Черкесогаи – забытые армяне Кубани
Основная масса армян появилась в Закубанье в XV веке из Крыма, где постепенно возрастал исламский фактор и где тюркизация охватила почти весь регион. О феномене армян, живших среди адыгских племен, писали многие исследователи, однако в силу большого объема исторических и научных данных теория возникновения черкесогайской общины и ее исторический путь остаются почти нетронутыми.
Массово переселяясь из Крыма, часть армян нашла убежище среди адыгов. Прожив почти 300 лет в окружении адыгских племен, армяне восприняли многие их черты и традиции. Армянская речь стала звучать почти по-адыгски, многие армянские имена были созвучны адыгским. К примеру: Шумаф, Бабух, Ханашхо, Додух, Бебей, Тал, Осин, Борох, Джумар и др. Хозяйственный уклад и норма жизни также изменились, и лишь историческая память и принадлежность к Армянской Апостольской Церкви принуждали местных армян не менять идентичность.
Примечательно, что к черкесогаям примкнули также проживающие рядом греки и татары из Крыма (в основном южные татары, которые отличаются этническим происхождением, не являясь тюрками), а также некоторые семьи из числа адыгов. Известно, что из Крыма черкесогаи переселились в закубанские села Гяур-Хабль, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг, Хатукай. Два села были основаны черкесогаями в районе Геленджика. Это были села Азатух и Бзатух.
Со временем обстановка в регионах проживания черкесогаев становится напряженной из-за культурной и религиозной экспансии турков, которые начинают исламизировать адыгские племена, а также из-за частых столкновений на бытовой почве между адыгами и черкесскими армянами. Армяне принимают решение покинуть обжитые места. Российское правительство приветствовало подобные инициативы армян, исходя из своих политических и экономических целей, однако реальная возможность осуществить переселение армян возникла только после заключения Адрианопольского мирного договора 1829 г. с Османской империей.
По сути, переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царская Россия стремилась усилить христианский фактор в условиях ожесточенной Кавказской войны. Так, начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от воинской повинности армян и грузин Кавказской области, поскольку воинская служба тяжка для этих народов, и, несомненно, рано или поздно они сообщат об этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство которых после этого не покинут своих мест.
С середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Как полагают исследователи, переселение черкесских армян на территорию Кубани происходило в 4 этапа. А основание черкесами первого армянского поселка на Кубани относится к 1839 году.
Исторические документы сообщают, что основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Закубанье, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е – 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском, Усть-Лабинском районах. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский, около станции Кавказская. Отдельные семьи оказываются и за пределами Кубани – в Астрахани и в Москве. С одной стороны, переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, черкесогаи в христианской среде подверглись ассимиляции, чего не было в окружении адыгов.
1839 год считается официальной датой появления Армавира. По историческим и архивным данным, тогда еще аул Армавир с трех сторон был окружен глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвертой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись все новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей черкесских армян, а к 1840 году их количество увеличилось до четырехсот. Помимо черкесских армян, в поселении проживало несколько сот крепостных горцев (в 1859 году их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которых они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов.
Черкесогаи продолжали строить церкви и сохранять свои традиции вплоть до начала прошлого столетия. Однако уже с 1905 г. статистика указывает на резкое уменьшение количества черкесских армян, что в первую очередь было связано с тотальной ассимиляцией. Армяне породнились с местными русскими, украинцами и даже оставшимися в городе черкесами. Адыгские формы армянских фамилий сменили уже обрусевшие, а элита черкесогаев постепенно растворилась в славянской среде. По этому поводу тревогу били армянские священнослужители, активная часть которых, однако, в советское время была репрессирована и расстреляна. Знаменитыми черкесогайскими семьями считаются Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др. Среди черкесогаев были распространены следующие фамилии: Шахназаровы, Захаровы, Беликовы, Алавердовы, Назаровы, Мелик-Бароновы, Аслановы, Сеферовы, Моссесовы, Кутиковы, Тевтеровы, Джантемировы, Акубжановы, Дановы, Испировы, Каспаровы, Донгуровы, Джагуновы, Кераковы, Накжиевы, Алтбармаховы, Муратовы, Гирагосовы и др.
Потомками черкесогаев являлись Анри Труайя (Левон Асланович Торосян) – французский писатель, член Французской академии, Тарасов (Торосян) Николай Лазаревич – меценат, нефтепромышленник-миллионер. Из черкесогаев также Артем Михайлович Тарасов – первый советский миллионер.
Потомки черкесских армян и ныне проживают в Армавире и почти во всех городах Краснодарского края, но мало кто из них сохраняет память о своем происхождении, так как языковая, религиозная и культурная ассимиляции резко изменила идентичность. И лишь последние волны миграций армян на Кубань, возможно, вызвали какой-то интерес среди потомков черкесских армян к своим корням.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии