Наш србазан
Имея обыкновение бывать на строительстве храмового комплекса Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на пересечении Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта в Москве, зайдя в придел кафедрального собора, я с удивлением в одном из каменотесов признал епископа Езраса, умело выводящего резцом затейливый орнамент на блоке из анийского туфа.
Заметив меня, србазан (владыка) поднялся и, широко улыбнувшись, протянул руку. Шершавый трепет пробежал по моему телу: в ладонь мою впились твердые мозоли его натруженной правой.
Прикосновение это на какой-то миг унесло меня в век VII, к Католикосу армян Комитасу, прозванному Шинох-Созидатель, творцу и собирателю шараканов – духовных песнопений. В историю вписал он имя свое еще и тем, что собственными руками тесал камень для храмов. Пришли на ум и строки хрониста седой древности, оповестившего мир о подвижничестве Григория Просветителя. Это он, первосвященник Григор Лусаворич, в 301 году вместе с царем Тиридатом III утвердил на земле армян веру Христову. Так Армения и стала первым в мире христианским государством. Ему же, первосвященнику нашему, голос был свыше – заложить первый камень в фундамент кафедрального собора в Святом Эчмиадзине.
Минуло 17 столетий, но дорогу к храму с каждым годом торят все новые и новые верующие. И свет этой веры проник во все армянские епархии по всему миру.
Пагубные страсти и железная выдержка
Землю под храмовый комплекс в 1,32 гектара Москва выделила Армянской Церкви еще в 1996 году. Фундамент хоть и был заложен, да дело при прежнем владыке не пошло… Потому и вся забота о возведении храма легла на плечи епископа Езраса, нового главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, патриаршего экзарха в России, назначенного на эту должность в октябре 2000 года.
Надо сказать, что вступление его в права пастыря российских армян сопряжено было с немалыми трудностями. Строптивый нрав прежнего владыки, отказавшегося возглавить Украинскую или Английскую епархию ААЦ, дал себя знать в том, что он позволил себе создать новое религиозное объединение в Москве. Оно, по его разумению, оставаясь в лоне Св. Эчмиадзина, подчиняться будет только его высшему органу – Национальному Церковному Собору, отвергая духовную власть Католикоса всех армян. За неповиновение патриаршей власти и непотребные деяния раскольник был лишен духовного сана и объявлен расстриженным. А длилось это противостояние Св. Эчмиадзину несколько лет, пока судебные органы не поставили в этом споре последнюю точку, отменив регистрацию созданной прежним владыкой религиозной структуры, по сути своей противоречащей уставу ААЦ.
Поведение прежнего владыки никак не вязалось с данным им в 1988 году епископским обетом:
«…Даю обет до конца дней моих оставаться в Святом братстве Вагаршапата, богобоязненно служить на благо и во славу Святого Эчмиадзина, всеми силами содействуя его развитию и процветанию.
…Если волею мысли или по принуждению страстей будут нарушены все мои обеты… то я буду повинен перед Божьим судом и перед Святейшим Патриархом всех армян. Призываю в свидетели святость божественного алтаря и слышащих мой ответ, в чем и подписуюсь».
Как-то раз, едва я завел речь о прежнем экзархе, србазан Езрас ответил мне словами из Святого Писания: «Не суди да не судим будешь». И добавил: «Бог всему судия. Дела сами говорят о людях». Помолчав минуту-другую, србазан с горечью заметил: «Остается сожалеть, что мирянин, лишенный духовного сана и благословения Божьего, позволяет себе сегодня тайком от Церкви совершать обряды в среде верующих, не ведающих о его моральном падении».
Мало кто знает, что целых четыре года стойкий духом србазан мыкался по чужим углам, потому что архиепископ-расстрига не пускал его на порог резиденции епархии, что на территории армянского кладбища. Вот почему епископ Езрас в первые годы своего экзархства больше колесил по городам и весям своей обширной епархии, осуществляя духовное кормление своих прихожан в России (исключая Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа, которые находятся в подчинении у Южной епархии ААЦ), Беларуси, Прибалтике, Молдове и Средней Азии.
Отмеченный знаком служения
Когда 30 октября 1959 года в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в обычной крестьянской семье родился третий мальчик, его крестили и нарекли Мкртич. Отслужив в Советской Армии, а затем с отличием окончив духовную семинарию Геворгян в Св. Эчмиадзине, рукоположенный в дьяконы, он был оставлен в родной семинарии – вести дисциплину «Введение в Ветхий и Новый Завет». В тех же стенах был возведен в иеромонахи. В 1988 году, завершив полный курс аспирантуры Духовной академии в Ленинграде, он назначается духовным пастырем армян Северной столицы с одновременным исполнением обязанностей настоятеля местных армянских церквей Св.
Екатерины и Св. Воскресения, отдав 13 лет служения прихожанам нынешнего Санкт-Петербурга.
Его стараниями окрепла местная армянская община, были подняты из руин старинные церкви XVIII века, памятники федерального значения. По его инициативе, задолго до объявления в стране кампании по борьбе с беспризорностью, его община кормила, поила и обувала 180 детей-сирот. Душа христианская повелела пастырю Езрасу открыть при церкви свою пекарню, чтобы кормить обездоленных армянским хлебом – лавашом и матнакашем. Под опекой общины оказались и многие инвалиды, блокадники, малоимущие, заключенные.
«Только любовь спасает человека и рождает новую любовь, – скажет србазан Езрас в интервью газете «Известия». – Когда из питерской тюрьмы «Кресты» отправлялись деньги и посылки жертвам землетрясения в Армении, я понимал, что эти люди не расплачиваются с нами за нашу благотворительность. Это движение их души к любящим их душам».
С тем же рвением духовный пастырь взялся за издание первой в России ежемесячной газеты «Аватамк» («Веруем») на армянском и русском языках. Заработали при общине школа и медицинский центр на бесплатной основе. В 1994 году он ставлен был викарием Северо-Запада России и стран Балтии. Прилежание его в деле упрочения связей между сестринскими церквями было отмечено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: в 1995 году Езрас Нерсисян награждается орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени.
Надо добавить, что под его водительством община привела в порядок армянское кладбище на Васильевском острове, восстановив и водрузив на место надгробия и могильные плиты Лазаревых, заложивших армянские церкви в Санкт-Петербурге и Москве, а также основавших Московский институт восточных языков. Воздано было по чести и захоронениям Лорис-Меликовых, Паткановых, Халдарянов…
Мажорным аккордом многогранной деятельности почетного гражданина Санкт-Петербурга и стран Балтии отца Езраса перед отъездом в Москву стало восстановление кафедры арменоведения в Санкт-Петербургском университете. В связи с 300-летием образования армянской общины города на Неве, помня о несомненном вкладе Езраса Нерсисяна в культурную и общественную жизнь Санкт-Петербурга, президент Республики Армения Серж Саргсян 19 июля 2010 года лично вручил србазану орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Будни в Златоглавой
5 октября 2000 года нового главу Ново-Нахичеванской и Российской епархии, представителя Св. Эчмиадзина при Московской Патриархии столица России встречала солнечным утром и высоким небом. Открывалась новая веха в судьбе србазана Езраса.
В том же году в Св. Эчмиадзине он защищает диссертацию на тему «История армянской общины Санкт-Петербурга» и получает степень архимандрита. 30 сентября 2001 года состоялось его рукоположение в епископы.
К началу его служения в Москве огромная епархия насчитывала всего семь священников на десять приходов при шести церквях. «На сегодня с помощью Божьей, – делится со мной србазан, – в одной только России мы зарегистрировали 65 приходов ААЦ, в которых отправляют службу 28 священнослужителей». За эти годы епископ Езрас освятил много новых церквей – в Барнауле, Красноярске, Волгограде, Самаре, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Астрахани, Всеволожске Ленинградской области…
Год от года прихожан становится все больше, люди тянутся в храм – пообщаться со Всевышним, узнать лучше ближнего. Стали больше крестить детей, венчаться. «Нередко в результате общения в храмах Божьих создаются крепкие, дружные семьи, чему мы искренне рады, – не без гордости подчеркивает србазан и добавляет: – Сердце возрадовалось, когда на Пасху этого года в церковь Сурб Арутюн, что на армянском кладбище, пришло почти 30 тысяч верующих».
Стою рядом с епископом Езрасом на строительной площадке храмового комплекса на Трифоновской. И мы восхищенно смотрим на работу каменщиков-верхолазов, любуемся тем, как умело прилаживают они последние туфовые плиты на кафедральном соборе. Недалек день, когда на куполах храма воссияют в лучах солнца семь крестов святой веры нашей.
Фасады храма, часовни и резиденции отделаны армянским оранжево-охристым туфом. Парапеты и подпорные стенки облицованы так же – туфом различных оттенков, на полу мрамор и гранит. В качестве декора применена резьба по камню. Что до стилобата, то он будет уложен гранитной брусчаткой и гранитными же плитами.
На малой церкви-часовне Сурб Хач еще в конце ноября минувшего года был воздвижен купольный крест, освященный Католикосом всех армян Гарегином II. В скором времени Гарегин II, следуя канонам Армянской Церкви, освятит и даст название кафедральному собору, главному храму Ново-Нахичеванской и Российской епархии.
А еще раньше, в октябре 2005 года, Патриарх Российской Православной Церкви Алексий II и Патриарх Армянской Апостольской Церкви Гарегин II освятили фундамент святилища, общая площадь которого составляет 25 тыс. кв. метров. После Эчмиадзинской обители этот комплекс будет вторым по величине среди армянских культовых сооружений во всем мире.
Высота кафедрального собора без креста – 50 метров. 16-этажный жилой дом напротив как бы кланяется ему. В длину храм имеет 40, а в ширину 35 метров, диаметр купола – 21 метр. И рассчитан он на тысячу прихожан. На территории комплекса разместится резиденция Католикоса всех армян с апартаментами для Патриарха и его экзарха.
Двухуровневый комплекс вместит еще и административную часть, двухсветный зал культового назначения на 500 мест, музей, выставочные помещения, библиотеку, конференц-зал, воскресную школу, пищеблок, обходную галерею, автостоянку на 180 машиномест. Помолившись, прихожане могут сойти прямиком в Екатерининский сад.
Перед сдачей материала в номер я еще раз побывал на строительстве храмового комплекса. Србазан встретил меня той же теплой улыбкой, но в его глазах углядел я некое беспокойство. Мы разговорились. И он признался, что сорвал спину, разгружая на днях вместе с рабочими огромный блок туфа. Врач прописал постельный режим. Да разве удержишь такого энтузиаста в постели, когда вовсю идут отделочные работы.
Незадолго до этой встречи я приходил на стройку со своим другом, известным московским строителем. На мой вопрос, сколько, на его взгляд, вложено в строительство денег, он ответил: «С миллиард рублей, если не больше». Отлично понимая, что храмовый комплекс потребовал неимоверных затрат, я тем не менее не удержался от соблазна и начал пытать србазана: «Так сколько же денег ушло на это чудное сооружение?»
Ответом мне была мягкая улыбка. Затем он взял меня за руку и честно сказал: «По бухгалтерским книгам на сегодня поступило живых денег и разного рода стройматериалов и оборудования на сумму примерно 500 миллионов рублей»…
Епископ Езрас, признанный всеми на стройке главный прораб и главный снабженец, строго следил за расходованием каждого рубля, лично заключая договоры с поставщиками, которые, поддаваясь его обаянию, отпускали все по себестоимости, а то и ниже цены, разумея, что все это идет на святое дело. Упомянутые им 500 миллионов рублей собрали от чистого сердца сотни частных лиц и организаций. О них-то србазан мне и говорил: «Истинные сыны нашего народа всячески способствовали строительству, делая все возможное, чтобы мы достойно выглядели и воспринимались в России как представители первого христианского народа – носителя древнейшей христианской цивилизации. Однако есть среди армян и такие, кому безразличны наши проблемы. Но ведь безразличие – один из самых страшных и губительных грехов человечества. Слава Богу, достойных людей среди армян, по счастью, много больше». И тут србазан поименно назвал тех, кто бескорыстно разделял с ним бремя и тяготы строительства, внеся львиную долю всех поступлений: Карапетян Самвел, Варданян Рубен, Амбарцумян Сергей, Григорянц Виталий, Айрапетян Левон, Григорян Рубен, Вартанов Вартан, Тимченко Геннадий, Хачатуров Данил, Закарян Гагик, Адибекян Гагик, Варжапетян Артур, Меграбян Геворг, Арамян Эдгар, Акимов Андрей, Акопян Степан, Багдасаров Карен, Мартиросян Ашот, Магакелян Айк, Арцруни Вардгес, Мурадян Акоп, Григорян Гарегин, Егиазарян Ашот, Кецян Григор, Саркисян Эмиль, Манукян Константин, Степанян Геннадий, Сагирян Игорь, Тер-Ованесов Александр, Ананикян Армен, Карапетян Армен, Шахазизян Армен, Акопов Игорь, Гарслян Армен, Джанибекян Артур, Мартиросян Гарик, братья Кочаровы…
Когда я занес в свой блокнот список достойных, в котором есть не только армянские имена, србазан, глядя мне в лицо, произнес: «Все мы держим ответ перед Богом и нашей совестью. Есть такое изречение: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту», ибо сказано в Святой книге: «Вера без дела мертва». Я верю и убежден, что каждый из нас предстанет перед Судным Престолом Христа и получит сообразно своим заслугам». В ряду радетелей возведения храмового комплекса особняком стоит имя руководителя строительного предприятия Меружана Лалаяна, почетного строителя Москвы и России. Благодаря ему качественно и в срок поднялся весь монолит комплекса.
19 марта 2008 года, еще не оправившись от болезни, он едет на Трифоновскую – к своему детищу. В те же дни хворал и сам србазан. Не сговариваясь, оба прибыли на стройку почти в одно время. Бросившись обнимать србазана, Лалаян вдруг тихо ойкнул и схватился за сердце. Меружана Врежовича тотчас отвели в «штаб» стройки – в «резиденцию» епископа – строительный вагончик. Вызвали скорую. К приезду врача 59-летний Меружан Лалаян скончался на руках у србазана.
В соболезновании Католикоса всех армян Гарегина II по случаю его кончины, есть такие строки: «Мы лично знали Меружана Врежовича светлой памяти как человека высоких нравов, доброго и честного, трудолюбивого и благоверного сына армянского народа, а также щедрого благотворителя Армянской Апостольской Святой Церкви. В ряду его многих благодеяний знаменательно возведение в Москве комплекса армянского кафедрального храма, и его имя всегда будет с ним».
Весом вклад в строительство комплекса и Епархиального Совета, возглавляемого Артуром Чилингаровым, Героем Советского Союза, Героем России, вице-спикером Государственной думы РФ. Официальную биографию известный полярник неизменно начинает со слов: «Я, Артур Николаевич Чилингаров, родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде, армянин…»
«Айордеац Тун»
Вот уже четыре года как духовно-просветительский центр епархии «Айордеац Тун» на Новослободской ежедневно открывает двери свои перед детьми, число которых перевалило за 500. Два десятка преподавателей ведут занятия по армянскому языку, истории Армении и Армянской Церкви, приобщая детей к хоровому пению, посвящая в тайны патарага – армянской литургии. В центре есть класс по развитию речи, театральная студия, здесь же обучают игре на национальных музыкальных инструментах.
Литературно-художественный салон «Шогакат» снискал себе известность среди литературных гурманов. Но особой гордостью «Айордеац Тун» остается студия армянских народных танцев.
Получив от московских властей полуразрушенное здание, епископ Езрас не пожалел сил, чтобы привести его в порядок, оснастить всем необходимым для развития юных дарований. Питомцы центра знают србазана в лицо, как и он – каждого. Встречаясь с детьми и их родителями, србазан то и дело напоминает им: «Мы в России чувствуем себя не «как дома», а дома».
Для воспитателей центра и армянских малышей, проживающих в России, издал он в прекрасном оформлении «Азбуку». А для своих прихожан знакомство с религиозной литературой епископ Езрас начал с выпуска в свет на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская Церковь». С его же благословения книжная полка прихожанина пополнилась еще и изданиями: «Армянская поэзия XX века», «Исторические памятники вероучения Армянской Церкви», «1700 лет верности», «Армянские церкви Российской империи», «Таинства и образы Армянской Апостольской Церкви». При епархии выходит ежемесячная газета под названием «Армянская Церковь».
За «внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в начале 2010 года вручил епископу Езрасу Нерсисяну орден Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени. А уже 6 мая в Кремле из рук президента РФ Д.А. Медведева получил србазан орден Дружбы.
Горечь утраты
В середине октября 2009 года отец србазана Езраса – Григор Нерсисян – перенес сложнейшую операцию. В сердечном порыве быть рядом с отцом в трудную минуту сын мчится в родной Воскеат. Выхаживал отца вместе со всеми домочадцами. Но уже 26 октября србазан, как член Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, был вызван в Москву на совещание. Утром следующего дня его оповестили о кончине отца.
30-го на сельском погосте у изголовья покойного стояли старший сын усопшего – Католикос всех армян Гарегин II, президент Армении Серж Саргсян, епископ Езрас, младший сын Григора Нерсисяна… Горевали с ними все село и вся округа.
В день похорон отца србазану исполнилось 50. В его память врезались слова послания, направленного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II: «Ваше Святейшество! Возлюбленный во Христе брат!
С глубокой скорбью узнал о кончине Вашего родителя – Григора Нерсисяна. Знаю, что он был искренне верующим и благочестивым человеком, безбоязненно проповедовавшим веру Христову в годы гонений на Церковь. Он сумел передать свою веру и любовь детям, из которых двое избрали путь пастырского служения Церкви. Ваши труды на посту Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви являются свидетельством того, что Всемилостивый Господь благословил подвиг Вашего родителя и принял его, как дар Авеля.
Молюсь, да упокоит Бог душу новопреставленного в селениях праведных. Вечная ему память!»
В годы карабахского противостояния Григор Нерсисян, которому было под 70, выписывается из родного села, прописывается в Гадрутском районе Карабаха, чтобы «одним армянским голосом там стало больше». А в разгар военных действий участник Великой Отечественной войны советского народа против фашизма, инвалид войны II группы Григор Нерсисян еще и оружие берет в руки. А где-то рядом сражалась с врагом средняя из трех его дочерей – Цагик, сорока лет от роду, оставившая дома четверых детей.
Мне удалось разговорить србазана, и он признался в беседе:
«Духовными наставниками моими были родители, отец и мать – Григор и Хатун – люди глубоко верующие. Сколько я себя помню, мы всей семьей регулярно, каждое воскресенье ходили в церковь, молились во время литургии. И для меня это было естественно. Отец заставлял нас целовать каменный пол храма, не делать вид, а прикасаться губами к камню. Примером был и мой старший брат – студент духовной семинарии. Я тоже мечтал попасть туда».
Слово Божье
Проповеди србазана, кои довелось мне слушать, берут за душу. Говоря о вере, он ссылается на армянского историка V века Егише, который поучал: «Христианство для армян – цвет кожи». И словно подхватив саму идею, сам вещает: «Это не одежда, веру нельзя ничем заменить!» Касаясь материнства, србазан говорит: «Призвание матери, ее чувства к ребенку божественны. Защищая чадо свое, она готова и смерть принять». Значимы слова србазана и о миссии Церкви: «Армянская Церковь со дня своего основания остается верной важнейшим ценностям – терпимости и гуманности. Мы – наследники этой миссии. Мы хотим донести до каждого армянина, до каждого человека спасительное слово Бога. Хотим, чтобы люди служили своему призванию – созидать, творить добро, украшать свою жизнь».
Хочу привести еще две проповеди епископа Езраса:
О геноциде
«Это самый больной вопрос, он связан с жизнью каждого армянина. Мы стали жертвой злодеяния, лишились своей исторической родины. Потери нашего народа исчисляются не только миллионами человеческих жизней, но и многими святынями: турки сожгли рукописи, разорили храмы, библиотеки, пытались лишить нас истории. Геноцид в отношении любой нации – богопротивное действие. На такие трагедии человечество должно реагировать сообща. И мы будем поднимать свой голос до тех пор, пока сам грешник не найдет в себе силы признать свой грех».
О себе
«Я благодарю Бога, ибо мне посчастливилось и принял Он меня в лоно нашей Церкви, в своем доме. И я скромными своими возможностями могу служить Ему, могу славить Его, благодарить Его за все то, чем я наделен, что я могу делать. И за этот миг, за этот день и час, что я встречаюсь с вами. Я – грешный человек. Я иду, каюсь. Я молюсь Богу, чтобы мне не было стыдно смотреть в глаза людям. Я хочу, чтобы внутри человека было светло. Как сказано в Святом Писании: «Вы есть дети света!»
Гамлет Мирзоян, заслуженный строитель РФ, почетный строитель России, член редколлегии газеты «Ноев Ковчег»
Оставьте свои комментарии