№ 17 (200) Сентябрь (16–30) 2012 года.

Армен Ерицян: Вернуться домой живым и невредимым

Просмотров: 6309

4 сентября в Армении отмечали День работника Министерства чрезвычайных ситуаций, сформированного указом президента страны в 2008 году. И хотя первые аналогичные службы были созданы в независимой Армении в начале 90-х, тем не менее лишь в последние годы стало понятным, что объединенная четыре года назад отечественная система спасения превратилась сегодня в суперсовременное ведомство, не только аккумулирующее международный опыт по предупреждению техногенных и природных катастроф, но и способное эффективно применить его в чрезвычайных ситуациях. Впрочем, как считают армянские спасатели, их опыт исчисляется тысячелетиями, а профессия имеет преемственные корни: самым первым спасателем на земле можно назвать Ноя, чей ковчег когда-то причалил к вершине Арарата. «Династии в наших рядах действительно приветствуются, поскольку накопленный опыт шлифуется в поколениях», – отметил министр ЧС РА Армен Ерицян в интервью «Ноеву Ковчегу» о нелегких буднях профессии спасателя.

– Господин Ерицян, сегодня уровень профессионализма армянских спасателей настолько высок, что позволяет им участвовать в международных миссиях по оказанию помощи. Где было сложнее: при тушении пожаров в России или при ликвидации последствий мощных землетрясений в сопредельных странах?

– Сопоставить происходящие техногенные или природные катаклизмы по шкале сложности практически невозможно. В любом случае это всегда экстремальные условия, в которых приходится работать спасателям. Мы должны быть везде, где требуется наша помощь. Причем вне политики и религиозных убеждений, как это случилось, например, во время землетрясения в Турции, когда мы предложили профессиональную поддержку… Что касается тушения пожаров в России, то о работе армянских спасателей можно судить по благодарности бывшего президента РФ Дмитрия Медведева, которую он выразил и в Москве, и во время своего официального визита в Армению.

Кстати, мы участвуем не только в миссиях по оказанию помощи. Наши спасатели принимают участие в различных международных учениях по противодействию катастрофам, где отрабатываются механизмы ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В частности, давно сотрудничаем с Международным консультативным комитетом по поисково-спасательным работам INSARAK, стандарты которого являются основой, а также с соответствующими структурами в рамках СНГ и ОДКБ.

– Как за столь короткий срок удалось достичь международного уровня?

– Когда два года назад президент страны Серж Саргсян, назначая меня на пост министра, подчеркнул: «Нашему государству нужно сильное Министерство чрезвычайных ситуаций», то, откровенно говоря, задача довести вновь созданную структуру до международного уровня представлялась достаточно сложным. Ведь первые два года вновь созданного министерства в основном ушли на организационно-документальное обоснование. Но за два последних года нам удалось сделать многое. Во всяком случае, уже 35 государств – участников ООН побывали у нас по обмену опытом, признав тем самым факт соответствия нашего министерства международным стандартам. Особенно заинтересовал их Центр кризисного управления, куда постоянно поступает информация по линии МЧС со всей территории Армении (о строительных работах,  коммуникациях, транспортных потоках, сейсмостойкости зданий) и который, в случае стихийных бедствий, будет заниматься вопросами управления. Буквально на днях, сопоставив данные поступающих звонков на телефон службы спасения 911 за последние четыре месяца с аналогичными сигналами в полицию и скорую, выяснили, что на 1-02 звонили всего 17.647 человек, на 1-03 поступило 294.297 звонков, тогда как телефоном 911 воспользовались 431.197 граждан нашей страны. Думаю, подобная статистика не нуждается в комментариях и лишь свидетельствует о возросшем доверии населения к недавно созданной структуре. Сегодня здесь работают 45 человек. Это перспективные молодые люди, владеющие компьютерными навыками, тремя и более иностранными языками, что позволяет моментально наладить контакт с любым позвонившим в службу человеком (будь то гражданин Армении или другой страны) и оказать помощь в любой ситуации.

– Как можно стать спасателем или где учат экстремальной профессии?

– В нашей системе работают более семи тысяч высококлассных специалистов. Люди приходят к нам не по принуждению, а по собственному желанию. С каждым из них беседую лично – будь то рядовой спасатель из Гориса или водитель из Сисиана. Считаю, что личное знакомство помогает выявить то, чего нет в анкетах. Порой при ответе претендента на мой вопрос: «Почему хочешь стать спасателем?» срабатывает человеческий фактор подсознательного наития, когда понимаешь, что вот из него может получиться отличный профессионал. Безусловно, учитываются психологические навыки и спортивные данные. Вместе с тем в обязательном порядке принимаем на работу выпускников академии МЧС РА, где действуют 5 факультетов.

– Армен Генрихович, Вы говорите о физической подготовке своих сотрудников как спортсмен-дзюдоист, президент Федерации по горным лыжам, активный дайвингист?

– Для профессии спасателя очень важна хорошая физическая форма, поэтому занятия спортом – неотъемлемая часть нашей профессии. У нас есть прекрасно оснащенные спортивные залы, в том числе и в марзах, где каждый спасатель совершенствует свое мастерство.

– Ваши сотрудники называют Вас трудоголиком, рассказывая, что «министр приходит первым и уходит с работы последним». Кстати, где было спокойнее: в кресле зам. начальника полиции или сейчас, на посту министра по чрезвычайным ситуациям?

– Касаясь второй части вопроса, сразу скажу, что ни там, ни здесь. Мне кажется, если ты работаешь по-настоящему, в полную силу, то искать место покомфортнее просто некогда. За тридцать лет работы в МВД я уже принимал решения почти автоматически. Сегодня же моя деятельность реализуется в совершенно другом направлении, поэтому учиться приходится ночью. Когда меня спрашивают: «Каким должен быть наш спасатель?», всегда отвечаю: «Первый спасатель – это я», подразумевая, что министр должен быть примером для своих подчиненных. Для себя установил, что в 8.15 утра я уже полностью должен быть готов к работе: к этому времени успеваю просматривать документы на доклад. Сотрудники знают, что я жду от них четкого ответа на поставленные вопросы, поэтому труднее бывает скорее всего им. Потому что в нашей работе случается так, что времени на размышления не остается. Обычно говорят, что нужно любить свою работу, однако в нашей профессии нужно не только любить, но и быть готовым в любую минуту противостоять чрезвычайным ситуациям, прийти на помощь.

– Говоря о чрезвычайных ситуациях, нельзя не затронуть сейсмическую активность нашего региона и соответственно готовность МЧС противостоять стихии.

– К сожалению, спрогнозировать землетрясения пока невозможно, но работы в этом направлении ведутся. Недавно на совещании в Японии я предложил идею создания единого центра, объединяющего работу всех сейсмических служб государств – членов ООН, отметив, что Армения первой готова к предоставлению подобной информации. В частности, установленные в скважинах специальные приборы перед землетрясением фиксируют поднятие уровня воды, изменение ее состава и другие показатели. То есть всю полученную информацию благодаря сегодняшним возможностям Интернета мы легко можем передавать в режиме реального времени партнерам для анализа, сопоставления, обобщения данных. Скажу, что проект совместного участия по прогнозированию и изучению природы землетрясений был поддержан всеми участниками. У нас подобная система уже действует, все данные, вплоть до мелочей, поступают в наш Кризисный центр для обработки. Так, в случае землетрясения можем даже определить расстояние от очага до ближайшей атомной станции, что позволяет реально оценить обстановку. Например, во время турецкого землетрясения очаг располагался в 161 км от Мецаморской АЭС.

В связи с предупреждением землетрясений особую важность представляет ремонт Гарнийской обсерватории, где расположен не работающий около 20 лет деформограф, считывающий движения земной коры. Расположенный в скважине на глубине 60 метров, он показывает подвижки земной коры перед землетрясением. Кстати, за несколько дней до спитакского землетрясения прибор зафиксировал колебания земной коры. Сегодня его необходимо восстановить, модернизировать и снова ввести в эксплуатацию. Одновременно ведем переговоры с нашими зарубежными коллегами по вопросу приобретения лазерных аналогов.

– Очень часто после землетрясений среди населения возникают слухи о новом, более сильном ударе. Как предотвратить панику?

– Большинство из нас видели спитакское землетрясение. Ощутили на себе. Поэтому паника и страх вполне объяснимы как человеческий фактор: пока мы помним, переломить ситуацию очень трудно. Во всяком случае, трудно сначала. Я считаю, что мы должны работать с населением более плотно. Нужно больше давать ежедневной информации, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Хотя получение данных о сейсмической обстановке не тайна: ее сегодня можно уточнить по телефонам. По опыту японских коллег в ближайшее время планируем ввести новый вид информированности населения через СМС. Как только произойдет землетрясение, мы начнем оповещать абонентов сотовой связи о том, где оно произошло и какой силы. Думаю, это снизит панические настроения среди населения и пресечет домыслы.

– В скором времени на территории Армении планируется создать Кавказский региональный центр гуманитарной помощи МЧС Армении и России, договоренность о котором была достигнута на недавнем заседании Совета МЧС стран – участниц ОДКБ в Минске. Там же генсек ОДКБ Николай Бордюжа подчеркнул, что центр будет иметь важное значение для нашего региона.

– Действительно, его создание будет своевременным решением в условиях повышенных рисков и угроз, которым подвержен наш регион. Случись стихийное бедствие, в том числе и на сопредельной территории, Армения и Россия смогут оперативно отреагировать, например, с доставкой первой гуманитарной помощи в зону бедствия. Сегодня на уровне премьер-министра обсуждается вопрос создания аэропорта МЧС РА для предоставления результатов президенту страны.

В прошлом году на юбилейных торжествах, посвященных 20-летию МЧС Армении, президент страны отметил, что «подразделения министерства несут достойную вахту. У граждан нашей страны есть уверенность, что помощь в случае беды придет вовремя».

Сегодня мы не только поддерживаем тот уровень, которого достигли, но и продолжаем совершенствовать профессиональное мастерство. Конечно, есть недостатки. Мы не скрываем и говорим о них. Вместе с тем продолжается процесс постоянного переоснащения технической базы не только столичных, но и региональных отделений МЧС. Так, открывшаяся в День спасателя в Ереване новая пожарная часть на уровне международных стандартов скоро будет не единственной, поскольку аналогичное оборудование будет внедрено и в регионы. Речь, в частности, идет о пожарных машинах с установленными системами GPS-навигации и видеокамерами, что поможет контролировать весь процесс реагирования на ЧП. Это необходимо для максимального сокращения периода времени с момента получения сигнала до реагирования на чрезвычайную ситуацию. Нам нужно сделать все возможное, чтобы каждый гражданин знал: МЧС всегда готово прийти на помощь, какой бы сложной ситуация ни была. Сегодня с уверенностью могу сказать, что мы уже начинаем ощущать взаимное доверие.

– Что бы Вы пожелали в День армянского спасателя всему МЧС, его сотрудникам, себе?

– В первую очередь вернуться после работы домой живым и невредимым.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Армянского Шойгу хорошо представили в "НК".Будем знать кто тушит пожары и спасает людей в Армении.Спасибо.
  2. Да министра ЧС Армении Ерицяна красиво показали в газете "Ноев Ковчег".Может быть в руководстве Армении появляются честные,энергичные и патриотичные молодые кадры?
  3. Хорошая Статья.Ставлю отлично.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты