Выборы, покрытые мраком
9 июля президент Серж Саргсян выступил на Первом общеармейском съезде молодых офицеров, обрисовав свое видение армянского офицерства. Он назвал сегодняшних офицеров «носителями миссии дворянства, наследниками воинских традиций. И если они еще не являются таковыми, то должны стать». Чем вызвал определенное непонимание в либеральной среде. Отжившее свое дворянство, военные традиции, полагающие главным не гедонизм, а верность долгу – для либерала это слишком.
Сегодняшнее офицерство в любой армии давно перестало быть сословным, но даже с интеллектуализацией армии сохранилось понятие «военной косточки» – носителя армейских традиций. Отсутствие же дворянства, по мнению политологов, в частности Ерванда Бозояна, сыграло роковую роль в геноциде. Самым важным национальным институтом для западных армян была христианская церковь, проповедовавшая смирение и терпимость, и потому случаи вооруженного сопротивления армян турецкой армии и иррегулярным формированиям курдов были единичны. Люди же спасались именно там, где ими было оказано сопротивление. Наиболее яркие эпизоды – Ван и Мусалер. Сохранись в западном армянском обществе каким-либо образом институт дворянства и связанных с ним воинских традиций, и картина счастливого спасения через вооруженное сопротивление была бы иной, гораздо более массовой. Ни политические партии, ни гайдуки не сумели выполнить миссию массового сопротивления управляемому турецким государством погрому. Эта тема нечасто затрагивается в анализе геноцида, и в будущем, как кажется, следовало бы ее осветить подробнее.
Речь президента заслуживает того, чтобы прочесть ее целиком. Завершается она словами о том, что в случае новых военных авантюр сила будет за нами, потому что «защитник отчего дома и Отечества непобедим и нерушим». И в самом конце: «Верю в вас, горжусь вами и да храни вас Бог!»
Речь президента получила сильный отклик в Азербайджане, естественно, негативный. Видимо, любой разговор о том, что военная агрессия Азербайджана получит достойный отпор, воспринимается там чрезмерно эмоционально – они так не договаривались. Видимо, озвучивая военные угрозы, они настолько поверили в свою военную мощь, что неверие других воспринимают как оскорбление.
Далее – дела избирательные. Прежний способ формирования Центральной избирательной комиссии изменен, теперь омбудсмен, председатель Палаты адвокатов и председатель Кассационного суда предлагают по 5 кандидатов, из коих президент отбирает состав нового ЦИК в составе 7 человек. Поскольку кандидатов предлагают личности, а состав формирует президент, надо полагать, что этот ЦИК будет более зависим от власти, нежели сформированный, как было прежде, из представителей партий, в котором оппозиционеры создавали определенное, впрочем, бесплодное напряжение. Вновь переизбранный председатель ЦИК Гарегин Азарян вообще предположил на своей пресс-конференции, что в выборах большее значение имеет эффективное и активное участие граждан, нежели то, кто и как считает избирательные бюллетени. Опровергнув тем самым великого вождя, уверенного в обратном. Однако на уровне ЦИК Азарян, скорее всего, не так и не прав. Основные фальсификации делаются на уровне избирательных участков, причем до стадии подсчета, и ЦИК просто подводит бухгалтерский итог скорректированного волеизъявления народа. Не сильно обращая внимание на то, что заполненных бюллетеней у нас всегда больше, чем реально проголосовавших: многие прописанные в стране находятся за ее пределами и в выборах не участвуют. Это если не говорить о более грубых нарушениях правил электорального учета, типа «мертвых душ», когда покойники на время покидают тот мир, чтобы отдаться выполнению гражданского долга в этом. Виртуальные избиратели являются, по существу, административным ресурсом, и чем их больше, тем выше шансы власти на демократическое воспроизводство независимо от итогов управления.
Есть простой и легкий способ преодолеть этот электоральный недостаток, который предлагают оппозиционные парламентские партии «Наследие» и «Дашнакцутюн» – публиковать списки проголосовавших. Однако это предложение вызвало сопротивление не только власти, что понятно, но и западных специалистов по демократии, которые считают тайной не только выбор избирателя, но и сам факт посещения избирательного участка. Перевод обычного конституционного права в разряд тайны, конечно же, рождает определенные сюжеты. Типа избиратель, изменив внешность, в плаще, скрывающем фигуру, огородами идет голосовать. Перепрыгивает забор, с него слетает накладная борода, и вот тут кто-то его узнает. Дилемма: либо соблюсти тайну, либо убрать свидетеля. Во время выборов резко возрастает количество немотивированных, на первый взгляд, убийств. На самом деле – глубоко мотивированных. Со временем люди во время выборов перестают выходить из дома. Съемки избирательных участков запрещены, чтобы не нарушить тайну участия в выборах, и журналистов, нарушивших закон, отправляют за решетку. Скоро газеты становится некому издавать, по телевизору уже одни сериалы – новости сообщать некому. В христианских странах, согласно предложению депутата от «Наследия» Сафаряна, внедряется традиция ношения чадры с минимальным люком для глаз, позволяющей скрыть факт своего голосования. И т.д.
А то, что в паспорте проголосовавшего избирателя ставится штамп, полностью изобличающий его как участника процесса, западных спецов не смущает. В общем, непростое это дело – демократия, учиться ему, учиться и учиться…
Кстати, западные специалисты остались непоняты еще в одной сфере, на этот раз в экономической. Согласно рейтингу журнала «Forbes», Армения попала на второе, после Мадагаскара, место среди стран с безуспешной экономикой. Министерство финансов, задетое за живое, пользуясь форбсовской же методикой, но цифирью МВФ, получила суть иную картину. Не совсем благостную, но далеко не катастрофическую. Более того, изменились рейтинги и других стран, однако, не вдаваясь в детали, специалисты Минфина решили деликатно ограничиться сомнением в «анализе господина Фишера» – автора форбсовского рейтинга. Известный в стране независимый экономист профессор Манасерян предложил создать в стране свою рейтинговую службу, однако брать в нее известных специалистов, чтобы не повторять ошибок г-на Фишера, представляющих собой либо политический заказ, либо искреннее неумение обращаться с цифирью.
Согласно же докладу МВФ, на цифири которого основывался ответ Минфина, армянский драм остается переоцененной валютой. Это, как уже неоднократно писалось, во многом связано с экономической волей импортеров, как бы либерально ни складывался курс драма по отношению к другим валютам. Страна маленькая, рынок – тоже, и воля крупных импортеров способна оказывать сильное влияние на рыночные отношения в стране. Сильная нацвалюта тормозит развитие экспорта, отсюда стабильно высокий уровень отрицательного баланса внешней торговли. Далее все в докладе, как обычно, за одним исключением – уровень госдолга после кризиса из разряда безопасных перешел в разряд высоких. Что неудивительно – не найдя иных способов бороться с кризисом, власти тушили его деньгами.
И последнее – это диалог Армянского национального конгресса с властью. 16 июля спикер НС Овик Абрамян пригласил делегацию возглавляемого Левоном Тер-Петросяном Армянского нацконгресса на встречу с рабочей группой представителей властной парламентской коалиции, по два представителя от каждой из трех партий коалиции. 18 июля встреча действительно состоялась. По ее итогам депутат Давид Арутюнян от имени рабочей группы оценил ее как позитивную и, чтобы окончательно развеять постоянно озвучиваемые АНК сомнения относительно ее полномочности, заявил, что она представляет как президента, так и исполнительную власть. Левон Зурабян от имени АНК оценил итоги переговоров скромнее, заявив, что даже если встречи с рабочей группой продолжатся, но «если до сентября не будет результатов, мы сочтем шансы диалога исчерпанными. Речь о том, чтобы определиться с досрочными выборами».
У АНК есть в портфеле 15 разножанровых требований и вопросов для обсуждения, но основным в пакете и после встречи остается вопрос досрочных парламентских и президентских выборов. Власть, отметавшая это требование с порога, смягчила к нему отношение и вроде бы готова его обсудить. И, как мы уже писали, если пункт о досрочных президентских выборах имеет какой-то смысл – они состоятся в 2013-м, то парламентские – уже весной будущего года, ждать-то всего ничего. Представители АНК, оправдывая требование, вооружились лозунгом, что даже день здесь судьбоносен, имея в виду бесчисленные беды, на которые преступный режим обрекает народ. Однако разговоры о преступном режиме в последнее время не то чтобы поутихли, а даже совсем вышли из оборота, что дает основание радикально настроенным согражданам подозревать АНК в утере оппозиционности и сделках с властью. Склонные же к конспирологическому мышлению граждане полагают, что власти выгодно держать подвешенным пункт о досрочных выборах. Хотя бы потому, что в определенных ситуациях досрочные выборы могут оказаться для нее полезнее своевременных, потому что ее масштабному воспроизводству сегодня ничего не мешает, но в течение оставшегося времени могут появиться определенные препятствия. Если, например оппозиции удастся пробить пункт об обнародовании списков проголосовавших. Или, например, если вдруг придется свернуть политическую жизнь страны, прикрывшись выборами. Вряд ли, конечно, но кто его знает…
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии