Регимантас Адомайтис: Армения для меня вторая родина
При содействии Министерства культуры и Союза театральных деятелей Армении в Ереване прошел Десятый юбилейный фестиваль моноспектаклей АРММОНО, посвященный 20-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Литвой. Фестиваль открыл народный артист Литовской ССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР, кавалер Почетного ордена Гедиминаса, легенда советского кино Регимантас Адомайтис. «Между вами и Арменией есть особая связь, тем более когда это касается искусства, кино, театра. Духовная культура передается через кино, и с этой точки зрения именно вы являетесь тем деятелем искусств, которого наш народ считает своим», – сказал Тигран Саркисян, награждая известного актера памятной медалью премьер-министра Армении в связи с 75-летием, а также «за значительные заслуги в мировом и литовском киноискусстве, за непревзойденное мастерство».
Впрочем, по словам артиста, чувство это взаимное, потому что Армения стала для него второй родиной много лет назад, когда в 90-х его пригласили к нам на съемки. Это были трудные блокадные годы без света и тепла. Но несмотря ни на что, он решил сниматься. «Запомнились пустые полки магазинов, где лежали только соль да минералка. Было плохо с водой. К утру по капелькам она едва набегала из крана в небольшую мисочку для умывания. Но даже в этих чудовищных условиях я заметил уважительное отношение армян к своему кино. Ведь тогда электричество давали только некоторым госучреждениям и больницам. И еще… киностудии», – вспоминает прошлое Адомайтис. В столь непривычных условиях ему пришлось проработать несколько недель в полуразрушенной церкви армянского Талина. Было очень холодно, и он заболел. На студии кто-то из коллег выискал хотя и реквизитные, но очень добротные валенки, с которыми актер уже не расставался до самого дома: «Возвращаюсь в Вильнюс, а там троллейбусы работают. Открываю дверь квартиры и теряюсь: дома светло, лампочки горят. Тепло. Вода из крана и холодная, и горячая бежит. Теперь хорошо понимаю тех армян, кто пережили блокаду».
Свой первый «армянский опыт» он получил в фильме Александра Каджворяна «Старые боги», снятом по пьесе Левона Шанта в 1993 году. Был и еще один фильм – «На пороге» режиссера Людмилы Саакянц, о котором Регимантас Адомайтис говорит, что он соприкоснулся с самым трагическим периодом истории Армении. «Я знаю, что турки до сих пор не признают геноцид армян. Но то, что произошло с вашим народом, невозможно отрицать – настолько это очевидно. Как можно этого не признавать? Я видел немало официальных документов, где запечатлены все факты трагедии, посетил потрясающий по трагизму Цицернакаберд. Геноцид невозможно отрицать», – говорит он и в раздумье добавляет: «Слушая песни Шарля Азнавура, я всегда удивлялся, откуда в них такая вселенская грусть. Потом узнал, что он армянин, и все стало понятным». Разговор зашел о законе криминализации отрицания геноцидов. Актер высоко оценил инициативу Франции, но узнав об отклонении его Конституционным советом, искренне произнес: «Оказывается, и невозможное – возможно».
И хотя могло показаться, что первый же вечер фестиваля вроде бы задал политическую тональность совсем не политическому мероприятию, тем не менее в последующие шесть дней репертуар был настолько разнообразен, что даже заядлые театралы затруднялись назвать лучший спектакль, как, кстати, и лучших исполнителей моноролей. Что касается именитых и пока малоизвестных актеров одной роли, то они приехали из разных стран – Армении, Нагорного Карабаха, Литвы, России, Сербии, Украины, Грузии, Польши, Великобритании. Причем, многие из них уже дебютировали в АРММОНО несколько лет назад, а потому их очередное участие можно назвать признанием в любви к Армении. Артисты говорили, что привезенные ими постановки воспринимаются армянским зрителем очень искренне. «Спектакль «Посвящается Я…» самый сложный в моей актерской карьере. Мы с мужем и режиссером проекта «Арт-Гнездо» Алексеем Злобиным во второй раз приехали к благодарному армянскому зрителю, который (мы уже знали это) понимает язык нашего спектакля и воспринимает нас по шкале непреходящих культурных ценностей», – говорит актриса Ирина Евдокимова.
По мнению основателя фестиваля и председателя СТД Армении Акопа Казанчяна, за десять лет жанр в армянском театре получил столь высокую оценку, что уже следует говорить о его международном успехе. «Мне импонирует этот способ театрального выражения. Актер выходит на сцену один и не прячется за декорациями. В маске своего персонажа говорит и делает то, что ему хочется, то, что он чувствует и переживает», – считает Адомайтис. Правда, злободневных и наиболее острых для региона тем участники старались избегать. «В прошлом году актер Ереванского Русского драматического театра им. Станиславского Роберт Акопян представил очень интересный спектакль «К вам обращаюсь, дамы и господа!» на тему геноцида армян в Османской Турции. Он пользовался большим успехом как в Армении, так и в Карабахе. Но, к большому сожалению, именно из-за темы артист не был приглашен ни на один международный фестиваль, где мог бы с достоинством представить Армению», – говорит директор фестиваля Марианна Мхитарян.
Возможно, поэтому главной идеей нынешнего фестиваля, где было представлено около 20 моноспектаклей, стала тема человеческих взаимоотношений. И в этом плане проходящий параллельно Шекспировский театральный фестиваль стал подтверждением этой гуманитарной задачи. В следующем году фестиваль уже будет с «польским акцентом». По словам директора Международного фестиваля моноспектаклей из Польшы Вецлава Гераса, в рамках АРММОНО-2013 уже в этом году во Вроцлаве будет показано несколько армянских постановок. «В разные времена в нашем фестивале принимали участие восемь армянских спектаклей, так что наше сотрудничество длится очень давно, – говорит польский театральный деятель. – Хотелось бы, чтобы, помимо трех спектаклей, в Польшу приехали еще и армянские специалисты, которые могли бы поделиться с нами опытом».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии