№ 4 (163) Февраль (15-28) 2011 года.

Духовный мир армян Сирии

Просмотров: 14563

В Сирии армяне жили с давних времен. После принятия ими христианства в 301 году в регионе появились также отдельные общины армян-халкидонитов, которые жили смешанно с сирийскими и греческими православными христианами. В свою очередь, последователи Армянской апостольской церкви стали принимать активное участие в духовной жизни христиан Сирии.

Многочисленные группы армян переселялись в Сирию, спасаясь от преследований персов и османцев. Особенно заметную роль они играли в Антиохии, где христианство было представлено католиками, армянами и православными христианами. Многие перебрались туда после захвата турками армянской Киликии. Резня в Адане 1909 года, а также Геноцид армян 1915-1921 годов спровоцировали массовый отток армян в сторону Сирии из Западной Армении и Киликии. Турецкие националисты уничтожали армян не только в самой Западной Армении, но и в других регионах Османской Турции. В частности, Дейр Зор и окружавшая его пустыня были избраны младотурецким правительством в качестве основного места концентрации депортируемых из Западной Армении и Турции армян. В сирийской пустыне оказались остатки армянского населения Себастии, Диарбекира и Харберда. Из шести провинций Западной Армении в сторону сирийской пустыни было выселено около миллиона человек. В пустыне Дейр Зора было уничтожено свыше 200000 армян.

Сейчас армяне компактно проживают в некоторых регионах Сирии, в частности, на крайнем северо-западе страны в районе Кесаба, в Алеппо, Дамаске, Латакии, Эль Ракка, Хасеке и в Камышли.

Армянами в Сирии были построены десятки церквей. Например, в Алеппо, где проживает самая большая и влиятельная община, есть множество действующих церквей, из которых 4 евангелические. В районе Латакии действует 9 армянских церквей, причем как апостольских, так и католических и евангелических. В Сирии имеется довольно активная армянская община католиков и евангелистов, большинство которых сосредоточено в городе Кесабе и окружающих армянских селах: Дузахач, Эсгуран, Сев Ахбюр, Чинар, Чахалджех, Керкуна, Экизлух, Бахджахач, Карадуран, Карадаш, Башурд, а также в столице Сирии Дамаске. В Кесабе имеется Армянская апостольская церковь, построенная в конце XIX века, остальные появились в XX столетии. В селах Якубие и Арамо района Латакия проживают сильно латинизированные армяне, которые не владеют армянским языком, их родной язык - арабский. Жители этих сел, а также часть армян Дамаска, в начале прошлого столетия попав под влияние европейских миссионеров, стали последователями католической и евангелической церквей. Такие семьи живут изолированно от основной массы армянства, ассимиляционные процессы среди армян Латакии и Дамаска с арабами-христианами протекают весьма интенсивно.

Армяне-католики также представляют особую группу. Только в Алеппо имеется 5 католических армянских церквей, самая старая из которых построена в 1840 году. Число армян-католиков в Алеппо достигает 15000. В городе Камышли на севере Сирии значительная часть армян также католики, они сосредоточены вокруг церкви Святого Ованеса. Армянские католические церкви имеются и в Дамаске, а также в армянских селах Латакии. В районе Эль Ракка, где проживает большое количество арабизированных армян, всего лишь одна армянская церковь.

За последние годы в различных регионах Сирии образуются новые общины, которые принято считать исламизированными и арабизированными. Во время Геноцида армян тысячи детей были проданы местным арабам и бедуинским племенам. Многие, чтобы сохранить семьи, принимали ислам. Арабизированные и исламизированные армяне ныне проживают в Камышли, Хасеке и особенно в Эль Раке.

Церковные учреждения играют большую роль в сохранении идентичности наших соотечественников. Церковь объединяет осколки армян, спасшихся от Геноцида. Возвращение к истокам начинается именно с Армянских церквей Сирии, в которых происходит обряд крещения исламизированных армян.

Сирийская община ар-мян на Ближнем Востоке считается одной из самых влиятельных. Не случайно, что большинство церковных образовательных и духовных учреждений находится именно в этой стране. Связь между сирийской армянской общиной и Республикой Армения исторически прочна. Однако в результате миграции армянского населения Ближнего Востока и изменения этнодемографической ситуации в регионах, населенных армянами, политика сотрудничества с диаспорой требует изменений. Появилась необходимость прагматичного подхода государства ко всем армянским общинам, в том числе к традиционным, таким как сирийская. Ведь каждая община имеет свою специфику, и не замечать это - значит игнорировать роль и значение диаспоры.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Какой величественный мемориал в Дерзоре! Просто потрясающе!
  2. Уважаемая "НК" огромное спасибо Вам за статью!
  3. В Алеппо одна из самых крупных армянских общин в мире. У меня оттуда был приятель, учился в Ереванском универе. Но бейрутские более продвинуты.
  4. Да, фотографии хорошие. Статья тоже неплохая, но с учетом серьезности темы, хотелось бы намного большего. Наверное, стоило больше сказать о проблемах общины. Это и ассимиляция и эмиграция (http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=2016) и отношение государства к общине, ставшее намного хуже после того как Б. Асад начал политику сближения Сирии с Турцией. Некоторые представители общины переезжают в Армению (http://www.panarmenian.net/rus/society/detail/60665) и им надо всячески помогать. Будущее сирийской общины выглядит довольно мрачно и нужно быть готовыми принять в Армении хотя бы часть местных армян в случае их вынужденного массового исхода из этой страны.
  5. Арабский мир штормит. А в Сирии тихо. Хотя там тоже авторитарный режим и народ живет бедно. Власть передалась от отца сыну. Мусульманская традиция.
  6. Асад-младший тоже скоро полетит. В Сирии жизнь гораздо хуже, чем в соседних Ливане или Иордании. Просто там военные всегда пользовались привилегиями. Полицейское государство. В наших интересах Сирия как противовес Турции.
  7. Нам пока устраивает режим Асада,хотя бы потому что христиане там живут хорошо...не надо забывать,что десятки тысяч ассирийцев из Ирака нашли безопасный приют именно в Сирии среди христиан этой страны.
  8. Я учился в универе с одним арабом из Сирии. ОН был православным. Послали его в духовную академию, а он бросил ее и вернулся к мирской жизни. За девушками любил ухаживать, а в семинарии такого - ни-ни! Короче, рассказал я своему верующему знакомому про своего однокурсника, так тот так запереживал, чуть инфаркт не получил. Все повторял - Иуда, Иуда... В Сирии исторически немало правосланых храмов. А наши церкви очень красивы. Но страна эта отсталая и милитаризованная.
  9. Но то, что христиане там берегут и чтут христианское наследие,это факт! А Главное для нас именно это!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты