Праздники Армянской Апостольской Церкви

4 августа
Свв. 200 патриархов Третьего Вселенского Собора в Эфесе (431 год)
Третий Вселенский Собор (431 год), созванный императором Феодосием II, состоялся в столице Малой Азии Эфесе и проходил в обстановке ожесточенной борьбы православной Церкви с учением бывшего Константинопольского патриарха Нестория. Патриарх проповедовал, что Иисус Христос родился человеком и стал всего лишь «обителью Божества», а Дева Мария в свою очередь была не Богородицей, а лишь «человекородицей». Епископ Кирилл Александрийский добился осуждения учения Нестория. Собор принял формулировку Кирилла, согласно которой «из двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный Бог, Который ради нашего спасения явился в человеческом образе». Армянская Церковь приняла эфесские постановления и внесла в свой календарь день Отцов Третьего Вселенского Собора.
Спустя двадцать лет, осенью 451 года, император Маркиан созвал в городе Халкидоне Четвертый Вселенский Собор для пересмотра формулировок первых трех Соборов. Армянская Церковь отказалась участвовать в Соборе и отвергла его формулировки и постановления. Собор положил начало расколу в Церкви, которая разделилась на два крыла: древние восточные церкви остались на позициях первых Вселенских Соборов, а против них стали выступать католическая и ортодоксальная церкви.
11 августа
Праздник Шохакат: Озарение Св. Эчмиадзина по видению св. Григора,Просветителя Армении
Праздник Шохакат (Озарения) связан с поразительным видением Григора Просветителя, которому в 302 году было явление Христа в окружении небесных сил. Господь направил луч света на языческое капище у царского дворца в Вагаршапате и повелел построить на его месте храм. Григор разрушил капище и в августе 303 года возвел над ним церковь, которую освятил накануне праздника Успения Богородицы.
Неподалеку от кафедрального храма он построил другую церковь, которую назвал Шохакат. С целью увековечения видения св.
Григора кафедральный собор получил название Эчмиадзин – «Место сошествия Единородного».
12 августа
ВЕРАПОХУМН СУРБ АСТВАЦАЦНИ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Успение Богородицы – один из пяти главных праздников Армянской Церкви. Он посвящен уходу из жизни Богородицы.
Последнее упоминание о Марии в канонических текстах содержит книга «Деяния святых апостолов». Ее автор Лука описывает, как после воскресения Иисуса Христа Мария постоянно пребывала в молитве с Его учениками и ученицами. Согласно агиографическим сборникам, архангел Гавриил явился Марии с вестью, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и вместе с матерью апостола Иоанна Саломией поднялась на Елеонскую гору для молитвы. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении ангелов сошел с неба принять душу матери.
Армянский историограф XIII века Киракос Гандзакеци, ссылаясь на древние источники, изложил предание об успении Богородицы через 15 лет после распятия Иисуса. На ее похоронах присутствовали все апостолы, кроме Варфоломея (другие источники называют Фому). Прибыв в Иерусалим, Варфоломей пожелал в последний раз увидеть Богородицу и проститься с ней. Когда сдвинули плиту, прикрывавшую гробницу, тела там не оказалось. Согласно ангельскому предсказанию, Мария вознеслась на небеса.
Богородицу призывают как заступницу перед Христом. В Армянской Церкви главнейшими заступниками после Богородицы считаются Иоанн Креститель, архидьякон Стефан и креститель Армении Григор Просветитель.
После литургии в день Успения Богородицы в церквях совершается благословение винограда. Обряд не совмещен с праздником, а лишь приурочен к нему, поскольку виноград в Армении созревает именно в эту пору.
По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм как благодарность Творцу за дарованные земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.
Литургическое вино изготавливается из черного винограда. Во время последней вечери Иисус взял чашу с красным вином и, возблагодарив, подал ее апостолам со словами: «Пейте из нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Иисус образно сравнивал Себя с сыном виноградаря и с виноградной лозой:
«Я есмь истинная виноградная Лоза,
а Отец Мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
13 августа
Поминовение усопших
21 августа
Свв. Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. Свв. жен-мироносиц
Иоаким и Анна. Из Библии известно, что царю Давиду «Бог с клятвою обещал от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его». Отец Марии Иоаким происходил из рода царя Давида, а ее мать Анна – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, царь-пророк был прямым предком Иисуса Христа, почему Иисуса нередко называли Сыном Давидовым.
До пожилых лет супруги не имели детей, но продолжали терпеливо молиться, прося послать им дитя. Ангел поведал Иоакиму, что его «отпрыск предрешен Богом, и то, что родится от тебя, будет в почитании все века и до скончания их». Ангел возвестил также, что его жена зачнет дочь, «которая будет в храме Бога, и Дух Святой почиет на ней... И сама она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати».
День памяти Иоакима и Анны Церковь утвердила в IV веке.
Жены-мироносицы. После распятия Иисуса Христа Его ученицы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия рано утром пришли к гробнице, собираясь, как того требовал обычай, совершить над Иисусом послепогребальный обряд помазания ароматами. Не обнаружив тела, Мария Магдалина воскликнула с плачем: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Увидев стоявшего там же воскресшего Христа, Мария приняла Его за садовника и попросила сказать, куда унесли тело Иисуса. Узнав Христа, она назвала не как обычно «равви» («учитель»), но «раввуни» («владыка»), тем самым окончательно признав в Нем властителя душ и жизни. Мария услышала от Христа: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». По преданию, Магдалина проповедовала Евангелие в Риме, а скончалась и была погребена в городе Эфесе. В IX веке ее мощи были перенесены в Константинополь.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии