№ 5 (188) Март (16–31) 2012 года.

Что оставить этому миру

Просмотров: 9220

К 100-летию со дня рождения Г.Б. Алекяна

Видный государственный и общественный деятель Армении Гегам Багратович Алекян (1912–1998 гг.) оставил добрые пожелания детям, внукам и правнукам своим словами нашего классика Аветика Исаакяна: «Человек должен думать не о том, что может унести из этого мира, а думать о том, что оставит в нем».

Ценнейшим в человеке, считал Гегам Алекян, остается благодарность к друзьям, товарищам по работе, родине. Еще он был глубоко уверен, что доброта победит зло, что человек должен быть выше чувства мести и сведения счетов. Пройдут годы, и, оставаясь самим собой, заметит каждый, что человек достойный останется в памяти людей, а значит, и своего народа добрыми делами во благо ближнего и нации.

Исполненные житейской мудрости наказы Гегам Алекян оставил, в первую очередь, своим родным и близким. Но при пристальном рассмотрении

любой из его заветов может стать девизом и путеводной звездой в судьбе каждого из нас.

В ПОИСКАХ САМОГО СЕБЯ

Гегам Алекян, старший сын Баграта Алекяна и Вардануш Сардарян, родился 23 марта 1912 года в городке Вагаршапат, что в 20 километрах от Еревана. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин. Ныне городу возвращено прежнее название – Вагаршапат. Он же центр Армянской Апостольской Церкви, где размещается резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Семья Гегама занималась земледелием, а в зимние месяцы подрабатывала портняжничеством. В 1930-м их записали в колхоз, где отец и проработал до старости.

В 1921 году Гегам пошел в местную школу второй ступени и окончил ее спустя 11 лет. За год до завершения учебы школа была преобразована в хлопководческий техникум. Тогда же и начался его путь в пионерию: с ноября 1931 года он председатель Вагаршапатского районного пионерского бюро, а с февраля 1934-го уже зампред Центрального пионерского бюро при ЦК ЛКСМ Армении. Пройдя в Москве 6-месячные курсы вожатых, возглавил пионерский отдел ЦК комсомола республики.

В 1937 году ему доверили пост ответственного редактора газеты «Пионер канч», а через три года он уже первый секретарь Ереванского горкома комсомола. С начала 1942 года, когда в Великую Отечественную войну вовлечена была вся страна, руководитель армянских коммунистов Григорий Арутинов выдвинул Гегама Алекяна в первые секретари ЦК ЛКСМ Армянской ССР. В этой должности он проработал до 1948 года. К тому времени в семье Алекянов уже росли три дочери – Кима, Джемма и Меланья (Эмма).

В августе 1948 года Алекян был избран третьим, а в ноябре – вторым секретарем Ереванского горкома партии. В июле 1950-го его выдвигают в первые секретари Эчмиадзинского райкома партии. В феврале 1952 года, с созданием новых административных единиц, он возглавляет Ленинаканский окружной комитет партии. После ликвидации окружкомов Алекяну предложили работу в аппарате ЦК КПА – заведующим отделом партийных органов. Затем перевели в Министерство культуры – поднимать идейно-эстетический уровень трудящихся.

С 1960 по 1966 год Алекян проработал начальником Управления местной промышленности и бытового обслуживания населения республики, а после преобразования управления в министерство возглавил Министерство бытового обслуживания. Оттуда в 1974 году и вышел на заслуженный отдых персональным пенсионером союзного значения. Пройдет еще 18 лет, и в один из дней, уже гражданин независимой Армении, проснется он рядовым пенсионером.

* * *

Гегам Алекян был делегатом X–XIII съездов КП Армении, XIX съезда КПСС, с 1948 по 1976 год состоял членом ЦК КПА, а с 1948 по 1954 год – членом бюро ЦК КПА. Избирался депутатом V созыва (1950–1953) Верховного Совета СССР и II, V–VIII созывов Верховного Совета Армянской ССР. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1967, 1971) и орденом «Знак почета» (1948).

БУДНИ ГАЗЕТЫ «ПИОНЕР КАНЧ»

В 1938 году, уже редактором газеты «Пионер канч», Гегам Алекян берет на себя смелость пригласить маститого поэта Аветика Исаакяна на редакционную летучку. Цель встречи – привлечь внимание молодежи к газете.

Начал свою речь Варпет словами: «Наш незабываемый Ованес Туманян любил детей и создал для них немало рассказов, стихотворений и сказок. Если каждый из нас, – обратился он к собравшимся в редакции писателям Степану Зорьяну, Микаелу Манвеляну, Вахтангу Ананяну, Айрапету Айрапетяну, композиторам Азату Манукяну, Даниелу Казаряну, педагогам Симаку Саакяну, Абгару Мовсесяну и другим, – напишет в год хотя бы по одному рассказу, одной сказке, басне, новой песне или увлечет детей рассказом о жизни и природе, это и будет лучшей помощью и поддержкой газете».

Не прошло и трех дней, как первым подал добрый пример сам Исаакян, прислал в редакцию басню «Великая истина», которую с интересом прочитали и дети, и взрослые.

На носу был Новый 1939 год, и Гегам Алекян решил подготовить праздничный номер. Уделив одну из страниц счастливой жизни советских детей и другую – судьбе детей в странах капитала, редактор, зная, что Варпет прожил немало лет во Франции, попросил его поделиться впечатлениями. Так в газете и появился рассказ Аветика Исаакяна «Встреча Нового года в Париже». Варпет же взял на себя художественное оформление рассказа: на одной из картинок был изображен полный соблазнов Париж, на другой – на фоне ресторанного оркестра – группка нищих детей и стариков. Этот номер зачитали до дыр.

НА ПОДЪЕМЕ ДУХА

Гегам Алекян в своих записных книжках тепло отзывается о первом секретаре ЦК Компартии Армении Григории Арутинове, который облек его доверием: «Величайшей и благородной целью Григора Арутюняна было верное служение народу, что он и осуществил преданно и с любовью».

В один из дней сентября 1942 года, в два часа ночи, Арутинов собрал в своем кабинете руководителей республики, пригласив и комсомольского вожака Гегама Алекяна. Напомнив товарищам о славных героях армянского народа от Вардана Мамиконяна до полководца Андраника, Григорий Артемьевич указал на то, что в трудный час надо поднять дух народа, и особенно молодежи, воспитывая ее на их подвигах. Звучали имена и героев войны с фашизмом – Ивана Баграмяна, Ивана Исакова, Саркиса Мартиросяна, Нельсона Степаняна…

Гегам Алекян воспринял это как боевое поручение, и в марте 1943 года по приглашению ЦК комсомола республики в Армению прибыл воспитанник Ленинского комсомола Герой Советского Союза капитан Нельсон Степанян. Встреч было много, энтузиазм был велик настолько, что даже студенты-медики стали добровольцами рваться на фронт.

* * *

На рапорт первого секретаря ЦК ЛКСМ республики Гегама Алекяна Сталину о том, что «комсомольцы и молодежь Советской Армении… из своих личных сбережений собрали 2.600.000 рублей для построения танковой колонны «Армянский комсомолец», в январе 1943 года последовал ответ вождя «Товарищу Алекяну» с просьбой передать молодежи республики «мой горячий привет и благодарность Красной Армии».

ПРАЗДНИК ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧ

В октябре 1944 года по путевке ЦК ВЛКСМ в Ереван прибыла с циклом лекций автор нашумевшего романа «Гидроцентраль» Мариэтта Шагинян. На четвертый день по приезде шумная Мариэтта Шагинян в беседе с Гегамом Алекяном позволила себе возмутиться: «Почему меня не принимает первый секретарь ЦК партии Григорий Арутинов?»

Умерив гнев писательницы, Гегам Алекян незамедлительно связался с первым секретарем ЦК КПА и передал ей трубку. Бархатный голос Арутинова успокоил ее: «Если вам угодно, прийти ко мне можете прямо сейчас».

Встреча в ЦК длилась два часа. Алекяну было дано поручение сопровождать Шагинян в ее поездке по республике.

* * *

Гегама Алекяна с начинающим писателем Рачия Кочаром в конце 1931 года познакомил Вардгес Амазаспян, который потом возглавит Комитет по культурным связям с зарубежными армянами. Постепенно их отношения стали теплеть и они сблизились как друзья по духу. Когда разразилась Великая Отечественная, Алекян попросил своего друга Кочара написать для молодежи цикл рассказов о подвигах сынов армянского народа…

Всех тронул теплотой изложения рассказ Кочара «Сестра генерала», опубликованный в газете «Правда». Отклик он вызвал небывалый. Вот что писала по этому поводу Мариэтта Шагинян: «Помню одно ранее утро в Москве. На нашу квартиру обрушился град телефонных звонков. Звонили знакомые и незнакомые, и все начинали со слов: «Читали? Читали в «Правде»?» Это было утром, когда в «Правде» появился высокоэмоциональный и в то же время бесхитростно-простой рассказ Р. Кочара «Сестра генерала». Все, кто читал его, вытирали слезы. Рассказ был пронизан тем братским, простым, кровным ощущением армянки к другому армянину (она, армянка по фамилии Баграмян из США, потерявшая во время армянских погромов в Турции родных, интересовалась, не является ли генерал Баграмян ее братом. – Г.М.), какое рождается у сынов единого, много вытерпевшего на своем веку, малого по числу своему народа, сумевшего пронести сквозь тысячелетия и свою культуру, и лучшие черты своего характера».

Рассказ не раз перепечатывался в центральных газетах Армении и обошел почти все газеты диаспоры.

На исходе 1942-го Рачия Кочар прислал Алекяну со Сталинградского фронта свое фото с дарственной надписью: «Дорогому Гегаму в знак нашей дружбы. Успехов тебе, друг, в деле воспитания армянской молодежи. Я же с фронта помогу для той же доброй цели».

* * *

В марте 1948 года на повестке дня Президиума Верховного Совета Армянской ССР стоял вопрос о помиловании группы несовершеннолетних из Дилижана, попавшихся на мелкой краже и осужденных аж на четыре года. Первый секретарь ЦК ЛКСМ, член Президиума Верховного Совета Гегам Алекян резко раскритиковал прокурора республики Айка Мегаворяна (к слову, слово «мегавор» означает «виновный») за излишнюю строгость в отношении детей. Тот критику Алекяна принял в штыки, грубо отрезав: «Дети наказаны на основании указа. А указ есть указ, мы не можем его нарушить».

Мацак Папян, председатель Президиума Верховного Совета, принял сторону Алекяна и бросил в лицо прокурору: «Слушай, товарищ Мегаворян, что тебе ни скажи, ты на все отвечаешь указом. Ты что, не человек? У «твоего указа» совести нет? Знай, что если за пару килограммов картошки детям дают по четыре года, то и я, и многие, мне подобные, сидели бы 50 лет. Ты настоящих воров накажи, нечего из детей разбойников делать».

Президиум принял решение помиловать провинившихся и досрочно освободить их из-под стражи.

* * *

Утром 29 октября 1945 года в составе делегации Советского Союза на Всемирный конгресс демократической молодежи в Лондон вылетел и Гегам Алекян. В один из последних дней работы Конгресса глава советской делегации, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Николай Михайлов устроил прием в честь коллег из Англии и Америки.

В разгар веселья Михайлов подошел к членам своей делегации с Кавказа и предложил станцевать лезгинку. Жвания и Аскяров замахали руками и попрятались за чужие спины. «Тогда иди ты», – сказал Михайлов Алекяну. Гегам сконфузился, так как и он не умел танцевать. Но Михайлов настоял. Тогда-то он пустился в пляс. Ему бурно зааплодировали.

Гегам Алекян признавался позже: «Что я там откаблучивал, и сам уже не вспомню».

* * *

Первая же встреча с Ованесом Ширазом в 1939 году врезалась в память Гегаму Алекяну на всю жизнь. Стихи его знал уже лет пять: те публиковались на страницах ленинаканских газет «Манацагорц» (многотиражка текстильного комбината) и «Банвор». Знаком был Алекян и с первым сборником молодого поэта – «Приход весны» (1935 г.).

Первый секретарь Ленинаканского окружкома партии Гегам Алекян любил вспоминать: «Как-то в феврале 1953 года ворвался ко мне в кабинет разъяренный Ованес Шираз. И с порога начал: «Товарищ Алекян, это правда, что в поселке Артик собрались назвать библиотеку моим именем и что вы отказали им в этом?»

Смиряя горячность своего любимца, Алекян успокоил его словами: «А что собой представляет какая-то крохотная библиотека, чтобы носить твое имя? Придет время, и именем твоим назовем музей в Ленинакане. Ты достоин большего».

Шираз вскрикнул: «Это гениальная мысль! Спасибо!» И, не дожидаясь ответа, выбежал из кабинета.

* * *

Мастер художественного слова Сурен Кочарян вошел в жизнь Алекяна в 1939 году, когда страна широко отмечала 1000-летие эпоса «Давид Сасунский». Великий чтец-декламатор читал со сцены отрывки из эпоса. С тех пор они дружили семьями.

Теплым сентябрьским вечером 1962 года народный артист Армянской ССР Сурен Кочарян гостил у Алекянов в Ереване. За столом всплыла история, имевшая место в 1945 году там же, в Ереване, в садах Далма. Тогда дружной компанией в один из воскресных дней Кочарян с его тбилисскими и ереванскими друзьями выехал на шашлыки. Все было чин-чинарем, как положено. В понедельник чуть свет раздался телефонный звонок. Сотрудник Министерства госбезопасности попросил Кочаряна зайти на разговор. Молодой майор впился в Сурена Акимовича сердитым взглядом, напомнив ему о вчерашнем пиршестве в садах Далма, и сказал: «Ходить можете куда угодно, но, прошу вас, антисоветских анекдотов больше не рассказывайте».

И хотя с той поры минуло 17 лет, острая память Сурена Кочаряна одного за другим перечислила Алекяну всех, кто пировал с ними в садах Далма. Выслушав друга, Гегам Багратович обронил: «Из всех, кого ты назвал, двое и впрямь могли настучать». И назвал их.

Но и годы спустя Алекян так и не позволил себе справиться у Кочаряна, как в дальнейшем сложились у него отношения с теми двумя товарищами. Почему-то был уверен, что Сурен Акимович избегал их.

СЫНОВНЯЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

Супруга Гегама Багратовича – Астгик Абгаровна Мурадян (Алекян), которой присвоят звание «Заслуженный учитель Армянской ССР», в 1950 году подарила мужу еще одну дочь – Вардуш (Кука) и еще через год долгожданного сына – Баграта, ныне известного в России и за рубежом кардиолога, ученого и педагога.

Золотые руки Баграта Алекяна проводят до 1000 операций в год. Его пациентам… от 4 часов с рождения до 90 лет. Напутствию отца следовал он неукоснительно – «сам сделай выбор и найди свой путь в жизни».

Сегодня Баграт Гегамович Алекян руководит отделением рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Он – главный специалист Минздравсоцразвития РФ по рент-

генэндоваскулярной диагностике и лечению, академик Российской академии медицинских наук, иностранный член Национальной академии наук Республики Армения, профессор, доктор медицинских наук.

Преисполненный чувства сыновней благодарности, сейчас он готовит к печати книгу отца к 100-летию со дня его рождения. С доброго согласия Баграта Гегамовича привожу небольшой отрывок из его воспоминаний об отце:

«Выход на пенсию в 62 года в полном расцвете сил был для отца нелегким периодом. Но сила воли, целеустремленность, жизнелюбие и работоспособность позволили ему претворить в жизнь его мечты: написать ряд книг, олицетворяющих различные периоды становления нашей республики. Так увидели свет книги «Молодежь Армении в Великой Отечественной войне» (1979 г.), «Славный путь Ленинского комсомола Армении» (1981 г.), «Воспоминания и думы» (1995 г.)…

Важнейшим стимулом в жизни для отца стало получение дачного участка в поселке Дзорахпюр в 1980 году. В один из моих приездов в Ереван мы заехали на этот участок и он сказал: «На этом месте будет наша дача». Шли годы, и отец с матерью шаг за шагом претворяли в жизнь неосуществимый, на мой взгляд, план строительства дачи…

Мой учитель академик Владимир Иванович Бураковский, побывав на дачном участке в 1987 году и увидев там райский уголок, возделанный натруженными руками практически на пустыре, в последующем не раз вспоминал отца и рассказывал окружающим увиденное им в поселке Дзорахпюр…

После кончины моей мамы в 1989 году, с которой отец прожил 57 лет (не считая годы учебы в школе), его дети, внуки, правнуки еще больше сплотились вокруг отца. Они окружали его заботой и вниманием, за что лично я им очень признателен, так как сам был лишен возможности ежедневно выполнять эту миссию.

Хочу отметить основные черты характера этого человека. Это огромная любовь к родине и к своему народу, это любовь к своим родителям, детям, внукам, правнукам и родным, жизнеутверждающий оптимизм и человеколюбие, огромное желание помочь людям, попавшим в беду или нуждавшимся в его помощи. Вот таким он запомнился мне и моим близким. Спасибо тебе, отец, за любовь, мудрость, понимание и поддержку».

Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 80 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Баграт Алекян - великолепный человек и отличный кардиохирург.Он спас тысячи жизней.
  2. Самое ценное в этом материале - фотография семьи. Какой же он был счастливый человек! Иметь такую большую и дружную семье - самое большое счастье для человека. А остальное... Ностальгия по советскому прошлому. Это излишне.
  3. Сердечно поздравлю замечательного кардиолога Баграта Гегамовича Алекяна с юбилеем отца и желаю ему новых творческих свершений. Автору выражаю благодарность за добрую публикацию.
  4. Хорошая статья о добрых людях.
  5. К сожалению,не все сыновья такие,как Баграт Гегамович.Выражаю свое глубокое уважение.
  6. Честь и хвала семье Алекянов. В атмосфере такой семьи могут появляться только благородные и патриотичные люди. Жаль, что из-за отсутствия армянской государственности наши золото и алмазы сияют в других странах(пусть даже близких).
  7. Доктор Баграт Алекян - достойный сын отца,о котором так хорошо написано в статье.
  8. Кабы Армения захотела, она бы удержала славных сынов своих на родине. Значит, это ей ни к чему. Ну и пусть усыхает. Рыдать не будем.
  9. Отсутствие национальной идеи, цели и, как следствие, сплоченности, может является признаком интеллектуальной убогости нации? Не знаю. Но знаю точно, что армяне в 1991 году, в год так называемой независимости, выключили мозги и включили язык.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты