Курдский вопрос: за и против
В последние годы серьезным фактором на Ближнем и Среднем Востоке остается курдский вопрос, стремление курдов добиться равных прав с титульными нациями ближневосточных стран, где они проживают – в Ираке, Иране, Сирии и, конечно, Турции, где их проживает больше всего. Теме «Современное состояние курдского вопроса и роль международных организаций в его решении» была посвящена конференция, которая прошла в Москве. Организатором стал Международный союз курдских общественных организаций. Наш корреспондент побывал на конференции и побеседовал с ее участниками.
Адель Курд, депутат Великого национального собрания Турецкой Республики
– Каково сегодня положение курдов в Турции?
– На северо-востоке Турции курды проживают компактно, и самые националистически настроенные граждане Турции вынуждены признать их существование. Признать де-факто, но не юридически. В государственных законах интересы курдов продолжают игнорироваться. Значение и воздействие ассимиляции сегодня шире, чем раньше, этому во многом способствует технический прогресс.
Риск и угроза курдскому языку, курдской нации намного выше. Практически каждый день проводятся аресты курдских политиков, военные операции против курдских партизан, людей сажают в тюрьмы.
– Сколько, на Ваш взгляд, сегодня политзаключенных-курдов в Турции?
– Только членов нашей «Партии мира и демократии» более 7 тысяч. В общей сложности тех, кто находится в турецких тюрьмах в результате борьбы за свои права, более 30 тысяч. Указанные 7 тысяч были арестованы только в результате одной проведенной операции против Ассоциации обществ Курдистана. Даже задержанные по административным правонарушениям 80%, по официальной статистике являются курдами. Так, например, в провинции, которую я представляю, Хакьяри, по обвинению в финансировании террористической организации арестованы сотни курдов, которые подобным обвинением лишаются статуса политических заключенных.
– Курдская рабочая партия находится в статусе террористической организации...
– Любой, кто активно участвует в общественной жизни под курдским знаменем, кто защищает права курдов, подпадает под статью «содействие и пособничество террористической организации».
– Курдская рабочая партия несколько раз объявляла о моратории на проведение военных операций. Почему нарушался заявленный мораторий?
– Каждый раз, когда РПК объявляла мораторий и прекращала ведение огня, турецкие власти заявляли, что у РПК иссякли силы, и военные операции против курдов продолжались. На деле Турция не хочет прекращения войны, она предлагает нам сдаться. Что является покушением на честь курдского народа, по восточным понятиям. Курды на это пойти не могут.
– За последние годы статистика погибших курдов неутешительная…
– Начиная с восстания 1925 года шейха Саида до восстания Саида Рзы в 1938 году погибли по меньшей мере 300.000 курдов. В Южном Курдистане за два года были убиты 184 тысячи курдов.
– Есть информация о применении турецкими военными химического оружия против курдских повстанцев…
– В 1994-м было применено химическое оружие в горах Безар. Тогда были убиты 28 курдов. В прошлом году в Хакьяри, в долине Хане были подозрения на применение химического оружия. После проведения экспертизы независимыми лабораториями они подтвердились.
– Использование химического оружия запрещено международным правом и не является внутренним делом того или иного государства…
– К сожалению, международное сообщество предпочитает не замечать подобных нарушений прав курдского народа. Через два дня после того, как было использовано химическое оружие в долине Хане, я был на месте и помогал собирать трупы погибших. О факте использования химического оружия мы сообщили, но никакого отклика не получили. Мир всегда закрывал глаза на то, что происходит с курдами.
– В Турции попираются права не только курдов, но и армян. Есть ли общие подходы в борьбе за свои права?
– Преследование других народов в Турции является традицией. Мы должны признать, что в истории курды были использованы турками и против христиан, и против армян. Это делалось под знаменем ислама, но это был не ислам. Когда мы говорим о дружбе народов, о единстве народов Ближнего Востока, если мы совершили ошибки в отношении друг друга, то должны признать эти ошибки. Это мое личное мнение. В преступлениях против армянского народа со стороны Турции есть и доля вины курдов.
– В случае обострения ситуации в Сирии и Иране каково будет положение курдов в Турции?
– Судьба курдов во всех четырех странах взаимосвязана. Беспокойство турецкого руководства вызывает как раз это единство. Создав народную власть, мы сможем преодолеть все интриги властей против курдов. Главным в судьбе курдского народа остается отношение международного сообщества. К нарушению баланса на Ближнем Востоке курды отношения не имеют. Но несмотря ни на что, курды будут бороться и укреплять свой союз.
Ишхан Мироев, главный редактор газеты «Свободный Курдистан»
– Ишхан Мироевич, чем продиктована необходимость проведения такой конференции?
– Политические процессы, которые происходят сегодня на Ближнем и Среднем Востоке, неразрывно связаны с курдской проблемой. Большая часть курдов – более 20 миллионов человек – живут в Турции. И сегодня мы пытаемся представить общественности, экспертному сообществу и журналистам реальное положение курдского народа в странах Ближнего и Среднего Востока.
