Эльдар Шенгелая: Надо восстанавливать то, что было
Фильмы Эльдара Шенгелая, кинорежиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, в свое время вошли в золотой фонд советского кинематографа. Впоследствии он надолго отошел от режиссерской деятельности, разделив судьбу многих видных мастеров кино из национальных республик. Своим учителем и другом считает выдающегося армянского режиссера Сергея Параджанова, с которым его связывали не только профессиональные узы, но и дружба. На фестивале «Золотой абрикос» в Ереване, участником которого был мастер советского комедийного кино, с ним встретился наш корреспондент.
– Эльдар Николаевич, как бы Вы охарактеризовали состояние кинопроизводства на постсоветском пространстве, в частности в Грузии?
– К несчастью, я сегодня мало что знаю о состоянии кинопроизводства в странах СНГ. Что касается грузинского кино, у нас дела обстоят плачевно. Государство практически не субсидирует кинопроизводство. Снимается 1-2 фильма, что конечно же погоды не делает. Невозможно в таких условиях производить качественную продукцию. Хотя есть фильмы хорошего качества. Но для того, чтобы получить хорошую продукцию, хороший кинофильм, нужно много снимать.
– Во всех странах СНГ ситуация примерно одинаковая. Везде острый дефицит финансирования, крупные кинокомпании распались, действуют десятки, а то и сотни мелких кинокомпаний и студий. В Армении это, как правило, частные студии. К сожалению, их творческий уровень оставляет желать лучшего…
– Я всегда говорю, что при Советском Союзе была цензура, но были деньги. А сегодня нет цензуры и нет денег. Такая странная ситуация. Мы думали, что, став независимой страной, кино будет поддерживать государство. Но, увы, этого не случилось. Кстати говоря, в Европе, в малых государствах, где делают кино, государственные субсидии очень значительны.
В свое время председателем Союза кинематографистов СССР был Иван Пырьев. И как-то, выступая на пленуме, он говорил о том, что только «Мосфильм» производит в год 35-40 кинокартин. И все – замечательные. Потом на трибуну поднялся Михаил Ромм. Он сказал: «Иван, так не бывает, чтобы все 40 картин были хорошими. Если из 40 фильмов 3-5 будут замечательными, а 10 среднего уровня, это замечательное достижение». Я думаю, что Михаил Ромм был прав. Надо снимать много фильмов, а из них уже какое-то количество действительно будут очень хорошими.
– Судя по Вашему творческому пути, вы еще не дошли до своего предела. Что бы Вы хотели сделать сегодня?
– Вы знаете, я сейчас ищу материал для сценария. Очень хочу снять фильм. Поэтому много читаю, ищу интересные рассказы. У меня есть советник, который подсказывает интересные сюжеты, литературу. Но я пока не остановился на конкретном произведении и продолжаю поиски. Думаю, что к концу года я поставлю точку, выберу что-то такое. Тогда я смогу сказать, какой фильм я собираюсь снимать.
– Удастся ли Вам при нынешней ситуации с кино в Грузии реализовать Ваши планы?
– Это, конечно, сложная проблема. Но я думаю, что мне удастся. Потому что киноцентр обещает мне поддержку. Дело в том, что в будущем году мне исполнится 80 лет. Я не могу сказать, что они выполнят свои обещания для производства моего фильма, но приближающийся юбилей должен помочь в принятии решения. Так что надежда, что мой фильм будет запущен в производство, не утрачена.
– Почему реформы, проводимые в Грузии, обходят стороной кинопроизводство, которое имеет сложившиеся традиции?..
– Я думаю, что все это результат разрушения существовавшей системы. Молодое поколение многого не знает, смотрит нынешнюю американскую кассовую белиберду. А мы снимали не кассовое кино, мы снимали элитарное кино. Вспомните фильмы Сергея Параджанова. Это же великий мастер элитарного кино. Но делалось оно для всех. Это был маэстро, Сергей Иосифович. Его фильмы надо смотреть несколько раз. Я так смотрю. И каждый раз у меня слезы на глазах. Потому что мы с Сергеем Иосифовичем были друзьями, он сыграл большую роль в моей жизни в тот период, когда вернулся из заключения. Я его очень любил и переживал, когда он болел. Мы были близки семьями. Моя жена неплохо владела армянским, мы жили в Авлабаре, где было много армян. Сергею Иосифовичу это очень нравилось. Моя супруга специально для него готовила армянские блюда. Я помню, мы прилетели целой командой на его похороны.
– Дружба с великим армянским режиссером и вообще с неординарной личностью стирает межнациональные различия и ограничения. Между тем, читая сегодняшнюю грузинскую прессу, трудно не заметить негативное отношение к армянам. В чем причина?
– Я бы сказал, что подобное отношение конечно же неверно. Я думаю, что многонациональность только помогает Грузии. В такой ситуации культура титульной нации впитывает в себя другую культуру, становится шире и шире. В советский период у нас были очень тесные взаимоотношения. Мы проводили Дни армянского кино, Союз кинематографистов Армении проводил Дни грузинского кино в Армении. Показывали фильмы Тенгиза Абуладзе. И наоборот, в Тбилиси проходили премьеры армянских фильмов. К сожалению, сегодня все эти традиции забыты, так не делается. Я, к примеру, председатель Союза кинематографистов. Но у нас нет возможности пригласить армянских кинематографистов, чтобы провести Дни армянского кино в Грузии. Просто нет денег. Я думаю, что это ненормально.
– Как бы Вы определили свое творческое кредо?
– Я всегда старался снимать фильмы, если так можно выразиться, о маленьком человеке, который попадает в такие сложные ситуации, из которых надо выбираться только с помощью неординарных решений.
– В Москве основная часть большой грузинской диаспоры недовольна нынешним режимом в Грузии…
– Могу сказать следующее: я ушел из политики, не вмешиваюсь в нее, не даю никаких оценок. Потому что я сам себе сказал: политика – не мое дело. Это грязное дело.
– Большие мастера всегда пользовались большим авторитетом и уважением в Грузии. Сохранилось ли это отношение сегодня?
– Сейчас я бы не сказал, что я отвергнут. Конечно, ко мне с уважением относятся. Но еще раз хочу сказать, что, поскольку я в политику не вмешиваюсь, отношение ко мне соответствующее. Конечно, нынешнее руководство страны совершает много ошибок. Но это мое частное мнение. Надеюсь, что жизнь все исправит.
– А что Вы скажете о том, что такой фестиваль, как «Золотой абрикос», позволяет творческим людям хотя бы пообщаться?
– «Золотой абрикос» – замечательный фестиваль. Вижу, что здесь очень много гостей из зарубежных и стран СНГ. Конечно, это помогает общаться. Общение всегда приносит свои плоды. Я просто восхищен уровнем организации фестиваля. Я вижу, как четко все сделано, все вовремя начинается, очень интересные фильмы показывают.
– Какие впечатления от Армении?
– По возвращении домой я конечно же расскажу о фестивале журналистам и коллегам по цеху, это своего рода родник наших взаимоотношений. И надеюсь, что они будут все шире и шире. Надо восстановить то, что было. А было очень даже хорошо.
Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии