«Предпосевная прополка»
Версии и логика последних громких отставок в Армении
Последние несколько недель ознаменовались чередой громких отставок в высших эшелонах власти. В течение всего нескольких дней в Армении были уволены сразу несколько высокопоставленных чиновников.
28 октября свой пост покинул мэр Еревана Карен Карапетян. 1 ноября был отправлен в отставку начальник полиции Армении генерал-лейтенант Алик Саркисян, и в тот же день стало известно о скорой отставке спикера парламента Армении Овика Абрамяна. Завершился этап отставок 3 ноября заявлением об увольнении с поста первого заместителя руководителя аппарата президента, зятя президента Сержа Саргсяна Микаэла Минасяна. В целом последние громкие отставки высокопоставленных политиков и чиновников стали событием довольно неожиданным для многих. Однако на фоне упорно продолжающихся слухов, согласно которым парад резонансных отставок продолжится, становится ясно, что все последние и будущие отставки являются частью одного, общего процесса «предпосевной прополки» политического поля. Несомненно, что логика кадровых ротаций внутри власти практически никому не доступна, включая политическую элиту, или, точнее, то, что в Армении принято называть таковой. Сегодня определенно ясно лишь одно – власти в лице президента Сержа Саргсяна и возглавляемой им РПА готовятся к выборам, усиливая свои позиции новыми назначениями. Во всем остальном существуют только версии…
Согласно версии номер один, озвученной представителями правящей Республиканской партии Армении, происходящее объясняется намерением партии более серьезно подойти к парламентским выборам. По словам отдельных республиканцев, особо приближенных к президенту, Серж Саргсян поставил перед властью задачу проведения более организованных выборов, чем все предыдущие, и кадровые перестановки объясняются именно этим намерением. Провластные силы таким образом пытаются выставить происходящее как нормальный процесс, связанный исключительно с начинающейся предвыборной кампанией. При этом истинные причины последних громких отставок доподлинно известны разве что лишь самому президенту Саргсяну, довольно успешно продолжающему воплощать свои великолепные шахматные знания в политике. Согласно версии Армянского национального конгресса, речь идет о раскрытом заговоре, нацеленном на смещение Сержа Саргсяна. В целом в АНК склонны связывать последние кадровые перестановки с желанием президента укрепить свои позиции проверенными людьми, не связанными кулуарными договоренностями с прежним руководством, недавно, кстати, заявившим о возможности своей «реставрации».
В пользу данного предположения приводится стремительное возвышение экс-замминистра обороны Владимира Гаспаряна, занявшего должность Алика Саркисяна и являвшегося доверенным лицом президента еще в бытность того министром нацбезопасности. Осуществленные и планирующиеся отставки в верхах, по версии оппозиции, являются следствием борьбы с заговором, за которым якобы просматривается фигура экс-президента Роберта Кочаряна, заявившего о возможности своего возвращения в политику. По версии оппозиционных СМИ, началось все это с беседы между спикером НС Овиком Абрамяном с начальником дорожной полиции Армении Маркаром Оганяном. Абрамян якобы предложил Оганяну организовать через своих сотрудников агитацию в поддержку партии «Процветающая Армения» по всей стране во время предстоящей предвыборной кампании.
Причем эти переговоры были инициированы с подачи экс-президента Роберта Кочаряна. В обмен на это Оганяну был обещан пост начальника полиции Армении… после победы «Процветающей Армении» на парламентских выборах. Впрочем, «сотрудничество» это так и не приняло делового характера, так как, едва дав согласие на предложение спикера, Оганян в начале сентября был арестован по обвинению в хищениях горюче-смазочных материалов в особо крупных размерах.
По другой версии, озвученной директором Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвелом Саркисяном, слухи о том, что экс-президент чуть ли не готовит переворот, являются уткой, поскольку все громкие последние отставки, как, впрочем, и отставки годичной давности, это часть процесса, не имеющего к Кочаряну практически никакого отношения. Политолог считает, что немалую роль во всем этом играют и внешние обязательства властей Армении, взятые перед иностранными партнерами. Эту версию подтверждает и экс-министр внутренних дел, советник первого президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян, также увязывающий происходящее в Армении с деятельностью внешних сил в республике. По его словам, все последние отставки в Армении обусловлены и продиктованы внешними силами, что вполне укладывается в рамки общей логики. Рассматривая же геополитический контекст происходящего в Армении, на первый план, по мнению политика, выходит факт демонтажа части криминализированной государственной системы, тесно связанной с Россией. Для Армении это, по его мнению, безусловный позитив, поскольку в результате станет вполне возможным и демонтаж уже прозападной части армянской криминализированной государственной системы. «Наша страна нуждается в переменах независимо от того, как и почему они происходят. Это всего лишь стартовый процесс, который неминуемо повлечет за собой подключение сил, действительно и реально представляющих интересы нашего общества, что, как я надеюсь, приведет к коренным изменениям», – считает Манучарян.
При этом само армянское общество, за исключением узкой прослойки чиновничества, не слишком взволновали не только озвучиваемые версии, но и вообще все последние громкие отставки. Лучше всего общественные настроения выразил представитель инициативной группы движения «Сардарапат», известный кинорежиссер Тигран Хзмалян, охарактеризовавший все последние перестановки во власти как очередное свидетельство попытки игроков, управляющих Арменией, построить еще один карточный домик. По его мнению, новый всплеск бессмысленной мышиной возни во власти даже не является ротацией кадров, поскольку сводится к элементарному тасованию пасьянса. Игроки же эти представлены группой богатых воров, захвативших власть и оккупировавших Армению. И сегодня у них очередная попытка обеспечить себе теплые места во власти с единственной целью - продолжать грабить страну. При этом никаких интеллектуальных, реальных политических и кадровых ресурсов у них не осталось, свидетельством чего является тот непреложный факт, что очередной карточный домик они пытаются построить из давно битых и сильно потрепанных карт.
Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что, по сути, приемлемы обе версии: провластная – подготовка к выборам и оппозиционная – «нейтрализация заговора», поскольку в обоих случаях президенту, желающему повысить свой рейтинг внутри и главное вне страны, на ключевых постах государства нужны надежные люди. Наличие именно таких людей первостепенно, учитывая, что в случае проведения досрочных выборов парламента и президента власть какое-то время будет висеть в воздухе и у лиц, от которых она будет зависеть, могут возникнуть непреодолимые соблазны эту власть заполучить. В пользу последнего утверждения говорят сделанные уже после отставки заявления Алика Саркисяна о его вечной преданности президенту и на посту советника, и даже без какого-либо поста. Непонятно также, в чем был резон отправлять в почетную отставку спикера парламента, кстати, являющегося сватом также подозреваемого в неблагонадежности Гагика Царукяна, именно сейчас, когда до выборов еще есть более полугода. В принципе, Конституция страны вполне позволяла ему преспокойно совмещать спикерство в парламенте с должностью начальника предвыборного штаба республиканцев. При этом еще далеко не факт, что Абрамян вообще получит эту должность. Не укладывается в общую логику лишь отставка столичного мэра Карена Карапетяна, у которого видимых претензий на место в ложе политического олимпа не было. Некоторые политики склонны объяснять ее как результат неладов, имевшихся у экс-мэра с пока еще находящимся в тени зятем президента Микаэлом Минасяном. Но при этом вполне укладывается в общую логику то, что отныне Минасян будет присматривать за экс-спикером уже на его должности главы избирательного штаба республиканцев. Таким образом, анализируя последние тренды во внутренней политике Армении, в любом случае можно прийти к выводу, согласно которому все последние действия президента в первую очередь направлены на повышение своего рейтинга и рейтинга возглавляемой им РПА в преддверии парламентских выборов. Причем как в глазах собственного общества, так и в глазах иностранных партнеров, от которых, к сожалению, так сильно продолжает зависеть внутриполитическая жизнь в Армении.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии