№ 17 (200) Сентябрь (16–30) 2012 года.

Режиссер Вардан Петросян: Мой театр – это театр времени и злобы дня

Просмотров: 3890

Известный армянский актер, сценарист и пародист Вардан Петросян родился в Ереване, выпускник Художественного училища им. Терлемезяна. В 1985 году вместе с начинающим драматургом Ваграмом Саакяном создал свой собственный комедийный театр-студию под названием «Вознинер» («Ежики»). В 1992 году в 33 года переехал в Париж. Автор спектаклей, увидевших в свет в Ереване, Париже, Лос-Анджелесе, «Пожизненно заключенные», «Самое последнее танго в Париже», «Секс-Ужас», «Шутки судьбы», «Что делать?», «Любовь и ненависть» и т.д.

– Вардан, Вы много общаетесь с молодыми и чувствуете, наверное, что в последние годы Армению охватили протестные движения и их движущая сила – в основном молодежь. Что ее волнует, на Ваш взгляд, и ждать ли нам теперь своей «арабской весны», как в странах, где молодое поколение разожгло огонь революций?

– Ситуация в Армении стала насколько невыносимой, что у граждан иссякло терпение. Меня радует, что в первую очередь наша молодежь не хочет жить, как прежде. Я много общаюсь с молодыми людьми в университетах и вижу, как они, не видя возможности для реализации своих мечтаний, покидают Армению, чтобы получить возможность для самореализации. Я был приятно поражен, увидев молодых, образованных, красивых ребят – участников движения в защиту Техута, парка Маштоца и т.д. Они тоже не хотят жить по-старому, но при этом не хотят покидать страну и готовы защищать свои права в борьбе. Насколько на их решимость влияют извне, я сказать затрудняюсь. В любом случае мы живем в век Интернета, весь мир активно общается. В позапрошлом году я был в Греции на гастролях, и в эти же дни демонстранты в Греции и Испании одновременно вышли на митинги, договорившись об этом через Facebook. Наша молодежь наглядно видит, как борются с несправедливостью их сверстники из других стран, видит их методы и перенимает их. В этом смысле внешние факторы, безусловно, влияют на ситуацию в Армении.

– Страну всколыхнула и смерть Ваге Аветяна – воен-врача, жестоко избитого в ресторане «Арснакар», принадлежащем депутату от правящей партии.

– К несчастью, смерть Ваге Аветяна — не случайный инцидент. Люди снова вышли на улицы, поскольку атмосфера безнаказанности достигла таких размеров, когда можно просто забить человека до смерти и при этом избежать ответственности. Мне даже казалось, что подобные эксцессы стали в Армении обыденностью и с этим все уже смирились. Однако сегодня мы видим, что, к счастью, все это не так, чувство достоинства в наших людях сохранилось и граждане цивилизованно поднимаются на борьбу с произволом.

– В своей последней постановке «Господа 50/50» Вы затронули тему «Арснакара» и на своей пресс-конференции посоветовали тому самому депутату, господину Айрапетяну, «поехать в Германию, поскольку он «немец». На Ваш взгляд, если он и ему подобные субъекты «поедут в Германию», проблема произвола олигархии будет решена?

– На мой взгляд, взгляд сатирика, решение проблемы существует. Мне, к слову, очень сложно было коснуться трагедии в «Арснакаре» в сатирическом представлении, поскольку на этой теме нельзя зарабатывать политические очки, это очень некрасиво. Что касается моего совета г-ну Айрапетяну поехать в Германию, то это была скорее шутка. В реальности я, конечно, не думаю, что, отправив наших олигархов в Германию или Швейцарию, мы разрешим этот вопрос. С древних времен торговцы были необходимы в любом обществе. Но в те времена царь был царем, торговец – торговцем, сельчанин – сельчанином. А когда военный деятель становится у руля, страна мгновенно превращается в диктатуру. Когда коммерсант становится руководителем страны – она мгновенно превращается в бандитское государство. Высылать наших «торговцев» в Германию было бы неправильно – кто в этом случае будет организовывать торговлю в Армении? Вся проблема в том, что торговцев не следует наделять властными полномочиями, они должны действовать там, где они действительно успешны и талантливы – в торговле. Но в Армении они наделены привилегиями сверх меры.

– Не мы ли с Вами в этом виноваты, что олигархи оказались у власти в Армении?

– Они оказались самыми сильными. Расталкивая всех локтями, они пришли к власти, поскольку иного образа правления они не знают. Альтернатива этим властям в лице АНК постепенно распалась, хотя я всегда был сторонником диалога, инициированного Левоном Тер-Петросяном, между властью и оппозицией. Убежден, что если бы в 2008 году власти не упустили момента и наладили полноценный диалог с народом в лице оппозиции, Армения бы достигла больших успехов как во внешней, так и во внутренней политике. И сегодня, уверяю вас, подобной олигархической системы у нас не было бы. К моему огромному сожалению, возможности подобного диалога использованы так и не были. Возможно, ни власть, ни оппозиция к этому и не стремились.

– Может быть, на фоне деградации традиционных политических сил Армении и появления новых движений общество прекрасно сможет решить свои проблемы самостоятельно?

– Я никогда не считал, что политические партии способны что-то диктовать армянскому обществу. Общество никогда не нуждалось в указаниях политических партий, причем не только в Армении, но и во Франции, к примеру, где за последние 5-10 лет не было принято ни единого разумного решения. В результате мы стали свидетелями углубления пропасти между обществом и политическими силами Армении, поскольку наши политические силы не заняты ничем, кроме раздачи обещаний и борьбы за кресла. А армянское общество брошено на произвол судьбы и живет, будучи предоставлено исключительно самому себе. Что касается молодежи, уже сейчас великолепно решающей свои задачи неформальными методами, то я искренне надеюсь, что они смогут перевести свою деятельность в политическое поле.

– Что же угрожает сейчас Армении больше — внешняя угроза или внутренняя смута?

– В истории Армении угрозы всегда исходили изнутри страны, а не извне. А ведь здоровый организм, обладающий иммунитетом, всегда активнее противодействует внешним угрозам, чем ослабленный изнутри. Точно так же нездоровое, слабое изнутри общество всегда более подвержено внешним факторам воздействия, чем крепкое и сплоченное.

Когда я готовил спектакль «Верелк», посвященный геноциду армян, я читал множество материалов на эту тему и понял, что и в те годы мы как нация допускали роковые ошибки. Если бы армянство действовало более сплоченно и организованно, все бы было иначе. И сегодня исходящие из будущего угрозы – это угрозы, порожденные нездоровьем нашего общества.

– Как, на Ваш взгляд, развиваются отношения между Арменией и диаспорой?

– Мне нравится, что зарубежные армяне сегодня чаще посещают Армению. Раньше этого не было, поскольку отношения между местными и армянами диаспоры были омрачены тенью враждебности, которой нет сейчас. Я бы очень хотел, чтобы руководство диаспорой осуществлялось из единого мозгового центра, способного организовать и скоординировать действия армянства. К сожалению, этого не было раньше, не вижу и сейчас. Мы любим говорить, что у Азербайджана есть нефть, а у нас — диаспора. Но Азербайджан умело стал использовать этот свой фактор, а Армения возможности диаспоры так и не использует, что является большой ошибкой. Понятно, что диаспора очень неоднородна и часто создает проблемы, но в первую очередь именно Армения должна стоять на страже интересов диаспоры.

– Завершим наш разговор о Ваших творческих планах. Какую постановку Вы готовите на суд зрителя?

– Все последние годы я готовлю новую постановку, выбирая из 3-4 одновременно имеющихся у меня идей. Идея нового спектакля у меня уже есть, но я пока держу ее в тайне, пусть это будет для зрителя сюрпризом, надеюсь, приятным. 3-4 идеи всегда спорят друг с другом, и победит та, которая окажется наиболее злободневной. К примеру, я готовил «Господа 50/50» к парламентским выборам в Армении, но произошла трагедия в «Арснакаре», и я коренным образом переписал сценарий, поскольку просто не мог не коснуться этой животрепещущей темы. Мой театр – это театр времени, злобы дня, и это очень важно отметить.

Беседу вел Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Искреннее интервью...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты