Праздники Армянской Апостольской Церкви
1 апреля
Цахказард. Вход Господень в Иерусалим.
Вербное воскресенье
Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье Великого поста, был установлен в
Иерусалиме в IV веке. По-армянски он называется Цахказард («Украшенный цветами») и посвящен триумфальному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой. Этот день знаменует начало недели Страстей Господних, страданий Христа, которые Он претерпел, приняв их на Себя во искупление человечества.
Толпы народа, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне». Они устилали путь Господу пальмовыми и оливковыми ветвями – в древности ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. В России оливу заменила верба, поэтому воскресенье и называется Вербным.
В субботу накануне Вербного воскресенья в церквях открывается алтарный занавес, а на следующий день совершается литургия и после сорокадневного поста возобновляется таинство евхаристии. Праздник Входа Господня служит вехой и призывом отчитаться перед Богом, перед собой, задуматься о чистоте своих помыслов и праведности поступков.
Великая неделя
Великой неделей называется посвященный страданиям и смерти Христа период от понедельника после праздника Цахказард до дня Пасхи. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, посвященное тому или иному событию из жизни Спасителя.
2 апреля
Великий понедельник:
Проклятие смоковницы
Направляясь в Иерусалим, Иисус увидел бесплодную смоковницу и произнес: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». На следующий день апостолы увидели, что смоковница засохла, и изумились, на что Иисус сказал: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море» и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Проклятие смоковницы имеет и другой подтекст. Иисус неоднократно говорил о том, что бесплодное дерево срубают и бросают в огонь. Во время Последнего Суда то же самое произойдет и с людьми, которые не оставили после себя ни добрых дел, ни доброй памяти.
3 апреля
Великий Вторник:
Воспоминание десяти дев
Христос предупреждал, что Его пришествие для суда над человечеством произойдет неожиданно. Чтобы спастись, человек должен быть готов к этому в любую минуту жизни. Иисус заповедал людям отречься от грехов и жить в праведности. Говоря о Своем внезапном пришествии, Он рассказал притчу о десяти девах, которые взяли свои светильники и вышли навстречу жениху. Среди дев было пять мудрых и пять неразумных. «Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою елея; мудрые же вместе со светильниками своими взяли елея в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего елея, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный мир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
4 апреля
Великая Среда:
Помазание Иисуса миром
За шесть дней до Своей последней Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где жила семья Лазаря. Это был тот самый день, когда Иуда предложил первосвященникам выдать Иисуса за определенную плату. И тогда в Вифании произошел случай, истинного смысла которого в ту минуту не понял никто. Иисус вновь заговорил о Своем близком уходе, и сестра Лазаря Мария, «взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?.. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда».
Со временем миропомазание стало одним из семи христианских таинств, через которое на человека сходит божественная благодать. Таинство миропомазания состоит в смазывании частей лица и тела ароматическим маслом – миром. Оно совершается при крещении, посвящении в духовный сан, венчании на царство и при освящении церквей.
5 апреля
Великий Четверг:
Вотилва (Омовение ног).
Хаварум (Затмение). Воспоминание Тайной Вечери. Ночное бдение
День Великого четверга в Армянской Церкви начинается с литургии, после которой желающие, как обычно, исповедуются и причащаются. Во время последней вечери Иисус преломил хлеб, возблагодарил Отца и раздал апостолам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Эта заповедь явилась основой таинства причащения (евхаристии), которую отцы Церкви совершали после литургии, символизирующей самопожертвование Христа. Евхаристия является «очистительной и умилостивительной» жертвой за грехи человеческие.
В вечер Великого четверга совершался символический обряд омовения ног. В древности на Востоке считалось знаком уважения омыть ноги гостю или старшему по возрасту. Подавая пример любви к ближнему и провозглашая идею равенства, Иисус перед Своей последней вечерей омыл ноги апостолам. «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Обряд омовения ног, призванный демонстрировать взаимную любовь христиан, ввел в церковный обиход св. Ефрем Сирин в IV веке.
Церковный обряд Великой пятницы, посвященной Распятию Господню, начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум – Затмение. На алтаре горят двенадцать свечей, в центре – одна большая. Читаются фрагменты из Евангелий, описывающие душевное смятение Иисуса, и его молитва в Гефсимании, приход Иуды с вооруженным отрядом и арест Христа, допрос у первосвященников, унижения Господа, а также троекратное отречение и раскаяние апостола Петра. Поются псалмы и духовные гимны-шараканы, написанные Католикосом Нерсесом Шнорали. По прочтении каждого фрагмента гасится очередная свеча, и в конце остается горящей только большая. Погашенные свечи напоминают о бегстве учеников из Гефсимании, а большая горящая символизирует одиночество Христа.
6 апреля
Великая Пятница:
Воспоминание святых спасительных страстей и распятия Господа нашего Иисуса Христа
Литургия как символическая умилостивительная жертва в Великую пятницу не совершается, ибо в этот день в жертву был принесен Сам Господь.
Вспомним обстоятельства ареста и распятия Христа. Ночью Иуда привел в Гефсиманию вооруженный отряд. Молившийся в глубине сада Иисус разбудил задремавших апостолов: «Вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных». Ученики в страхе разбежались, а Иисуса повели на допрос, завершившийся вынесением смертного приговора, который передали на утверждение римскому наместнику Понтию Пилату. Тот не нашел в поступках Иисуса ничего предосудительного и попытался спасти Его от казни. В честь Пасхи наместник миловал одного из приговоренных к смерти, которого выбирал сам народ, предложил освободить Иисуса, но первосвященники и старейшины призвали толпу отказаться от такого выбора. Не сумев убедить их, Пилат вынужденно отправил Иисуса на распятие. «И сплетши венец терна, возложили Ему на голову» и повели на место казни – гору Голгофу близ Иерусалима.
Уже на распятии страдающий от невыносимых мук Иисус просил Творца за толпу, продолжавшую варварски наслаждаться кровавым зрелищем: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». В шестом часу вечера «настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого». Это было затмение, сопровождавшееся землетрясением. Иисус воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и испустил дух.
Христос принял смерть на кресте, тем самым даровав людям надежду на грядущее спасение и разорвав так называемую «долговую запись» грехов человеческих. «Своей формой четырехкрылый крест символизирует четыре благодеяния Христа: верхняя часть креста указывает на развержение Царства Небесного, нижняя часть – на разрушение ада, правая часть – излияние милостей, а левая – отпущение грехов. Четырехкрылый крест символизирует также четыре добродетели, которые мы должны распространить в нашем внутреннем человеке: верхняя часть означает любовь, нижняя – кротость, правая – смирение, а левая – терпение», – толкует св. Григор Татеваци.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии