Армяне юга России: история, культура, общее будущее
В Ростове-на-Дону на базе Южного научного центра Российской академии наук прошла научная конференция «Армяне юга России: история, культура, общее будущее». Она была проведена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда. Организаторами конференции стали общественные организации – Региональная национальная культурная автономия «Нор-Нахичеван» и Ростовская-на-Дону национально-культурная автономия «Апага».
От конференции – к кафедре
Конференция не случайно проходила в донской столице, которая свой нынешний, современный облик обрела после слияния в декабре 1926 года двух городов – русского Ростова и армянского Нор-Нахичевана. В Южном федеральном университете на факультете регионоведения скоро появится кафедра арменоведения. Ожидается, что она откроется в 2013 году. Сейчас ЮФУ заключил предварительное соглашение с Ереванским государственным университетом. В последнем, в свою очередь, появится кафедра по изучению русского языка. Новый проект двух вузов поддержала армянская община Ростова.
Конференция вызвала огромный интерес – в ее работе помимо историков приняли участие искусствоведы, филологи, социологи и представители других гуманитарных наук. Многочисленные гости представляли не только города России – Москву, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Владикавказ, Пятигорск, Армавир, Саратов, Новочеркасск, Таганрог. Авторитетными делегациями была представлена Республика Армения. Особенно тепло местная общественность приняла не раз бывавшего на Дону В.Б. Бархударяна, автора по сути первой и пока единственной капитальной монографии по истории донских армян. Участники конференции сошлись во мнении, что по своему составу, по научному и организационному уровню подобные арменоведческие конференции в России ранее никогда не проводились.
В первый день работы конференции прошло пленарное заседание, на котором с приветственным словом к участникам обратились председатель Южного научного центра РАН академик Г.Г. Матишов, президент НАН Республики Армения Р.М. Мартиросян, генеральный консул Республики Армения в ЮФО А.Д. Гомцян, президент правления Ростовской региональной армянской национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван» А.А. Сурмалян, председатель Ростовской-на-Дону национально-культурной автономии «Апага»» К.А. Казарян. Участники конференции прослушали ряд докладов и приняли участие в их обсуждении. По окончании официальной части гостей ждала широкая культурная программа, включавшая экскурсию в армянское село Чалтырь – районный центр Мясниковского района, где гости посетили местный историко-этнографический музей. Фольклорные коллективы показали гостям самобытное искусство донских армян.
Каждый доклад – открытие
Во второй день конференции работало две секции. Выступления ученых и представителей армянских общин России и зарубежья были особенно интересны тем, что касались не общих вопросов, давно уже обсуждаемых в научном мире, а конкретных проблем, изученных и проанализированных докладчиками. (В профессиональных кругах в таких случаях говорят, что «данный материал впервые введен в научный оборот».) Но все, вместе взятые, такие разные по теме исследования, как мозаика, складывались в общую картину прошлого и настоящего армянских общин не только юга России, но и всей остальной Европы.
Мишель Пазумян рассказал об армянской общине Франции, о ее интеграции во французское общество и о проблемах сохранения ею национальной идентичности. Профессор истории Парижского университета Клод Мутафян – об армянском населении Византийской империи, истории Киликийского царства и путях миграции армян в Западную Европу. Особый интерес вызвал доклад искусствоведа из Италии Вардуи Халпахчьян о нахичеванском художнике Г.И. Шилтяне. Своими впечатлениями о ярком научном событии делится молодая исследовательница из Токийского государственного университета Карен Хамада: «Я изучаю отношения между Армянской Апостольской и Русской Православной церквями в XVIII – начале XIX вв. Они складывались поначалу очень непросто, затем были полностью нормализованы, и особая роль в налаживании дружеских связей принадлежала архиепископу Иосифу Аргутинскому. Я читала его переписку с митрополитом Платоном».
Кстати, 26-летняя Карен Хамада продемонстрировала на конференции хорошее знание русского и армянского языков.
Черкесогаи – уникальный народ
Черкесские, или закубанские, армяне, так же как и все остальные армяне, называют себя «hay» («хай»). Между тем это совершенно уникальная этническая группа, образовавшаяся в конце 15-го века на территории северо-западного Кавказа (Краснодарский край и Адыгея). Многовековое проживание в адыгской среде привело к образованию особого этноса. В первой половине XIX века черкесогаи начали переселение на равнинные российские территории, где основали Армавир. Доклад ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН А.Е. Тер-Саркисян был посвящен истории и культуре черкесогаев. Докладчица остановилась не только на проблеме переселения армян на Северный Кавказ, но и подробно рассмотрела их этнографию – обычаи, жилища, обрядность, культуру.
Известный исследователь черкесогаев и истории города Армавира С.С. Ктиторов в докладе «Духовные центры армянской общины Армавира», опираясь на архивные документы, рассказал об армянских памятниках города.
Исполнительный директор РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» С.М. Саядов рассказал о гуманитарном проекте Нахичеванской-на-Дону армянской общины – Армянской электронной энциклопедии «Хайязг», которая представляет собой организованную систему, позволяющую оптимизировать навигацию и поиск нужного материала по истории, культуре, науке, общественной жизни армян в огромном массиве мирового информационного пространства.
Весьма оригинально в докладе Е.Ф. Кринко была освещена история армян юга России в сохранившихся памятниках истории и мемориалах, отражающих память народа. А о роли армянских общин в экономическом развитии Южной России рассказал патриарх русского арменоведения академик НАН Армении В.Б. Бархударян. В докладе П.А. Авакова (город Аксай, Ростовская область) были приведены уникальные факты, свидетельствующие о пребывании армян на донской земле в XVII-XVIII вв. еще до их организованного переселения из Крыма.
Нахичевани-на-Дону нет, нахичеванцы остались
Борьбе армянского города Нахичевань-на-Дону за сохранение национальной идентичности в конце XIX века посвятил свое выступление на конференции автор этих строк. Нахичеванцы старались избежать слияния с соседним Ростовом и стремились сохранить свои обычаи, культуру, систему образования. Однако это был неизбежный исторический процесс – создание современного Ростова. Самобытный армянский город стал Пролетарским районом южной столицы России, но все жители по-прежнему называют его Нахичеванью, а себя – нахичеванцами. Неудивительно, что доклады об известных армянских художниках и писателях, уроженцах Нахичевани – Мартиросе Сарьяне и Мариэтте Шагинян, сделанные директором музея М.С. Сарьяна в Ереване Ш.Г. Хачатряном и ростовскими учеными Н.С. Абдуловым и В.В. Смирновым, были выслушаны с большим интересом.
– Эта встреча весьма полезна еще и потому, что она наглядно продемонстрировала возможности – уже реализованные и потенциальные – армянских общин юга России, позволила обменяться опытом, – так ответила на вопрос о ее оценке конференции доктор политических наук, профессор Пятигорского педагогического университета Майя Арташесовна Аствацатурова.
Любая научная конференция – это не только выступления с докладами, это еще и новые знакомства, научные контакты. Все гости дали высокую оценку прошедшей конференции и выразили единодушное пожелание, чтобы она проводилась теперь регулярно.
Саркис Казаров, профессор Южного федерального университета, член оргкомитета конференции
Оставьте свои комментарии