– Судя по всему, ситуация у них достаточно сложная, если не критическая…
– Да, ситуация действительно критическая. Сегодня более 7 тысяч курдских общественных и политических деятелей находятся в тюрьмах. Ведется кровопролитная война против курдских народных сил самообороны, против членов Рабочей партии Курдистана. С 1993 года Абдулла Оджалан и Курдская рабочая партия 9 раз объявляли мораторий на ведение военных действий. Но каждый раз Турция применяла и усиливала военные столкновения с РПК. Ни на какие мирные шаги Турция не идет.
– По мнению специалистов, в случае возникновения войны в Иране результатом может стать появление на карте нового государства Курдистан. Готовы ли курдские организации к такому повороту событий?
– У курдов мечта создать независимый Курдистан сидит в генах. Но учитывая нынешнюю обстановку, курды выступают за демократические преобразования в тех странах, в которых проживают. Мы категорически против вооруженных действий. Турция вынуждает курдов взяться за оружие, не оставляет другого выбора, чтобы отстаивать свои права. То же в Иране. Курды требуют, чтобы в конституциях этих стран были закреплены политические права всех народов, которые проживают в этих странах. В том числе и курдов. Вот в этом проблема.
– Здесь речь шла о положении курдов в Сирии, Ираке, Иране и Турции. Но курды проживают и в закавказских республиках – Грузии, Азербайджане, Армении. Там они как-то консолидированы?
– К сожалению, что касается курдов на постсоветском пространстве, такой стабильной консолидации нет, хотя необходимость в этом есть. Видимо, политическое самосознание курдов бывшего Советского Союза еще не на должном уровне. Да, они все мечтают иметь свою родину – Курдистан, но проявлять какую-то политическую активность воздерживаются. Что касается курдов Азербайджана, то там все курды практически ассимилированы. Несколько лет тому назад я встречался с пожилым курдом из Азербайджана. Он даже не мог говорить на родном языке. А что говорить о молодежи? Что касается Армении, из-за карабахских событий курды-мусульмане покинули территорию. Остались курды-езиды. И в Грузии они остались. Но, к сожалению, если раньше там было более 60 тысяч человек, то из-за тяжелой социально-экономической, военной обстановки они практически все выехали в другие страны СНГ. Часть курдов-мусульман из Армении живет в Казахстане, куда в свое время они были депортированы перед началом Отечественной войны. Многие уехали в Ставропольский край, Адыгею, Краснодарский край.
– Вы недовольны тем, как представляют курдскую проблему в армянской прессе. Не могли бы уточнить – чем конкретно Вы недовольны?
– Я с большим уважением отношусь к армянскому народу. У меня друзья – армяне, моя супруга – армянка из Нагорного Карабаха. Но, к сожалению, есть какой-то определенный контингент людей, которые ведут, я бы сказал, не просто антикурдскую, а откровенно враждебную политику в отношении моего народа. Между тем мы вековые соседи, нам жить и жить рядом. Если нам не удалось сохранить мир между нами, пусть наши дети это устранят.
Вы почитайте на сайте Пан-Армения материалы по курдской проблематике. Называют их сепаратистами, пишут, что курды якобы представляют угрозу для будущего Армении и тому подобную чушь. Нельзя такие вещи делать. Поймите меня правильно. Надо думать о взаимопомощи, сотрудничестве. Ведь сегодня наши враги – это враги и армян. Пусть подумают об этом авторы этих материалов.
Фархат Фатиев, председатель Совета федеральной национальной культурной автономии курдов Российской Федерации
– Фархат Абдурахманович, можно сказать, что сегодняшняя конференция знаковая, имеет этапное значение?
– Основная цель конференции – привлечь внимание международных организаций, международного сообщества к решению курдской проблемы. Сегодня во всех странах мира, не только в России, курдскими политиками и общественными деятелями ведется работа по установлению контактов на официальном уровне, поскольку ситуация в Сирии чрезвычайно опасна, в Иране вот-вот взорвется, в Турции курды находятся под постоянным давлением.
– Существует мнение, что дальнейшая эскалация напряженности в странах проживания курдов – Сирии, Ираке, Иране и Турции – может изменить существующие границы этих стран…
– Если все-таки война случится, концепция курдов уже определена. Она не предусматривает создание единого независимого Курдистана. К этой концепции мы шли очень долго, ее основа была заложена в 1993 году, в 1999-м принята за основу, и сейчас эту концепцию менять никто не собирается. Она была предложена Абдуллой Оджаланом, и никто отступать от этой концепции не собирается. Конечно, есть националистически настроенные политические круги, которые ратуют за независимый Курдистан, но основная концепция сторонников Оджалана и главных сил и в Иране, и в Турции, и в Сирии – придерживаться автономии в составе этих стран, не меняя их границ.
– Честно говоря, такой подход не может не вызывать симпатии, поскольку учитываются интересы всех стран… Распространяется ли эта концепция и на постсоветские республики, в частности Армению?
– Ситуация в ближнем зарубежье и в Армении несколько иная, курдские диаспоры здесь стремятся к независимому государству. Потому что так им хочется. Мнение диаспор очень важно, но реально решать проблему, учитывать мнение всего курдского народа важнее их предпочтений. Я ездил по многим городам северного и южного Курдистана и знаю, что большинство настроено на создание автономий в границах страны проживания. И мы будем добиваться именно этого.
Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии