В поисках идеальной семьи
По данным психологов, нас по совместимости друг с другом можно разделить на дуалов и конфликтеров. Дуалы – абсолютно соответствующие, дополняющие друг друга психологические типы, конфликтеры – совершенно несовместимые личности. «Но даже если мы подберем две личности, которые прекрасно гармонируют, – считает руководитель центра «Социометр» Агарон Адибекян, – через год-два у них начнутся конфликты». Почему это происходит и как избежать семейных неурядиц? Агарон Александрович по этому поводу размышляет:
– Здесь практически ничего не зависит ни от желания, ни от сознания людей. Человек – это меняющаяся система. Сегодня мы гармоничны, а завтра могут произойти резкие и необратимые изменения в отношениях. Если не понять причину конфликта и не снять ее, то конфликт этот может усугубиться и привести к разрыву. А зная свою сущность и пытаясь разобраться в психодинамике близкого человека, можно урегулировать совместную жизнь.
– Может человек полностью контролировать себя?
– Личность ничего не знает о своем психосексуальном статусе – 90% тестируемых не в состоянии его определить. Наше поведение формируется вопреки нашей природе. Каждая личность имеет свой неповторимый профиль. Практически человек сам не знает, на что он способен. Можно, конечно, измеряя коэффициент интеллекта и стратегию мышления, определить причины неудач человека. Но почему вдруг начинают седеть волосы и покалывает сердце? Да потому, что человек выполняет функцию, которая не соответствует его возможностям – ни личностным, ни интеллектуальным, но он вынужденно ставит себя в эти условия ввиду социальной необходимости. Он плохо спит, постоянно в напряге. А потом слышим знакомую фразу: «Совершенно здоровый человек, а его инфаркт свалил». В авиации есть такое понятие – форс-мажор, форсированный режим, когда самолет работает на сверхмаксимальной скорости, работает всего 5 минут, и за это время надо быстро ретироваться, ибо по прошествии этого срока самолет взрывается.
– Похоже, все мы живем в этом режиме… И тут надо бы появиться дуалу…
– У дуалов нет проблемы общения, они альтруисты, жертвенны, терпеливы, для конфликтеров же важен вопрос самоутверждения. Такой пример: армянская девушка-тихоня выходит замуж, рожает детей, выполняет определенные обязанности по дому и, контролируя детей, постепенно начинает вырабатывать в себе функции лидера. К 30 годам у нее появляется желание активно проявиться. Однако если муж доминантен и не желает видеть в своей жене перемен, может учинить мощнейший скандал, то тут не избежать конфликта. Дуал же, гибко уступая, даст женщине первенство в каких-то сферах семейной жизни, при этом не ущемляя ни своих, ни ее интересов.
– Недавно Вы говорили о том, что в последнее время армянские невесты и женихи «постарели» в среднем на два-три года. В чем причина такого старения?
– Если несколько лет назад брачный возраст женщин Армении колебался в промежутке 20-22 года, то на данных момент он поднялся до 23-25 лет. То же самое относится к мужчинам – если раньше этот показатель был равен 23-25 годам, то теперь 27-29. Это объясняется целым рядом обстоятельств, в частности, социальной необеспеченностью и неспособностью содержать молодую семью, а также неустанным поиском работы, стремлением сделать карьеру, что не оставляет молодым людям времени на личную жизнь. Причем в этом возрасте девушек больше, чем юношей, а это свидетельствует о том, что потенциальных невест в стране много, тогда как в женихах имеется серьезный дефицит, что, в свою очередь, приводит к резкому сокращению количества браков. Наши исследования основаны на статистических данных ООН касательно Армении, согласно которым сокращение населения республики связано не только со спадом показателей рождаемости, что приводит к серьезным демографическим проблемам, но и увеличившимся за последние годы оттоком населения из страны. Эта необнадеживающая картина основана на опросе, который мы провели еще в 2010 году, откуда следует, что 14% всех семей-эмигрантов покинули страну все по той же причине: из-за потери работы либо по определенным экономическим соображениям...
– Отсюда и устрашающие масштабы мужской эмиграции из нашей страны. По этому поводу достаточно назвать те армянские деревни, где в разгар сезона урожая на полях можно увидеть лишь работающих женщин и детей. Их мужья и отцы – на заработках, и в основном в России.
– В деревнях действительно наблюдается полный тотальный матриархат. Мужчины, которые гуляют по местным улочкам или сидят на лавочках, это в основном старики. Отсюда и опасения женщин, как бы их мужья не нашли себе жен в России и не остались там навсегда.
– Но при этом не раз говорилось о том, что армянские девушки имеют довольно высокий рейтинг на международном рынке невест.
– Кстати, армянские жены благодаря своему умению ухаживать за детьми, супругом, членами его семьи и выполнять домашнюю работу очень востребованы за рубежом.
Не следует удивляться, если окажется, что увеличение брачного возраста в Армении приведет к тому, что все большее число девушек начнут выходить замуж за иностранцев и покидать страну… Часто приходится видеть, как привлекательные девушки, имеющие высокий уровень самооценки, ждут и не дождутся ими же придуманных «принцев», а годы ведь проходят безвозвратно. И все это не самым позитивным образом отражается на генофонде нации.
Да, армянское общество стареет, ибо показатель рождаемости в Армении стал очень низким. Судите сами: средний показатель рождаемости в мире составляет 20 рождений на 1000 человек, т.е. 3-4 женщины должны в совокупности родить пятерых детей, а в Армении 3 женщины в совокупности рожают 2 детей. Поскольку наши невесты «постарели» на 3 года, а женихи на 7 лет, трудно ожидать детей от постаревших пар. И еще, что не менее важно в современных условиях: насколько бы женщина ни была образованна, если она не родила ребенка, она продолжает оставаться в так называемом «подростковом» возрасте.
– Как Вы думаете, влияет ли количество детей в армянских семьях на прочность брака?
– Думаю, что да. Исследования показали, что при малом числе детей риск развода равен 70%. А для того, чтобы удержать мужа рядом, армянская женщина должна настроиться родить не менее четырех детей. Риск развода, таким образом, становится равным 30%. Ссылаясь на официальные данные, могу сообщить, что на каждые 4 брака в Ереване приходится по одному разводу, а в селах этот показатель составляет 10/1. Так что, как видите, сельские семьи крепче. Но даже при этом ереванский показатель в три раза уступает показателю, присущему столицам, где на четыре брака приходится три развода.
– Знакомая супружеская пара живет размеренной жизнью, но, по признанию одного из супругов, им скучно: «Так и хочется спровоцировать ссору». Как бы Вы прокомментировали эту ситуацию?
– К сорока годам в половой сфере снижаются импульсы сексуальности. Остается социальная связь понимания: общие дети, общие обязанности. Эта связь нуждается в новизне чувств, эндокринных и физиологических изменениях. У мужчин к сорока годам происходит этот всплеск эндокринной системы (греки называют его «акме»). Он возможен еще в 60 лет. Вот почему порой именно в этом возрасте образуются новые семьи. По моим наблюдениям, сделанным на основании тестов, 80% супругов-армян в возрасте 40 лет сексуально не удовлетворены. И происходит это чаще всего потому, что живут они весьма прозаично, у них нет возможности изменить свой образ жизни. Они начинают выпивать (такое стало чаще наблюдаться и среди женщин-армянок), затем толстеть, лысеть. От однотонной, однообразной жизни непременно появляется усталость, от однотипности импульсов устает и наш мозг. Новизна ощущений меняет форму поведения человека, делает его изобретательнее и тоньше. Вот почему, когда говорят «идеальная семья», имеют в виду ту семью, где контролируются эти стимулы и импульсы.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии