Призыв Патриарха: сохранить лицо в лабиринте реформ
Вечная актуальность нравственного выбора
Попытки любого постсоветского общества преобразиться после десятков лет существования в условиях тоталитарного режима, плановой экономики и неизменного политического диктата сопровождаются целым рядом очевидных осложнений. Одна из причин этого явления, попробуем предположить, кроется в стремлении использовать давно апробированную и обкатанную в западном мире модель социально-государственного устройства, но на иной ментальной почве, сдобренной иными нравственными представлениями.
Применение этой модели, кстати, не всегда успешно работающей даже в развитых странах, о чем свидетельствуют перманентные кризисные состояния экономики США и государств Евросоюза, в наших условиях происходит к тому же без учета реального состояния самых различных обществ, их многовековой истории, культурных и этнопсихологических особенностей. Равно как и без учета их нынешних возможностей – в самом универсальном смысле этого слова. Все эти процессы не случайно связаны с вызреванием противоречий, порождающих конфликты между представлениями о демократических ценностях.
В частности, если вести разговор о нравственном выборе.
С одной стороны, в Грузии, к примеру, достигнуты несомненные успехи на поприще демократических реформ. Применение европейских стандартов, а в целом ряде случаев и американских, принесло важные результаты. Однако вместе с тем есть основания для протеста и недовольства у тех общественных слоев, которые придерживаются традиционных ценностей. И предлагают избирательный подход к заимствованию ценностей западных. Причем протест этот выражается не только, допустим, академическими кругами или оппозиционными политиками. В значительной степени он генерируется Грузинской православной церковью, имеющей несомненное влияние на общественные умонастроения.
В числе мероприятий, приуроченных к предстоящему 80-летнему юбилею и 35-летию интронизации Католикосa-Патриарха всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго, издание его эпистол и проповедей, о чем недавно заявил министр культуры Грузии Николоз Руруа. Едва ли не в каждой проповеди, пасхальных и рождественских эпистолах Патриарх призывает определиться с нравственным выбором и сделать его подлинным стержнем идею человеколюбия.
Вспоминается, как тревожно звучали пасхальные обращения Илии Второго, в том числе и в апреле нынешнего года. Эпистола еще более выразительно и объемно, чем прежде, отразила мысль о недопустимости потери тех ориентиров, которые обрела Грузия со времен своего великого выбора – погружения в чистую купель христианства. Впрочем, и в воскресных проповедях главы церкви немало предупреждений о пагубности неразумного, неосмотрительного и повального подражания чужеродным «правилам и нормам жития», ущербности безудержного низкопоклонства, непристойного стяжательства, пропаганды курса на неоправданное стремление во всем без исключения быть похожими на тех, кто учит нас новой демократической науке.
Мы не вчера заметили, что глобальный диктат ценностей непременно находит в странах нарождающейся или развивающейся демократии своих посредников и проводников. Увы, эта посредническая миссия не всегда избавлена от деформированных и аномальных результатов. Фигурально выражаясь, какой бы содержательной ни выглядела «оркестровая партитура», величие произведения всегда и главным образом зависит от исполнителей. Как и от восприятия слушателей. Неудача, однако, неизбежна и в том случае, если произведение, условно говоря, сверх меры наполнено диссонансами, хаотическим видением идеи, страдает издержками темпоритма и вовсе не лишено гармонических противоречий. Партитура же политических и моральных ценностей, предлагаемая западной идеологической системой с ее представлениями о том, что годится или не годится для человека и среды его обитания, не всякий раз способна привести к нужному эффекту. И когда «оркестр» не звучит, то слушатель вправе выразить протест. Так и политические ценности Запада, при всей их исторической апробированности в местных специфических условиях, нередко дают сбой и откровенно разочаровывают по мере роста финансового эгоцентризма и стремления причесать этот мир в соответствии с собственными убеждениями. К числу кризисных обществ, лишенных социальной гармонии и взбудораженных потерей чувства меры в потреблении, приблизились, кстати, и сами Соединенные Штаты.
Разгадка очевидна – их нравы (именно так) и подходы менее всего предполагают усилия, направленные на отказ от менторского воздействия на мир, на перенос акцентов на защиту людей от «пересадки» ментальности. А что у нас? Не научившись как следует зарабатывать деньги для госбюджета с помощью подлинно эффективной экономики, которую выстроить на самом деле пока мы не в силах, стараемся с помощью визуально-инфраструктурных проектов обеспечить внешнюю схожесть с развитыми странами. Увы, такие общества повсеместно в мире претерпевают мучительную трансформацию в мясорубке социальной политики по западному образцу, лишенной сочувствия, сострадания и, разумеется, щадящего элемента.
При этом правительства остаются довольны итогами своей работы. Забывая о том, что реформы есть не конечная цель, а лишь средство достижения благополучия человека и общества в целом. Римское право своим основным постулатом, которому подчинялся весь кодекс законов, не случайно выбрало тот, что возглашал: «Благо народа – высший закон!». У нас же государство, обычно существующее для удовлетворения потребностей общества, пытается удовлетворить свои потребности за счет граждан этого общества. Положение дел доходит до критического именно потому, что деньги, не заработанные правительством, выкачиваются из и без того скудных карманов растерянных граждан, впечатляющее число которых лишено и работы, и осязаемой перспективы ее получить. Обо всем этом в выступлениях Католикоса-Патриарха говорится настолько ясно, с такой едва скрываемой болью, что только черствые ко всему и очень равнодушные люди могут проигнорировать призывы главы Грузинской церкви облегчить положение населения, хоть в какой-то степени пересмотреть основы социальной политики. Однако до самого последнего времени все делалось с точностью до наоборот.
Вряд ли кого-то может удивить формирование в не самых благополучных обществах такого сознания, которое ориентировано на криминальные средства спасения от жизненных тягот. В большинстве случаев мы наблюдаем процесс вольного или невольного провоцирования человека на незаконный поиск источников существования. Сама законодательная система, реформы в которой опережают рост уровня жизни, а также новые правила жизни, диктуемые стране с помощью преобразований по западной кальке – с их порой странными изгибами и зигзагами, – иных шансов дают не всем и не всегда. На столь противоречивом фоне возникает трагикомическая ситуация, когда не слишком сытому человеку, который ищет сердобольных людей, готовых накормить его, эти самые люди вместо мясного супа, бифштекса и чая с пирожным предлагают сначала посмотреть стриптиз или трехчасовой фильм крайне фривольного содержания. Но пусть даже проблема безработицы решена и все себя чувствуют просто нормально. Как относиться к новому порядку жизни?
О том, что все больше и старательнее популяризируется вульгарно-непристойное мышление, настойчиво рекламируется мораль, ведущая к падению, а не возвышению личности, Илия Второй говорит в проповедях с особым сожалением, грустью и обеспокоенностью. Следует ли в чрезмерном количестве создавать злачные места для ежевечерних беззаботных увеселений, когда вокруг столько обездоленных? Не ущербной ли жизнью живем? И следует ли слишком однобоко трактовать смысл, заложенный в понятии «европейские стандарты», при нынешнем обилии социальных лишений? Более того, в своих демократических устремлениях мы, согласно западным предписаниям, скоро будем должны – или обязаны, вынуждены – следовать по законодательному пути тех государств, земель и штатов, которые, простите, официально плюют на здоровую мораль, оправдывая «нравы» проклятых Богом библейских персонажей, которые самым бесстыжим образом предавались содомскому греху.
Напомним, кстати, что попытки адресовать отныне радетелям однополой «любви» даже безобидные критические замечания сформулированы в формулярах западных либеральных демократов как проявление «гомофобии», то есть человеконенавистничества. По сути, запрещая критику в адрес извращенцев самых разных «профилей», они торжественно зажигают для них зеленый свет, обрекая человечество на постепенное вырождение и гибель. Следует ли удивляться тому, что нас все больше настораживает стимулируемое «либеральными ценностями» навязывание идеи аномальных взаимоотношений в виде однополой «любви», включая влиятельных проводников этой «идеи» в лице тех, кто «женился» и «вышел замуж» в развитых донельзя странах-государствах. Речь в том числе идет не только о рядовых гражданах, страдающих бесспорной физиологической патологией и интеллектуально-гормональными деформациями, но и об известных представителях западных политических кругов, во множестве пораженных тем же недугом, но заседающих в эшелонах власти и диктующих свои взгляды на мораль.
Приходится только сожалеть, что со временем это безрадостное обстоятельство может привести к легитимизации порока и у нас. Тем более что идеологическое пособничество извращенцам стало для международных кругов таким же необходимым свидетельством успешности демократических реформ, как свобода слова, развитие экономики, независимое правосудие и соблюдение прав человека. Тогда зачем же, зададимся вопросом, мириться с умопомрачительными формами и видами греховности, но при этом бороться с курением, алкоголизмом и такой болезнью, как наркомания, усиленно пропагандируя так называемый здоровый образ жизни?
Когда Святейший Патриарх говорит, что информационная машина в стране нередко рекламирует те парадигмы, которые будят и развивают в человеке не высокое духовное начало, а низменное, то это не просто констатация факта, а еще одно реальное предупреждение о грозящей опасности. Уместно вспомнить слова Иисуса о том, что хорошие плоды дает только хорошее дерево.
Каковы правила, по которым живет общество, таким становится и человек. Но правила все чаще и исподволь, как бы не слишком явно, диктуются такие, которые, если ничего не изменится, могут привести со временем к возникновению новой печальной реальности – к снижению до критического предела уровня рождаемости и способности общества к успешному демографическому и психологическому самовоспроизводству. Потому что если на 100 мужчин в будущем придется 25 – 30 геев, то через пару столетий, как предсказывают специалисты, от народа останутся, не приведи Господи, только добрые воспоминания. «Это полный антипод свободы человека, о чем так ратуют приверженцы вульгарного мышления», – подчеркивает Илия Второй. Все это означает, что худшее предотвратить еще не поздно. Но вопрос – неужели либеральные ценности существуют, помимо прочего, еще и для того, чтобы способствовать процессу «содомизации» жизни? – остается донельзя актуальным.
Не стоит сомневаться: придется когда-нибудь человечеству горько пожалеть, если здравый смысл не восторжествует, а наставления и предупреждения, подобные тем, что слышны в проповедях Его Святейшества и из уст его единомышленников в разных уголках мира, останутся для «законодателей цивилизованной жизни» всего лишь гласом вопиющего в пустыне.
Нодар Броладзе
Оставьте свои комментарии