Лишь Россия может построить в Армении АЭС
Интервью генерального директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов, доктора технических наук Сергея Гриняева газете «Ноев Ковчег».
Интервью генерального директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов, доктора технических наук Сергея Гриняева газете «Ноев Ковчег».
- Сергей Николаевич, в какой степени монополизация энергетического сектора Армении российскими компаниями способствует развитию армяно-российских политических отношений?
- Ответ на Ваш вопрос я, прежде всего, увязал бы с предложением взвесить альтернативные варианты. Во-первых, национализация энергетической инфраструктуры для Армении на текущем этапе ее экономического развития явно невыгодна - сегодня существующая инфраструктура во многом избыточна для потребностей страны. Во-вторых, геополитическое положение Армении дает возможность с пользой для страны использовать и ее транзитный статус. Встает вопрос о допуске к инфраструктуре иностранных инвесторов. Из возможных вариантов, на мой взгляд, Россия является предпочтительной стороной потому, что Россия - ближайший сосед, и сотрудничество в энергетическом секторе позволяет развивать партнерские отношения и в иных сферах.
- Является ли Россия единственным государством, которое в силу политических причин может финансировать и построить в Армении новый ядерный энергоблок, учитывая отсутствие заинтересованности у западных инвесторов? И каковы перспективы этого проекта?
- Здесь необходимо обратиться к новейшей истории, а конкретно - к завершению строительства АЭС в иранском Бушере. Следует отметить, что даже в условиях беспрецедентного внешнего давления Россия завершила данный проект. В случае с армянским проектом можно предположить возникновение сходных с иранским проектом проблем, которые повлекут за собой давление как на армянское руководство, так и на руководство страны-партнера Армении по возведению атомного энергоблока. Я сейчас не буду останавливаться на тех проблемах, которые могут спровоцировать подобный ход событий, но, полагаю, такой ход событий возможен. В этих условиях необходимо четко себе представлять, кто способен выполнить взятые на себя обязательства даже в условиях внешнего давления. История показывает, что на сегодня это только Россия.
- Не так давно глава «Газпрома» Алексей Миллер в очередной раз заявил, что с 2011 года ценообразование на газ для Армении будет осуществляться на рыночной основе. В текущем году тарифы на газ уже были повышены до 132 драмов, что на 37,5% выше предыдущего тарифа. Выдержит ли наша армянская экономика подобные «международные» цены?
- Вопрос, связанный с тарифами на российский газ, стал уже традиционным для многих журналистов, готовящих свои материалы в начале года. К сожалению, подобные материалы опираются на относительные цифры увеличения стоимости газа, забывая об абсолютных значениях. А ситуация за истекший год в мировой экономике серьезно ухудшилась, поводом стала безответственная политика ФРС США, выбросившей на рынок почти 1,5 триллиона долларов, что существенно обесценило американскую валюту. Не случайно это стало поводом начала, так называемых «валютных войн» накануне саммита G20 в Сеуле. Поэтому, говоря о росте цен на тот или иной продукт, не следует забывать об инфляции - о процессе обесценивания на-циональной валюты.
Что касается вопроса о том, выдержит ли армянская экономика «международные» цены, то здесь я бы рекомендовал активнее разрабатывать и предлагать к обсуждению варианты развития двустороннего сотрудничества, которые способствовали бы развитию армянской экономики в целом.
- Если месторождение урана на юге Армении начнет разрабатываться, как это повлияет на отношения Армении и Запада, учитывая, что уран будет перерабатываться в российском Ангарске?
- Не вижу в этом вопросе потенциальной угрозы для осложнения отношений Армении и Запада. Единственная проблема - появление на международном урановом рынке (весьма закрытом) нового поставщика. Для многих это позволит диверсифицировать собственные закупки этого ценного ресурса, однако некоторые будут и не вполне довольны. Вот вопросы недобросовестной конкуренции на этом своеобразном рынке могут вызвать некоторые осложнения, но не думаю, что риск их возникновения перевесит пользу от начала разработки месторождения. Кроме того, многое будет зависеть от характеристик самого месторождения, которые могут быть уточнены только после начала его разработки.
- В конце января состоялся официальный визит президента Грузии в Армению. Какие проблемы между нашими странами, в первую очередь, экономические, в том числе высокая стоимость грузинского транзита по транспорту и газу, являются первостепенными и каков потенциал развития отношений, по Вашему мнению?
- Могу ответить только, что считаю для Армении важным вопрос выстраивания ровных отношений с Грузией, так как в сложившейся геополитической ситуации наличие еще одного наземного транспортного маршрута поставок товаров, в том числе и из России, - крайне важный элемент в политике Армении. Правда, следует учитывать, что в условиях возможного осложнения внешнеполитической ситуации для Армении этот маршрут будет закрыт в первую очередь - Грузия слишком четко выполняет все указания своего «старшего брата» в лице США и по их указке не замедлит блокировать транзит.
- Являются ли высокие транзитные тарифы Грузии для товаров, следующих в Армению, продолжением ее негативных отношений с Россией? Сохраняет ли, по Вашему мнению, Россия планы по управлению транзитным ж/д коридором из Ирана к Черному морю по территории Армении? Предпримет ли в этой связи РЖД попытку приобрести железные дороги Грузии?
- Я не склонен считать грузинскую тарифную политику в отношениях с Арменией продолжением ее политики в отношении России. Грузия сегодня, как и многие другие страны бывшего СССР, испытывает серьезные экономические трудности. В сложившихся условиях грузинское руководство, скорее всего, просто пытается заработать. Правда, учитывая специфику транзита армянских грузов, заработок на высоких тарифах очень схож с монополизацией транспортных коридоров, что и вызывает справедливое негодование армянской стороны.
- 2010 году инфляция в Армении достигла своего исторического максимума за последние 15 лет, составив 9,4%. При этом после спада экономики на 14% в прошлом году, экономический рост составил всего 2,6%. Хотя в свое время говорилось, что именно низкая инфляция сдерживает экономический рост. В чем причина подобной противоречивости, по Вашему мнению?
- К сожалению, Армения, как и многие другие страны, оказалась под воздействием мирового финансового кризиса. Сегодня крайне неустойчивы и гораздо более сильные экономики мира - достаточно посмотреть на то, как лихорадит Европейский союз. Что же касается специфики экономических показателей Армении, то я полагаю, что многое зависит от структурных особенностей экономики и финансовой системы страны, от того, как страна зарабатывает и как тратит свой бюджет. За годы независимости Армении ее экономика начала процесс перестройки, но до настоящего времени не завершила его. Основным препятствием на этом пути мне видится отсутствие четких целей средне- и долгосрочного развития страны в целом, ее роли и места в мировом разделении труда.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии