№ 14 (197) Август (1–15) 2012 года.

«Золотой абрикос» собирает плоды

Просмотров: 4713

В Ереване завершил свою работу девятый международный кинофестиваль «Золотой абрикос»

Главный приз – «Золотой абрикос» в конкурсе игровых фильмов получил Сергей Лозница за фильм «Во мгле».

«Серебряный абрикос» конкурса игровых фильмов достался польским режиссерам Анки и Вильгельму Саснал за фильм «Красиво, если смотреть издалека».

Специальной премии удостоена картина «Лето» чилийца Хосе Луиса Торреса Лейвы.

Лучшим документальным фильмом признан «Пять сломанных камер» палестинских режиссеров Эмада Бурната и Ги Давиди. «Серебряный абрикос» в номинации «Документальное кино» получил фильм «Книга тундры» россиянина Алексея Вахрушева. Специальной премии жюри в этой конкурсной программе удостоилась грузино-немецкая лента «Бахмаро» режиссера Саломе Джаши.

В номинации «Армянская панорама» в категории игровых фильмов лучшим признан художественный фильм Натальи Беляускене и Микаэла Погосяна  «Если все…». «Серебряный абрикос» получила французский режиссер армянского происхождения Валерия Масадян за фильм «Нана». В той же номинации в категории документальных фильмов победителем стал полнометражный фильм «Армянская рапсодия» бразильского режиссера, нашего соотечественника Сезара Кананяна.

В категории короткометражных фильмов «Кориз» («Косточка») победителем стал фильм «Когда умирают ночью» бразильского кинорежиссера Эдуардо Муруто.

Приз «Нуард» Союза кинодеятелей Армении достался сербскому режиссеру Горану Радовановичу за фильм «С Фиделем, что бы ни случилось».

Приз Национальной киноакадемии Армении получила наша соотечественница, кинорежиссер из Ливана Сюзан Хардалян за картину «Клеймо моей бабушки».

Обладателями приза экуменического жюри стали художественные картины российского кинорежиссера Натальи Беляускене «Если все…» и амшенского армянина режиссера Озджана Альпери «Будущее длится вечно» (Турция).

На церемонии закрытия фестиваля премией «Таллер Параджанова» была награждена польский кинорежиссер Агнешка Холланд.

На сайте престижного Каннского кинофестиваля в этом году в числе лучших 10 кинофестивалей международного масштаба был отмечен и армянский международный кинофестиваль «Золотой абрикос». И действительно, с каждым годом желающих участвовать в армянском кинофестивале становится все больше. Вот и на этот раз поступило1250 заявок – почти вдвое больше прошлогодних – из 70 стран мира.

Членов жюри игрового кино возглавил известный испанский режиссер Виктор Эрисе.

Кинофестиваль начался с традиционной церемонии благословения неизменного символа фестиваля – абрикоса – в церкви Сурб Зоравор. Золотистый отлив фрукта в мареве церковного ладана завораживал. Священнослужитель провел обряд освящения, затем, благословив фестиваль, обратился непосредственно к его президенту Арутюну Хачатряну и пожелал всех благ на выбранной им нелегкой стезе.

Как и намечалось, в первый день фестиваля началась церемония вручения премий «Таллер Параджанова»: первую Арутюн Хачатрян вручил известному испанскому кинорежиссеру, председателю игрового жюри фестиваля Виктору Эрисе, а вторую Роман Балаян преподнес кинорежиссеру Эльдару Шенгелая.

После каждодневных пресс-конференций и мастер-классов особенно к месту пришелся фестиваль толмы на территории мемориального комплекса Сардарапат. Гостями фестиваля стали участники «Абрикоса». Кто бы мог подумать – на столах было выложено 90 разновидностей толмы! Причем два павильона выделили украинской и греческой общинам – у них были свои рецепты приготовления этого блюда (только с рисом и приправами). Но в итоге все сошлись на том, что классическая толма, основными ингредиентами которой являются виноградные листья и фарш из баранины, лучше всех остальных!

Участники и фильмы «Золотого абрикоса»

Виктор Эрисе

Перед тем как в центре креативных технологий TUMO состоялся мастер-класс знаменитого испанского кинорежиссера Виктора Эрисе, по его просьбе был показан его короткометражный фильм «Линия жизни». Это драматичная история, рассказывающая об одной испанской семье в сложные 40-е годы прошлого столетия. Единственной радостью этой семьи становится рождение мальчика Люсьена. Как бережно, минималистично конструирует режиссер канву фабулы, доведя ее до фокусной точки притчи. От человека до притчи – один шаг. Надо только навести на него резкость. Эрисе называют «мастером фигур умолчания» из-за неожиданных, но оправданных пауз по ходу действия картины. Он доводит бытность правдоподобия до мифа, не очищая и не приукрашивая ее. «Я требую от себя насколько возможно больше реализма, используя только сырой материал, взятый из реальной жизни», – признается он. Виктор Эрисе в Армении в первый раз. Всерьез заинтересовавшись TUMO, он стал задавать молодежи вопросы об анимации, веб-дизайне, играх, цифровой медиа... И был приятно удивлен знаниями ребят. Не меньший интерес и восторг у него вызвали фильмы молодых армянских режиссеров. Будучи председателем игрового жюри на нынешнем кинофестивале, Виктор Эрисе предложил дать «разгон» молодым кинорежиссерам и прилюдно признался, что надо бы создать новые номинации и призы для молодых талантливых режиссеров, среди которых немало и армян.

Александр Сокуров

Сама по себе уже знаковой для Александра Сокурова была торжественная церемония вручения первой премии «Да будет свет!», учрежденной Армянской Апостольской Церковью в рамках международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Он стал первым ее обладателем, получив приз из рук Католикоса всех армян Гарегина II.

В сентябре 2011 года состоялась мировая премьера сокуровского «Фауста». Именно за этот фильм режиссер получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Нынче же фильм Сокурова был представлен гостям «Золотого абрикоса» и удостоен приза «За пропаганду духовных, культурных и общечеловеческих ценностей, за значительный вклад в развитие мирового кинематографа».

Сердечно поблагодарив армянского Католикоса за оказанную ему честь, Сокуров признался: «Мог бы я когда-нибудь подумать, что это произойдет? Пути Господни воистину неисповедимы». С болью признался кинорежиссер, что год от года кинематограф несет большие потери: «Вот и сегодня, приехав в Ереван, я узнал, что киностудии больше нет...». Должно быть, находясь под впечатлением от эчмиадзинского приема, Александр Сокуров стал говорить и о покаянии, о том, что нынче повсюду, и особенно в кинематографе, наблюдается рост насилия. «Никто и ничто не отражает насилие с таким блеском и лицемерием, как кинематограф. Все же в этом большая вина кино – в умножении зла», – с горечью отметил Александр Сокуров, напоследок процитировав строчку из Евангелия от Матфея: «Широки врата и пространен путь, ведущий в погибель».

Агнешка Холланд

64-летняя Агнешка Холланд в современном кино – культовая персона. Она входит в число самых ярких женщин-режиссеров мира. Помимо снятых ею фильмов «Оливер, Оливер», «Полное затмение», «Горькая жатва», «Вашингтон-сквер» и др., она пишет сценарии и для своих коллег. Дважды была номинирована на «Оскара» – за фильмы «Горький урожай» и «Европа, Европа». Фильм «Затмение», вошедший в программу «Золотого абрикоса», был одним из номинантов на премию «Оскар» в 2012 году как «Лучший иностранный фильм».

Она любит снимать фильмы о польской интеллигенции в изгнании, об истории варшавского гетто… Вот и фильм «Затмение» рассказывает о спасении еврейских беженцев, находящихся в блокадном Львове... И все это в контексте событий Второй мировой войны. Более того, большая часть этих историй основана на реальных событиях. Надо сказать, что режиссер почти в документальное по стилистике повествование вводит поэтическую тональность, придающую ее фильмам особый изыск. Во время пресс-конференции, отвечая на очередной вопрос, Агнешка Холланд вдруг сама заговорила о геноциде. Режиссер искренне полагает, что все геноциды – это признак аномалии человеческой сущности и что геноцид сам по себе – это отражение того, что происходит в душе того, кто его устраивает. «Никто не знает, что заставляет людей уничтожать друг друга из-за национальной принадлежности. Это помешательство какое-то! Что должно сподвигнуть человека на желание уничтожить другого человека только потому, что тот другой национальности? Это как цепная реакция: одно преступление порождает другое, провоцирует третье». Она надеется, что именно в Армении будет снят хороший и честный фильм на тему геноцида армян 1915 года. «Очень многое в кино зависит от материала, от истории, которую надо рассказать. Самая антикварная история вырождается, когда живая современная жизнь перестает ее одухотворять и одушевлять», – сказала она в заключение.

Марина Разбежкина

Она – обладатель более 20 премий и наград на международных кинофестивалях в России, США, Италии, Греции, Тайване, Южной Корее. В Армению же она приехала вручать премии: на «Золотом абрикосе» Разбежкина входила в состав жюри в категории «Документальное кино».

«Самое главное для документалиста, – считает Марина Разбежкина, – это проникнуть в зону змеи», потому как змея никогда не подпустит чужого в свое пространство. Вот это-то пространство, на взгляд кинорежиссера, и есть важнейшая вещь в кино. У каждого человека есть свои личные «два метра» и «если ты сумеешь стать своим в этой зоне, значит, ты сумеешь достучаться, раскрыть своего героя».

Уже семь лет Марина Разбежкина руководит творческой мастерской «Режиссура документального кино и документального театра» в Москве. «Я учу своих студентов свободно мыслить. Кто прочитал сотни книг, имеет в голове сотни клише. Я же, и как преподаватель, и как зритель, хочу видеть новое в кино». Она считает, что камера для режиссера должна быть частью его физиологии: «Камера – продолжение твоей руки... И если без нее ты чувствуешь себя неполноценным, значит, ты и есть режиссер». В Армении ей особенно понравился «Матенадаран»: «Подумать только, здесь насчитывается 10 тысяч старинных книг, донесших до нас дыхание давно прошедших дней и повествующих о славной истории армянского народа!».

Эльдар Шенгелая

Грузинский кинорежиссер Эльдар Шенгелая долгие годы был дружен со многими армянскими деятелями культуры своего поколения: «Ереван – это город, в котором жили мои друзья. С этим городом у меня связано много хороших воспоминаний. Мы очень тепло общались, встречались, обменивались идеями, строили планы, мечтали...». На этот раз Шенгелая прибыл на кинофестиваль в Армению, на котором получил награду за вклад в мировое киноискусство – «Таллер Параджанова». Приехал Шенгелая в Ереван с необычным подарком: в дар музею Сергея Параджанова был передан коллаж мастера, посвященный режиссеру Тамазу Мелиава. Интересна история создания этого коллажа: после своего освобождения из тюрьмы Параджанов узнает печальную новость – Мелиава скончался. Параджанов решает лично посетить могилу своего коллеги, однако делает это в присущей для него оригинальной форме, устроив на кладбище настоящее театрализованное представление. А после Сергей Параджанов произнес: «Если бы Мелиава видел все это, то обязательно сказал бы: «Этот армяшка даже на моей могиле тамаша устроил». На основании фотографий и был сделан этот коллаж.

В один из фестивальных дней Эльдар Шенгелая признался, что все же тоскует по старому Тифлису, так прекрасно запечатленному на картинах Овсепа Караляна, с которым он был лично знаком. Ностальгирует он и по старому Еревану, который был намного добрее и уютнее. «Как бы хотелось, чтобы и у меня на родине, и здесь в Армении бережнее относились к памятникам старины, сохранившим вкус времени и неподдельную свою прелесть», – признался на прощание Эльдар Шенгелая.

Сергей Лозница

Сергей Лозница уже в четвертый раз приезжает на «Золотой абрикос» – дважды как документалист и еще дважды – представляя игровое кино. Первая его картина, «Счастье мое», два года назад завоевала в Ереване «Серебряный абрикос», и вот наконец он добивается желанного – фильм «Во мгле» получает Гран-при фестиваля. Фильм этот снят по произведению Василя Быкова о событиях, происходивших во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Вообще же к теме войны кинорежиссер относится особо трепетно. Так, сегодня он уже взялся за новый сценарий о событиях в Бабьем Яре в августе – сентябре 1941 года. «Меня больше всего интересует тема «Современная цивилизация и холокост», – заявил он на пресс-конференции.

Смотреть фильмы Лозницы можно так же, как читать хороший роман: первый раз – чтобы узнать конец, второй раз – чтобы разобраться в смысле, третий – чтобы насладиться стилем. Кино Лозница сравнивает со скульптурой: «Камень – это идея, а мы постепенно отсекаем лишнее». Так он и пишет свои сценарии, воссоздавая в уме образы и типажи своих героев настолько точно, что легко может «составить даже фоторобот актеров», которые подходят под тот или иной образ. Лозница убежден, что люди не так уж сильно изменились. Во всяком случае, базовые мотивации остались такими же.

«Внутренняя мука и конфликт придают силу человеку, – признается Сергей и добавляет: – Вам, армянам, пережившим столько на своем веку, это должно быть особо понятно. И при этом как неприступна, проста и величественна ваша природа. Мне нравится ее строгость и внутреннее постоянство».

В этом году на кинофестивале отмечались три даты: 85-летие Фрунзе Довлатяна, 80-летие Андрея Тарковского и 90-летие Юрия Ерзнкяна. А в рамках юбилейной программы «Абрикоса» были показаны фильмы Тарковского «Страсти по Андрею» и авторский вариант «Соляриса». Помимо этого, появилась возможность посмотреть фильмы студенческого периода – «Каток и скрипка» и «Сегодня увольнения не будет». В программу были включены также уникальные кадры из фильмов, в создании которых принимал непосредственное участие Тарковский – фильм Баграта Ованнисяна «Терпкий виноград», где Тарковский был художественным руководителем, и фильм Ара Агароняна «Сон», сценарий которого был написан самим Андреем Тарковским.

В преддверии X юбилейного кинофестиваля «Золотой абрикос» президент кинофестиваля Арутюн Хачатрян признался, что программа-минимум на фестивале, можно считать, осуществилась.

Со слов Арутюна Хачатряна стало известно, что в рамках юбилейного,  X международного ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» «Аллея звезд» на площади Азнавура должна пополниться именной звездой известного кинодокументалиста Артавазда Пелешяна. Напоминаем, что первые звезды принадлежат четырем всемирно известным кинодеятелям армянского происхождения: основоположнику армянского кино Амо Бекназарову и знаменитым кинорежиссерам, внесшим огромный вклад в мировое киноискусство, Рубену Мамуляну, Сергею Параджанову и Анри Верною.

Кари Амирханян, специально для «Ноева Ковчега»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Как всегда Кари построила материал в интересной сюжетной последоватеьности. Ничего лишнего, все на месте. "И там я был, и мед я пил". Спасибо.
  2. Горжусь, что у нас есть такой замечательный фестиваль, как "Золотой абрикос"! Только в этом году не хватало яркой мировой звезды. И вместо звезд на ковровой дорожке министр культуры, мэр, президент фестиваля, мужики какие-то сзади. Не хватало красивых женских лиц, звезд. А в целом молодцы.
  3. Очень хорошо даны герои-гости фестиваля, да и вообще читабельно!
  4. "Золотой абрикос" становится настоящим армянским брендом.
  5. Да, Саркис, и это только начало в смысле бренда. Если на "золотой абрикос" съезжаются такие величины, о которых мы каждый год получаем информацию, то миру дано узнать об армянах! И это здорово, что, приезжая в Армению, "звезды" непременно хотят после что-то творческое сотворить. Что же будет следующим большим и надежным брендом? Жизнь покажет!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты