Праздники Армянской Апостольской Церкви
23 августа
Св. пророка Иеремии
Устами Иеремии, второго из т.н. «больших» пророков, Бог обещал заключить новый завет со Своим народом: «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более».
Современники Иисуса Христа принимали Его за одного из воскресших пророков: «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию».
25 августа
Св. апостола Фомы
Услышав проповедь Христа, Фома по прозвищу Дидим (Близнец) последовал за Господом и стал одним из двенадцати Его апостолов. Фома отличался скептицизмом, проявившимся, в частности, после явления воскресшего Христа
ученикам: «...Другие ученики сказали Ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
После вознесения Христа Фома проповедовал в Сирии, Персии, Восточной Индии. По преданию, в индийском городе Мелипуре он крестил жену правителя города, за что был пронзен копьями. Согласно другому преданию, в III-IV веках его мощи были перенесены в месопотамский город Эдессу. С Эдессой имя Фомы связано косвенно – через историю царя Абгара, который отправил Христу послание с просьбой прийти и исцелить его от неизлечимой болезни. Именно Фома записал устный ответ Иисуса. Вот что передавал Абгару Христос: «Блажен, уверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо обо Мне писано, что увидевшие Меня не уверуют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит Мне исполнить дело, на которое я послан. А когда вознесусь к Пославшему Меня, пришлю к тебе апостола Моего, да исцелит он тебя от недуга и да принесет с собою жизнь тебе и твоему народу».
26 августа
Обретение пояса Пресвятой Богородицы
По преданию, после Успения Богородицы ее пояс хранился в Иерусалиме, где в IV веке был обнаружен у некой вдовы. По приказу императора Аркадия пояс увезли в Константинополь, где возвели церковь Св. Богородицы. До окончания строительных работ Аркадий хранил реликвию в драгоценном ларце, запечатанном своим перстнем. После освящения нового храма реликвию положили в нем и утвердили посвященный ему праздник Обретения пояса Пресвятой Богородицы. В средневековой Армении не считали этот праздник обязательным: хочешь праздновать – празднуй. Праздник вошел в календарь Армянской Церкви постановлением Католикоса Симеона I в 1774 году.
28 августа
Свв. пророков Иезекиила, Ездры и Захарии – отца Иоанна Крестителя
Иезекиил (VII-VI века до Р.Х.) – один из четырех великих пророков Ветхого Завета. Иезекиил был призван к пророческому служению видением, в котором Бог явился ему на сапфировом престоле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых существ. Всевышний протянул Иезекиилу свиток со словами «Плач, и стон, и горе», предвозвестив многие бедствия израильтянам, вызвавшим Его гнев и ярость. Вслед за Даниилом Иезекиил поведал о будущем воскресении мертвых.
Ездра (V век до Р.Х.) – ветхозаветный еврейский пророк и священник-книжник. Ему принадлежит заслуга восстановления Иерусалимского храма, очищения сознания евреев от идолопоклонства, объединения народа под эгидой единого Божества. Является автором одной из книг, вошедших в Библию. Ему приписывается собирание священных книг и составление из них Ветхого Завета. Назван вторым Моисеем, провозгласившим три незыблемых принципа – Нация, Храм и Закон.
Священник Захария слыл человеком праведным, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Бездетному пожилому священнику Захарии однажды перед началом службы в храме явился Ангел: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн... И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим». Захария лишился дара речи, чтобы вновь обрести его лишь после рождения ребенка: «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею... И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему... И тотчас разрешились уста его; и он стал говорить, благословляя Бога». Исполнившись Святого Духа, Захария стал пророчествовать о том, что его сын Иоанн – будущий Креститель Господень – явился в мир приготовить пути Спасителю, проповедать всеобщее покаяние, «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их».
30 августа
Свв. Иоанна Предтечи и праведного Иова
Явление пророка Иоанна в духе и силе Илии были предсказаны ветхозаветным пророком Малахией: «Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием». То же подтверждает Христос: «Говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе».
Предтеча и Креститель Господень провел юность в пустыне, жил в пещерах, ведя суровую подвижническую жизнь, до самого явления народу в качестве пророка. Иоанн призывал к всеобщей справедливости и равенству. Всенародная популярность Иоанна навела учеников на мысль, что он и есть ожидаемый Царь-Спаситель. Иоанн же, осознававший свою миссию Предтечи, призывал их к терпеливому ожиданию истинного Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Себя же Иоанн называл «гласом вопиющего в пустыне».
Вместе с другими пришел креститься к Иоанну Иисус Христос. На Иисуса пророк указал как на Сына Божия: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я видел Духа, сходящего с неба как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».
Основоположник армянской историографической науки епископ Мовсес Хоренаци (V век) назвал Иоанна Крестителя «гражданином неба».
Праведный Иов – один из наиболее драматичных персонажей Ветхого Завета. Он был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла». Желая погубить Иова, сатана спросил Бога: «Разве даром богобоязнен Иов? Но простри руку Свою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?». Бог позволил испытать Иова. Лишив праведника имущества и детей, сатана так и не смог вырвать из него хулы на Бога: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». Для последнего испытания сатана навел на Иова страшную проказу. Ответ Иова подчеркивает веру в совершенство Господне и заведомую заслуженность ниспосланной человеку кары: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» За такую веру и преданность Бог очистил Иова от проказы, наградил новыми детьми и добром сверх меры.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии