Вся вина этих несчастных лишь в одном – они хотели работать по честному и отказались платить полицейским. Это очень разозлило Мерабишвили, и он решил показать, кто на этой земле главный. Грузины так и будут молча сидеть в своих норах, пока их соотечественников пачками арестовывают ни за что? Родственники бизнесменов собираются у торговых центров, но им нужна поддержка. Глупо отрицать то, что Грузия превращается в полицейское государство. И если это не остановить сейчас, то завтра на месте несчастных предпринимателей может оказаться каждый грузин.
  2. По мне,так лучше полицейское государство,нежели тот паханский беспредел,какой царит в российских ОВД.Бывал ли кто нибудь там:мат-перемат, шага не ступят без взятки,на любого пострадавшего смотря исключительно,как на клиента.Согласитесь со мной, что Миша с Вано совершили чудо,убрав оборотней и заменив их интеллигентными ребятами, всегда готовыми прийти на помощь.А еще от ворья очистили наши улицы.
  3. Непонятно.Вначале,вы согласны с вашим предшественником в том,что Грузия полицейское государство,а в России вся милиция взяточники.А затем восхищаетесь тем,как Миша с Вано победили коррупцию.Так,скажите:Грузия полицейское государство?Вы согласны?
  4. Если и полицейское,то исключительно для тех,кто положил на закон и сам остается "в законе".Именно эта система позволила в невиданно короткие сроки очистить улицы Тбилиси от ворья и взяточников, убийц и аферистов,которых приняли в объятья, в том числе и в "нэзалэжной".
  5. Полностью согласен с автором статьи: Сингапуром Грузии точно не стать,ну а америкосы только потому не вкладывают грины в экономику Грузии, что в первый же день со всех станков снимут все что снимается и отнесут в скупку металлолома,как снесли все бюсты с могил,в том числе и бюст Гоголя из Александровского сада.
  6. Идея с англоязычными волонтерами мне нравится. Армении не мешало бы ее перенять. И в реформировании ментуры они ушли дальше нас. Это факт!
  7. " Пер аспера ад астра" - через тернии к звездам,такой мне представляется сегодня Грузия, которая методом проб и ошибок довольно уверенно идет к своей цели - стать равноправным членом европейской семьи.И,больше,чем уверен, станет таковой гораздо своих соседей.Единственное условие успеха-освободиться от " комплекса голубой крови и белой кости", ибо события последних десятилетий показала, что и кровь самая обыкновенная и кости складываются в землю,как у всех людей.
  8. Пардон, вор второй строчке пропустил слово "раньше".
  9. О каком Сингапуре может идти речь-хорошо бы Папуасию догнать и обязательно догоним после того, как Дима Шашкин сократил в школе часы по всем предметам точного и естественного цикла, заменив их уроками ТАНЦЕВ и СПОРТА, что гораздо ближе вальяжному нраву наших братьев по крови.
  10. Интересно,забыв русский, на каком языке мои сородичи собираются договариваться с абхазами и осетинами? На ангицком?Так те обхохочутся.
  11. Между прочим,в "Вечернем Тбилиси" от 17-20 апреля т.г. академик Якоб Ахуашвили свидетельствует о том, что Дмитрий Шашкин-русский еврей.Интересно,а идиш он знает?Если это так, то становится понятным его ненависть к России,которой он посвятил свой учебник для школ - "200 лет русской оккупации" говорят,преподнес первый экземпляр маме-Рахили.
  12. Интересно,забыв русский, на каком языке мои сородичи собираются договариваться с абхазами и осетинами? На ангицком?Так те обхохочутся.
  13. Достаточно Грузию заселить 10.000 китайцев и оградить их от грузинских чиновников-через 2-3 года Сингапур будет приезжать к нам за опытом.
  14. Ну а если пару десятков грузинских чиновников внедрить в экономику Сингапура,то ей точно писец...
  15. Я полностью согласна с уважаемым автором статьи в том,что в Грузии сегодня большим спросом пользуются преподаватели русского языка,востребованные в целях подготовки чад из обеспеченных семей.Как мне рассказывали мои коллеги,все в Грузии пребывают в ожидании перемен и улучшения отношений с Россией.И тогда "кто успел,тот и съел",то есть ограниченное число знатоков русского языка окажуться "на коне".
  16. Для справки: Дмитрий Николаевич Шашкин никакой не еврей, а прямой потомок первых "русских оккупантов",которые вскоре после воссоединения Грузии с Россией стали кордоном на юге Кахетинского царства,дав имя построенному ими же городку,нынешнему районному центру Лагодехи (от русского-"лагерь отдыха").Именно русским солдатам грузины обязаны избавлением от вековой напасти по имени "лекианоба". Леки-по грузински-лезгины,так в Грузии называли все разбойничьи племена Северного Кавказа, которые постоянными набегами,доходили до Тифлиса, раззоряли грузинские деревни и угоняли в полон грузинских женщин и детей, причем в год до десяткак тысячь.Так что по классификации уважаемого Дмитрия свет Николаевича,он сам достойный потомок "оккупантов".И родом Дима именно из Лагодехи, где его батюшка занимал не хилую должность прокурора района.
  17. И фамилия у Дмитрия Николаевича что ни на есть казацкая - Шашкин.Ну а за позорище-"200 лет русской оккупации" ему положено 25 плетей.Любо!!!
  18. 25 мало, не меньше 200.
  19. Интересно,если бы америкосы захотели бы оккупировать Грузию, взялся ли народ за оружие?
  20. В Ахалцихе всего одна армянская школа. Стыдно об этом не знать министру. Кроме этого, что значит его высказывание: "Вот если бы, армяне Джавахка с должным рвением пытались огрузиниться, проблем, видимо, было бы меньше". Офигел совсем Ашотян! Он настолько глуп, что подобными высказываниями он даёт стимул грузинским шовинистам ещё более усиливать ассимиляцию армян Джавахка. Куда смотрят власти Армении? Таких министров как Ашотян надо гнать и чем скорее, тем лучше для всего армянства мира.
  21. И все же остается большой вопрос,который "НК" неоднократно ставил перед министром просвещения Грузии и на который он так и не ответил- почему не вернули тбилисской школе №98 имя Саят Нова и почему в этой школе отменили преподавание армянского языка. И почему когда то хваленный коллектив этой когда-то лучшей тбилисской школы не ставит этого вопроса ребром,ведь 90% учеников школы-армяне!!!
  22. После визита Шашкина в Армению почему-то замолчала ДЖавахкская диаспора России.Неужели Шашкин ответил на все ее вопросы или Тбилиси ДДР не касается?
  23. После визита Шашкина в Армению почему-то замолчала ДЖавахкская диаспора России.Неужели Шашкин ответил на все ее вопросы или Тбилиси ДДР не касается?
  24. Привет Анаида джан! Мы пристально следим за тем что происходит в сфере образования Грузии. Наши братья и сёстры из Тбилиси, как и из других уголков Грузии совершенно не безразличны нам. Мы всегда переживаем и будем бороться за их права и их счастливое будущее. Сообщаем, что мы сейчас готовим письмо на имя председателя правительства Армении о рассмотрении вопроса соответствиия занимаемой должности министра образования Армена Ашотяна. Он своими заявлениями и высказываниями сводит на нет всю нашу борьбу за наш родной армянский язык и сохранение наших национальных школ в Грузии. Мы будем добиваться, чтобы подобные министры как А.Ашотян не оставались во власти Армении, а чтобы на их места пришли истинные патриоты и профессионалы образовательного дела. Пользуясь случаем мы обращаемся ко всем учителям, родителям, ученикам и ко всем у кого сердце болит за сохранение армянского языка в школах армянонаселённых районов Грузии, с призывом выходить на митинги и на пикеты, с целью выразить своё отношение ко всему происходящему в данном направлении. Иначе, получается, что ДДР и иные некоторые диаспоральные организации выступают за права армян Грузии, а армяне на местах молчат. Ваше молчание - это есть Ваше согласие и поддержка той политике, которую насаждают грузинские власти с подачи их новых и верных друзей. Долой ксенофобию! Да здавствует Айос-Картлос!
  25. Правильно пишут джавахкцы. Армяне в Грузии сидят и не шевелятся, словно их всё устраивает. Если так, то тогда сидите и молчите и не надо ждать манны небесной, а если вас ушемляют в правах, то выходите на улицы и говорите открыто что не так. Странно то, что ни одна армянская организация в Тбилиси и вообще в Грузии ничего и ни от кого не требует. Значит всё у вас армян хорошо!
  26. Армяне Тбилиси находятся под неусыпным прессом агентуры в лице Байбурда,Мурадяна и Степаняна.Хотя ни будь их,на их месте обязательно появились бы новые выродки,готовые за 30 серебренников-лари продать остатки совести.И наши армяне покорно изображают молчание не ягнят,но баранов. Джавакская диаспора первая раскусила их и давно занесла в списки хронических предателей армянства.И толко тбилисцы продолжают расцыловываться с этими подонками прилюдно,а в посольстве РА в Грузии эти твари самые дорогие и желанные гости.
  27. Не обращайте внимание на этих ублюдков типа Байбурта, Мурадяна, Степаняна и т.д. В Тбилиси есть намного уважаемые и авторитетные люди, которые могут сплотить вокруг себя армянское население Тбилиси. Насколько нам известно в Тбилиси есть общественная организация "Союз армян Тбилиси", руководимый непомерно честнейшим и порядочным человеком Михаилом Татевосовым. Соберитесь вокруг него и смело выдвигайте ваши требования. Пусть эти нелюди типа Байбурта опровергают ваши требования, но если вы будете говорить правду и народ поддержит вас, то этих тварей власти Грузии устранят с их занимаемых должностей. Так, что не бойтесь братцы тифлисцы и будте более активны! Чего вы боитесь? Никто и ничего плохого вам не сделает. Вы не одни. А будете молчать, значит это будет означать, что у вас всё хорошо и со стороны никто вам не поможет. Если действительно всё у вас ОК, то мы только будем рады за вас. С уважением - греки из Грузии, проживающие в Салониках.
  28. Все правильно греки говорят. Поддерживаю.
  29. Полностью с вами согласен,братья.Грузинское государство до тех пор будет иметь головную боль - армянскую проблему, пока будет ориентироваться на подонков и прикармливать их.Диалог нужно вести с достойными и патриотично настроенными к своей родине-Грузии армянами,а не с теми предателями-вчерашними секретарями райкомов, которых Миша держит у своих ног.Какими советчиками могут быть Байбурды с Мурадянами,если в Джавахке их имена сопровождают самым отборным матом.Гонзе модит,картвелебо, кто предал своих,тот предаст и вас со всеми потрохами.
  30. Грузинский министр образования Дмитрий Шашкин, находясь в Ереване заявил о том, что сопротивление армян региона Джавахк российским войскам в 2008 году помогло остановить их продвижение. Армяне из Джавахетии в комментарии для Georgia Times опровергает его утверждения. «При выезде из города Хашури группа российских военных ошиблись и поехали на в сторону Боржомского ущелья. При выезде из ущелья, российские военные увидев скопление машин и людей остановились и спросили: «это что за территория», тогда все грузины начали кричать - «это братцы Армения»! Так российские военные поняли, что не туда заехали, развернулись и поехали обратно в сторону города Гори» - рассказывают армяне из Джавахка. Министр образования Грузии Дмитрий Шашкин находился в Армении в связи с открытием в одном из ереванских ВУЗов грузинского лингвистического центра. Ссылка: http://www.georgiatimes.info/news/44609.html
  31. Интересно,что будет делать Шашкин,если в Грузии произойдет "революция веников"?
  32. А у него уже припасен перевод учебника-"200 лет российской оккупации" на название "200 лет российского рая".
  33. ԹԲԻԼԻՍԻԻ ՀԱՅ ԴՊՐՈՑՆԵՐԻ ԵՒ ՄԱՍՆԱՎՈՐԱՊԵՍ ԹԻՎ 131 ԴՊՐՈՑՈՒՄ ՎԵՐՋԵՐՍ ՏԵՂԻ ՈՒՆԵՑԱԾ ՓԱՍՏԵՐԻ ՇՈՒՐՋ * Այն, որ Թբիլիսիում գործող հայ դպրոցները կանգնած են փակման վտանգի առջեւ,հատկապես վերջին երկու տարիների ընթացքում ,բազմիցս խոսվել ու գրվել է տարբեր կառույցների հանդիպումներին, այլեւայլ լրատվամիջոցներում, սակայն, այսօր խոր ցավով կարելի նշել, որ համապատասխան իրավասու մարմինների կողմից գործնական ոչ' մի միջոց չձեռնարկվեց , որպեսզի ժամանակին կասեցվեր այն ավերվածությունն,ինչ կատարվեց հատկապես 2010 ուսումնական տարվա նախաշեմին՝ Թբիլիսիում դեռեւս պահպանված 6 հայալեզու դպրոցների հետ:Անտարբերության թե հապաղման արդյունքում այսօր արդեն Թբիլիսիում դադարեցին գործել իրենց պատմությամբ հարուստ այնպիսի դպրոցներ, ինչպիսիք էին թիվ 146 (նախկին թիվ 109 )հայ-ռուսական , թիվ 110 հայ-ռուսական եւ թիվ 95 հայկական դպրոցները.. Թիվ 146 դպրոցում այս տարվանից ոչ մի հայ դասարան այլեւս չի գործում, թիվ 110 դպրոցը, չնայած մանկավարժական կազմի,աշակերտների եւ ծնողների համառ դիմադրությանը, բռնի կերպով միացվեց վրաց թիվ 103 դպրոցին,իսկ թիվ 95 հայկական դպրոցը նույն սկզբունքով միացվեց թիվ 81 ռուսական դպրոցին:Թիվ 86 դպրոցում այդ կոտորածն ավելի շուտ էր սկսվել,այսօր այնտեղ չի գործում ոչ մի հայ դասարան,իսկ թիվ 132(նախկին թիվ 21 հայկական) դպրոցում, մայրենիից բացի, շատ առարկաներ վաղուց հայերենով չեն անցնում...Էլ չենք խոսում թիվ 93, 59,40, 74 եւ մյուս վաղուց փակված հայկական դպրոցների մասին... Առանձին ուզում եմ խոսել մեր ՝ թիվ 131 դպրոցի մասին,որում կատարվող գրեթե ամեն փաստի ականատեսն ու անմիջական մասնակիցն եմ եղել այս տարիների ընթացքում:Մեր դպրոցը բացվել է 1991 թվականին՝ռուսական թիվ 131 դպրոցին կից՝ անկախ Վրաստանի առաջին նախագահ Զվիադ Գամսախուրդիայի թույլտվությամբ եւ մի խումբ հայրենասերների ջանքերով:Այս տարի դպրոցը մեծ կյանք ճանապարհեց իր իններորդ շրջանավարտներին:Մեր շրջանավարտների մի քանի սերունդ իր ուսումը շարունակել է Վրաստանի, Հայաստանի եւ Ռուսաստանի բուհերում:Մեր առաջադեմ, շնորհալի դպրոցականներն ակտիվորեն մասնակցել են Հայաստանում անցկացված համահայկական տարբեր միջոցառումներին՝հայոց լեզվի, գրականության,հայագիտական օլիմպիադաներին,,Մեկ ազգ, մեկ մշակույթե,,Համահայկական խաղերե փառատոներին,,Արի տունե ծրագրին , բարեկամական կապ հաստատել Երեւանի Ջոն Կիրակոսյանի անվան թիվ 20 դպրոցի հետ:2003 թվականից դպրոցում գործում է ,Զրուցակիցե ամենամյա պարբերաթերթն, որի էջերում լուսաբանվում են մեր դպրոցի եւ վիրահայության առօրյան, ուշագրավ ու կարեւոր իրադարձությունները, դպրոցականների ստեղծագործական առաջին փորձերն ու մտորումները : Այս տարի պետք է թողարկեինք ,Զրուզակցիե իններորդ համարը,սակայն վերջին տարվա իրադարձությունները վտանգի են ենթարկել ոչ միայն թերթի,այլեւ մեր դպրոցի գոյատեւումը...Ամեն ինչ սկսվեց 2009 թվականի նոյեմբերից, երբ մեզ մոտ նշանակվեց տնօրենի նոր պաշտոնակատար՝ Ինգա Ցերցվաձեն: Գեղեցիկ, հմայիչ ու երիտասարդ այդ կինը ո'չ հրեշ է , ոչ' էլ հսկա, սակայն օգտվելով ազդեցիկ պաշտոնական անձանց բարյացակամությունից, նա չարաշահեց այդ վերաբերմունքն ի վնաս մեր դպրոցի...Նա իր աշխատանքն սկսեց մեր դպրոցի հայկական բաժինը քաղաքի այլ հայկական դպրոցին միացնելու կամ մեր ռուսական բաժնի հետ համատեղ դասեր անցկացնելու առաջարկով, որպեսզի ազատված դասասենյակներում բացվեն վրացական դասարաններ, թեեւ մոտակա վաղուց գործում են թիվ 94 եվ 201 վրացական դպրոցները:Թիվ 201 դպրոցն անգամ փոքրաքանակ է, այսինքն՝ այս տարածքում նոր վրացական դպրոց բացելու ոչ մի անհրաժեշտություն չկա : Անցյալ տարի մեր դպրոցում արդեն բացվեց երկու զուգահեռ վրաց առաջին փոքրաքանակ դասարաններ, որոնցից կարելի էր մեկ դասարան կազմել, եթե խնդիր է ծախսը, դպրոցի նյութական վիճակը...Նույնը կարելի էր անել նաեւ ռուսական բաժնում,որտեղ նույնպես գործում են փոքրաքանակ զուգահեռ դասարաններ:Ի դեպ, այդ ռուսական դասարաններում էլ մեր հայերն են մեծամասնություն կազմում,սակայն նրանց մայրենին ռուսաց լեզուն է... Տիկին Ցերցվաձեն ,հանդիպելով մեր համառ դիմադրությանը, մեզ զգուշացրեց, որ մինչեւ մայիս կաշխատենք այսպես, սակայն մայիսին պետք է սպասենք մեծ փոփոխություններ... Մայիսին նա գրավոր դիմեց մեր դպրոցի հոգաբարձուների խորհրդին, որպեսզի քննարկվի փոքրաքանակ հայ դասարաններն ինքնակամ ռուսական բաժնին միանալու կամ քաղաքի այլ հայկական դպրոց տեղափոխելու հարցը:Հոգաբարձուների խորհրդում նրա այդ փորձն էլ ձախողվեց, եւ նա արդեն սկսեց գործել առանց հոգաբարձուների խորհրդի հետ հաշվի նստելու՝հենց այդպես էլ հայտարարելով՝,Ձեր կարծիքն ինձ չի' հետաքրքրում...ե: Այնուհետեւ, ինքնուրույն գործելով,նա կտրուկ մերժեց բոլոր այն ծնողների դիմումներն,ովքեր ցանկացան իրենց դպրոցահասակ մանկանը բերել հայկական բաժնի առաջին դասարանում սովորելու՝ստիպելով կամ առաջարկելով ՝տալ մեր դպրոցի ռուսական,վրացական բաժին կամ տանել քաղաքի այլ հայկական դպրոցներ, որոնք մեր բնակելի տարածքից բավականին հեռու են գտնվում:Դա հակասում է ,Կրթության մասին Վրաստանի օրենքիե 7 հոդվածի երեք կետերով նախատեսված կարգին,որի համաձայն՝ ,1.Պետությունը ապահովում է յուրաքանչյուր աշակերտին իր բնակավայրին մոտ մայրենի լեզվով կրթություն ստանալու իրավունքը: 2.Եթե այս հոդվածի առաջին կետով պաշտպանված իրավունքի իրագործումն անհնար է ստանդարտ վաուչերի օգնությամբ, ապա պետությունը նման աշակերտին ապահովում է ավելացված վաուչերով: 3.Ավելացված վաուչերի քանակը պետք է ապահովի այս հոդվածի առաջին կետով պաշտպանված իրավունքի իրագործումը, նվազ կոնտինգենտ ունեցող հանրային դպրոցի,հատուկ, կոռեկցիոն կամ լինգվիստային փոքրամասնության դպրոցի կամ դասարանի սահմաններում, եթե գոյություն ունի 3 աշակերտ տարրական,6 աշակերտ բազային եւ 21 աշակերտ միջին աստիճանումե: Նշենք,որ 1-ից-6-րդը՝ տարրական աստիճան է,7-ից 9-ը՝բազային եւ 10-11-12-ը՝միջին: Տիկին Ցերցվաձեն այս օրենքը կարդում եւ վրացերեն լավ չտիրապետող ծնողներին մեկնաբանում է յուրովի, այն է՝ իբրեւ թե դպրոցի յուրաքանչյուր դասարանում պետք է լինի 21 աշակերտ, այլապես դասարանը պիտի փակվի...Շատ ծնողներ այս թյուրիմացության զոհ դարձած՝ ստորագրեցին տնօրենի կազմած նույնատիպ դիմումներն եւ ստիպված՝երեխաների փաստաթղթերը մեր դպրոցից տարան այլ դպրոց կամ ռուսական բաժին,բայց գտնվեցին նաեւ այնպիսիներն,ովքեր նախընտրեցին պայքարել այդ անօրինությունների դեմ, որտեղ խախտվում է ազգային փոքրամասնության իրավունքները, տեղ ունեն ազգային խտրականության փաստեր,երբ ոչ հայկական դասարաններում աշակերտին ընդունում են,իսկ հայկականում՝ մերժում ...Դպրոցի ուսուցիչներն ու աշակերտների ծնողները բազմիցս դիմեցին տարբեր կառույցներ, այդ թվում՝Վրաստանի կրթության եւ գիտության նախարար՝Դմիտրի Շաշկինին,նրա տեղակալ՝Կոկա Սեփերթելաձեին, Հայաստանի ԿԳ նախարար՝Արմեն Աշոտյանին, Սփյուռքի նախարար ՝Հրանուշ Հակոբյանին, վրաց խորհրդարանի աշխատակիցներ ՝Վան Բայբուրթին, Արմեն Բայանդուրյանին, Գենա Մուրադյանին , Մարդու իրավունքների պաշտպանության եւ ինտեգրման կոմիտեի նախագահ ՝Գիորգի Արսենիշվիլուն,ինչպես նաեւ վիրահայ համայնքին, հասարակական կազմակերպություններին, զանգվածային լրատվամիջոցներին եւ այլն:Սակայն, դեռեւս թվարկած անձանցից կամ կառույցներից հարցի ոչ մի դրական լուծում կամ գոնե ինչ որ պատասխան չի ստացվել ...Անպատիժ մնալով՝տնօրենն ավելի սաստկացրեց ճնշումը . կանչեց 11 եւ 12- րդ դասարանների ծնողներին , ստորագրել տվեց նույն վերոհիշյալ դիմումն եւ փաստաթղթերը հանձնեց ծնողներին՝այլ դպրոցներ փնտրելու կամ ռուսական բաժին տեղափոխելու համար: Տարակուսած ծնողները նախ դժկամորեն ենթարկվեցին ,բայց երբ հասկացան, որ խափվել են, հետ բերեցին երեխաներին, պահանջելով վերադարձնել իրենց դասարաններն, սակայն հաղթանակ տարած տնօրենը լսել անգամ չուզեց նրանց, ասելով՝,Ես հետ չե'մ վերցնի...ե: Նույն կերպ վարվեց նաեւ 8 -րդ դասարանի ծնողների հետ,որոնց աշակերտներից ոմանք նստեցին ռուսական բաժին, իսկ ով չհամաձայնեց՝ստիպված տարավ այլ հայկական դպրոց:Սրան հաջորդեց նաեւ այն, որ բազմազավակ հայ ընտանիքները 8 -րդ, 11 ??րդ եւ 12-րդ դասարաններից աշակերտներին հանելով ՝ մեր դպրոցից տարան նաեւ մյուս դասարաններում սովորող իրենց զավակներին, որպեսզի իրենց երեխաները մեկտեղ լինեն...Սրան ավելացավ , երկար չարչարանքից հետո վերջապես բացված , 1-ին դասարանի եւ 3- րդ դասարանի ծնողների դժգոհությունը , որ այդ երկու դասարանները պետք է միասին նստեն,համատեղ մի դասարանում ՝միաժամանակ սովորեն՝ մի ուսուցչի ղեկավարությամբ:Դա եւս պատճառ դարձավ, որ ծնողներն այդ դասարաններից հանեն իրենց երեխաներին: Բայց հայաթափության այս դաժան հարվածներն սրանով էլ չավարտվեցին...Հիմա հերթը հասավ Վրաստանի քաղաքացիություն չունեցող մեր 7 աշակերտներին, որոնց ծնողներին պարտավորեցնում են անհապաղ վճարել ուսման՝վաուչերով նախատեսված 400 լարիից ավելի գումարը՝ յուրաքանչյուր երեխայի համար, թեեւ նրանցից երեքը մի ընտանիքից են, մյուսներն էլ ոչ լրիվ ընտանիքներից՝կարիքավոր ու գործազուրկ ծնողների զավակներ:Տնօրենը նրանց ծնողներին էլ հանձնեց փաստաթղթերը ՝խորհուրդ տալով դիմել թիվ 104 դպրոցին, որի տնօրենն ուսման վարձ չի պահանջի այդ երեխաներից:Այսպիսով՝ մեր հայ դասարանները դատարկվեցին : Ցավալի եւ զարմանալի է այն , որ ամեն մի տնօրեն ձգտում է իր դպրոցում ամեն կերպ ավելացնել իր աշակերտների թվաքանակը, իսկ տիկին Ցերցվաձեն սառնասրտորեն հատում է մեր ճյուղերը, կտրում արմատ ու գլուխ, զրկում հայ մանուկին իր մայրենի լեզվից, իսկ հայերեն դասավանդող ուսուցիչներին այս տնտեսական ճգնաժամի պայմաններում դարձնում գործազուրկ ... Կարծում եմ՝ այս փաստերը պետք է գրավեն համապատասխան կառույցների ուշադրությունը եւ ունենան անհապաղ լուծում, այլապես մենք կկորցնենք այն, ինչ մեզ անցել է մեր նախնիներից՝ մեր հայ դպրոցը, մեր մայրենին, մեր ինքնությունը, մեր հայ սերնդի շարունակությունը... * Մանանա Կարապետյան * Թիվ 131 դպրոցի ուսուցչուհի, հոգաբարձուների խորհրդի անդամ,,Զրուցակիցե պարբերաթերթի խմբագիր (դեռեւս,բայց այս զեկուցումից հետո անկասկած՝ գործազրկության թեկնածու) Հայերն այսօր
  34. Это случайная ошибка. Автор поста сокрушается по поводу закрытия армянских школ в Грузии, куда родители не хотят отдавать своих детей. Почему? Наверно там уже не изучают латынь... Зато неслучайная фамилия министра Шашкина. Она происходит вовсе не от казацкой шашки, а от шашечек на такси - Куда захотят начальники - туда и повезет!
  35. В продолжении темы, напоминаем и даём ссылку насчёт высказывания министра А.Ашотяна: * http://www.yerkramas.org/2010/10/20/ministr-obrazovaniya-armenii-ne-ponimaet-armyan-dzhavaxeti/#comment-2039 * В комментариях к статье под ником "DDR" - это наши комментарии (DDR - это аббревиатура "Джавахкская диаспора России"). * По данному высказыванию на недавней Международной Конференции, проходящей в Москве, нашими представителями было сделано официальное заявление, на что министр А.Ашотян дал категорический отказ и отрицание за подобное высказывание. Он объясняет и ссылается на то, что СМИ исказили его высказывания. Ну что сказать? "Слово не воробей, вылетит не поймаешь".
  36. DDR на сегодня самый последователь защитник интересов грузинских армян,в том числе, и тбилисских.Я лично не знаю другой организации,которая так честно и,самое главное, бескорыстно держит руку на пульсе армянского вопроса в это непростом регионе.Важно и то,что ДДР последовательно выступает за конструктивный диалог с грузинами,которые именно в этой организации должны видеть посредника в решении имеющихся проблем,но не в предателях типа Байбурта,Мурадяна и Степаняна.
  37. Кэцэ хайоц ашхар ев жоговурт!!!!!!!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты