№ 14 (197) Август (1–15) 2012 года.

Карабахский конфликт: смещение приоритетов?

Просмотров: 2980

К середине 2012 г. военно-политические процессы на Южном Кавказе вступили в новую фазу. Конечно, нельзя утверждать, что наступил кардинально новый этап или создалась новая ситуация в сфере региональной безопасности, сравнимая с августовской «пятидневной войной» между Россией и Грузией. Однако основные военно-политические тренды достаточно выпукло демонстрируют тенденцию, которая представляется актуальной в регионе в обозримом будущем – сохранение имеющегося статус-кво, или же (если кому-то это выражение «идеологически» не очень нравится) долговременного неясного ожидания... Особенно в зоне карабахского конфликта, так как в случае Абхазии и Южной Осетии очевидность долговременной консервации, сложившейся после августа 2008 г., давно уже ни у кого не вызывает особых сомнений.

Впрочем, в отличие от предыдущих нескольких лет, нынешняя ситуация в сфере безопасности несколько отличается заметной политической паузой. Как страны региона, так и внешние акторы, казалось бы, рассматривают динамику последних нескольких месяцев на Южном Кавказе как определенную передышку в ожидании каких-то масштабных региональных событий (хотя не ясно, откуда и куда движется регион со своими проблемами и вызовами в сфере безопасности). Для некоторых таким событием представляется обострение кризиса вокруг Ирана с соответствующими последствиями, некоторые «с нетерпением» вновь предсказывали возобновление войны в Карабахе, а другие с не меньшим увлечением ждут новой войны России против Грузии. Оптимисты говорят о перспективах новой конфигурации присутствия в регионе военных блоков, а пессимисты, утверждая о том же, характеризуют это как потенциальные вызовы для региональной безопасности. Но, надо полагать, почти ничего из такого рода апокалипсических предсказаний и ожиданий в ближайшее время, естественно, так и не осуществится. Но, чтобы обосновать столь «безответственное» утверждение, попробуем рассмотреть основные тренды в сфере региональной безопасности более подробно, с упором на наиболее актуальный в регионе карабахский конфликт.

По итогам встреч президентов Армении и Азербайджана при посредничестве их российского коллеги Д.Медведева в июне 2011 г. в Казани и в январе 2012 г. в Сочи безальтернативность сохранения нынешнего статус-кво вокруг карабахского конфликта для многих экспертов по региональной безопасности стала очевидной. В результате почти исчезли публичные заявления и комментарии о скором продвижении в переговорном процессе или же, наоборот, о не менее скором преднамеренном начале Азербайджаном новой войны в Карабахе. Но зато начали появляться «байки» про возросшую опасность «случайной войны» в зоне этого конфликта, что наглядно демонстрирует неспособность смириться с существующей политической реальностью некоторых вовлеченных в конфликт сил, а также вольно или невольно способствующих им политических комментаторов и организаций. Аргументом уже выступает не угроза осознанного возобновления Азербайджаном войны, которая выглядит более чем нерациональной в условиях сохраняющегося военно-технического баланса и негативной позиции международного сообщества. За неимением лучшего, теперь утверждается о вероятности возникновения ситуации, когда насчитывающие десятки тысяч солдат противостоящие регулярные армии могут якобы выйти из-под контроля и использовать стычки на линии армяно-азербайджанского противостояния как повод для начала полномасштабной войны. В качестве шаткого доказательства данного рода утверждений используются факты перманентных перестрелок на линии соприкосновения.

Последние такого рода крупные инциденты произошли в начале июня 2012 г. на армяно-азербайджанской границе непосредственно в период визита госсекретаря США Хиллари Клинтон на Южный Кавказ. Азербайджанская сторона в ночь на 4 июня совершила нападение на армянские пограничные посты, в результате которого погибли три армянских военнослужащих, несколько было ранено. На следующий день армянская сторона сразу по нескольким направлениям осуществила «акции возмездия», в результате которых погибло до двух десятков азербайджанских военнослужащих. Масштабы пограничных столкновений, причем на этот раз уже на границе Армении и Азербайджана, были беспрецедентными за все последние годы, однако «почему-то» полномасштабная война в Нагорном Карабахе опять не произошла. Данные события (как и десятки предыдущих такого рода инцидентов) в очередной раз доказали несостоятельность утверждений о «случайной войне», вновь подтверждая незыблемость имеющегося статус-кво.

В то же время самым значимым, по нашему мнению, событием последних нескольких месяцев в сфере развития военно-политических процессов (фиксирующих динамику вышеуказанных военно-политических трендов) в зоне карабахского конфликта стал парад в Степанакерте 9 мая 2012 г. в честь двадцатилетия освобождения Шуши и создания Армии обороны НКР. На нем впервые на территории Нагорного Карабаха были продемонстрированы оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТР) 9К72 «Эльбрус» (более известные по натовской классификации как Scud-B) с дальностью стрельбы до 300 км и 283-мм реактивные системы залпового огня WM-80 «Тайфун» с дальностью стрельбы до 120 км, уже достаточно долго находящиеся на вооружении армянской армии.

Демонстрация этих ракетных систем в Нагорном Карабахе имела важнейшее военно-политическое значение и существенно усилила убедительность армянского военно-политического сдерживания. Ереван и Степанакерт недвусмысленно указали на готовность в случае возобновления войны использовать территорию НКР для нанесения ракетно-артиллерийских ударов по чувствительным целям в глубине Азербайджана, тогда как ответные азербайджанские удары по территории Республики Армения формально ограничены гарантиями безопасности, предусматриваемыми членством РА в ОДКБ, и двусторонними российско-армянскими соглашениями о взаимной обороне. Иными словами, парад 9 мая 2012 г. стал наглядной демонстрацией имеющейся у армянских сторон возможности «безнаказанно» использовать карабахскую территорию для нанесения «противоценностных» ударов по целям в глубине территории Азербайджана, «прикрываясь» членством РА в ОДКБ и двусторонними российско-армянскими обязательствами в сфере обороны и безопасности.

При этом в ходе парада в столице непризнанной НКР сознательно не были продемонстрированы входящие в единую систему ПВО ОДКБ в Кавказском регионе армянские ЗРК С-300ПС и поставленные в прошлом году Россией тактические ракетные комплексы 9К79-1 «Точка-У» (обе системы были продемонстрированы во время ереванского парада в честь двадцатилетия независимости Армении 21 сентября 2011 г.), равно как и недавно поступившие на вооружение армянской армии новые РСЗО. Это объяснялось учетом армянской стороной «особой чувствительности» Москвы (и других партнеров в сфере военно-технического сотрудничества) к факту демонстрации в столице непризнанного государства недавно поставленных ими Республике Армения современных видов военной техники, особенно дальнобойных ракетных систем. Это вполне объяснимо, т.к. внешние факторы, особенно членство Армении в ОДКБ, являются серьезным элементом геополитического и военно-политического баланса на Южном Кавказе, способствующим пролонгации пусть и хрупкой, но сохраняющейся региональной стабильности.

Надо отметить, что и другие факторы также способствуют укреплению той ситуации, которая вырисовывается вокруг Карабаха. К примеру, недавнее приостановление членства Узбекистана в ОДКБ в конце июня 2012 г., в очередной раз решившего покинуть этот военно-политический блок, в реальности приведет не к ослаблению, а наоборот – к усилению региональной значимости и возможностей оперативного реагирования организации на Южном Кавказе. Кроме этого, позиция Узбекистана в карабахском конфликте была, мягко говоря, не очень созвучна с позицией Арменией – его формального военно-политического союзника, с которой у него на бумаге существовали взаимные обязательства в сфере обороны и безопасности. Теперь же, как представляется, использование ОДКБ в вопросе поддержки стабильности на Южном Кавказе несколько облегчится. Впрочем, самой наглядной иллюстрацией повысившихся возможностей реагирования ОДКБ в регионе станут первые масштабные учения данной организации в сентябре 2012 г. в Армении, одновременно сопровождающиеся активным, даже авральным перевооружением 102-й российской военной базы в армянском городе Гюмри.

На фоне усиливающегося статус-кво (даже если некоторыми он скорее воспринимается не как политическая константа, а как передышка перед грядущими региональными форс-мажорами) можно утверждать, что в карабахском урегулировании стала заметна новая динамика. В последние несколько месяцев в рамках реального переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ наметилось четкое смещение приоритетов. Проблематика принятия Общих принципов карабахского урегулирования (т.е. фактически попытки форсированного урегулирования конфликта), к которым посредники безуспешно пытались подтолкнуть стороны в течение последних нескольких лет, сейчас уже более чем нереалистична. Соответственно все внимание МГ ОБСЕ и международного сообщества (неоднократно озвученные ведущими российскими, американскими и европейскими политиками и дипломатами, а также представителями международных организаций за последние пару месяцев в ходе визитов в Ереван и Баку) сместилось на уровень внедрения более практических шагов по установлению мер доверия и снижению напряженности на линии соприкосновения сторон.

Фактически внутри Минской группы ОБСЕ происходит переоценка политической реальности вокруг карабахского конфликта. Делаются попытки сделать ее несколько более «комфортной» для всех заинтересованных и вовлеченных акторов, без «головной боли» в виде перманентных стычек на линии соприкосновения с ненужными человеческими жертвами. Хотя принудить официальный Баку к принятию такого рода механизма по выводу снайперов и снижению инцидентов на линии соприкосновения пока еще по понятным причинам не удается (сохранение напряженности является последним действенным ресурсом давления Азербайджана в карабахском конфликте), однако динамика смещения приоритетов уже очевидна.

Сергей Минасян, руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. это статейка наглядно говорит о том, что армяне тресутся от страха!
  2. nm - ну да, и бахвально хвалящийся Ильхам все никак не может десять лет уже начать войну против трясущихся от страха армян... Азики, давай дасвиданья:)))))
  3. война, пока, рано. Экономика и есть продолжение войны, россия очень хочет начало войны, но мы пока подождем, в переди очень интересные события.....
  4. Эти зеленщики только языком молоть умеют, все пугают Армению. И все никак напугать не могут :))) Как бабы базарные...
  5. Nado vzorvatt TRUBU.Mnogo raz vo mnogikh mestakh vzryvatt.
  6. с каждым днем армения приближается к пропасти
  7. Что это так Ильхамчик разглядывает у себя? :) Просто неприлично :)
  8. Unichtojitt trubu i dovesti azeri voennyi byudjet do nulya.I eshe unichtolitt vse neftyanye obiekty.Bez deneg ne budut dovesti orujie,a narod nishie.
  9. Алиев скрывает свои бестыжие глаза,за притеснение журналистов,которые говорят правду в глаза.
  10. slushay ,nm.Sborim vsekh azeri v Kaspiy.A ostallnye sdokhnut v ogle,kogda neftepromysla budut gorett.Ili sdokhnesh v ogne ili v Kaspiy na korm rybam.Luchshe jivite i ne to......
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты