Не нужен нам берег турецкий
Прогуливаясь по Еревану, гости и жители армянской столицы довольно часто могут увидеть объявления туристических агентств, предлагающих провести «незабываемый отпуск в Анталье». Их количество не уменьшается даже после окончания сезона. Правда, в сравнении с прошлыми годами зазывающие рекламы сегодня не столь многочисленны, что, по мнению туроператоров, связано с изменением симпатий наших соотечественников в сторону европейской курортной географии.
Кстати, данные, опубликованные турецким министерством культуры и туризма, тоже свидетельствуют о нисходящей тенденции: в нынешнем январе их страну посетили всего 2667 армян, тогда как в прошлом году этот показатель составил на 56 человек больше. С другой стороны, разрозненная информация субъективна, поскольку в самой Армении почти не ведется официальной статистики выезжающих в Турцию армян.
Зато социальные сети с лихвой восполняют этот пробел, представляя широкий спектр мотивированных мнений «за» и «против» отдыха наших соотечественников на турецких пляжах. «Я не знаю другой такой страны, где можно встретить столь парадоксальную ситуацию, – пишет один из пользователей Интернета. – Официально у нас с Турцией нет дипломатических отношений. Граница закрыта. Но мы свободно ездим туда отдыхать. Каким же путем добираемся? Напрашивается лишь один вывод: контрабандистскими тропами, минуя пограничные заставы. Я бы еще понял рискованную авантюру «челноков», готовых пострадать за свой шопинговый полулегальный вояж. Но соотечественников, желающих понежиться на костях и крови наших предков – презираю!». Саркастичное утрирование пограничной ситуации лишь подчеркивает двойные стандарты, ставшие в годы независимости странной нормой между официальной политикой государства и туристическим бизнесом нуворишей, между исторической трагедией нации и курортными радостями уставших современников. «Я патриот своей страны, но давайте не смешивать туризм и политику. Ни одна другая страна не может предложить тот дешевый набор сервиса, который предлагает туристическая индустрия наших соседей. Люди хотят хорошо отдохнуть и получают хороший отдых. Думаю, не стоит излишне политизировать обыкновенный летний отдых», – без смущения заметила в беседе со мной глава одной из местных туристических компаний Мариам Сейранян, добавив, что, по ее оценкам, в недалеком прошлом турецкий морской берег из-за дешевизны выбирали до семидесяти процентов обратившихся к ним клиентов.
В целом турагентства предлагают недельный тур в Анталью всего за 450 долларов с человека, тогда как цены на внутренний туризм почти в два раза выше. Суточное проживание в гостиницах Севана, Цахкадзора, Дилижана или Джермука обойдется в среднем в 100 долларов.
«Я не против отдохнуть с семьей в нашей стране, но если выбирать между высокими ценами местных курортов и отпуск по системе «все включено» на побережье Антальи, то при столь существенной разнице вынуждена отдать предпочтение второму варианту, – отмечает жительница Еревана Гаяне Балабекян, а затем, неуклюже оправдываясь, говорит: – Турция находится по большей части на территории исторической Армении. У многих армян, в том числе и у меня, корни уходят в Западную Армению. Поэтому армянские туристы фактически посещают свою историческую родину с культурно-просветительскими и ознакомительными целями. К тому же приятно осознавать, что в данном путешествии тебя обслуживают турки».
С одной стороны, можно прочитать нотацию о сомнительном удовольствии морального реванша в обмен на обогащение ВПК и экономики соседнего государства за счет кошелька наших туристов, а с другой – приходится согласиться с тем, что экономия собственного бюджета нехилый аргумент в пользу дешевого отдыха среднестатистической армянской семьи. Хотя, по мнению армянского социолога Агарона Адибекяна, вопрос не в качестве отдыха, а в качестве совести и цене национального самоуважения к исторической трагедии. Как-то года два назад армянская делегация впервые приняла участие в церемонии открытия церкви Сурб Хач на острове Ахтамар. Среди паломников находился директор международного агентства «Фотолур» Мелик Багдасарян, для которого Ван, гора Сипан и Ахтамар всегда были символами родины его бабушки и дедушки. «Вечером служащие отеля с улыбками говорили нам: «Желаем приятного отдыха гостям из Армении», что вывело меня из равновесия: «Я здесь не гость. Это земля моих предков», – вспоминает Мелик Багдасарян, одновременно подчеркнув, что он по-прежнему не изменил своего мнения об исторической справедливости. – И хотя я не смог найти родового гнезда – старый дом, наверное, давно снесли, тем не менее, явно ощущал свою близость с тамошней землей. Мои дети тоже считают себя уроженцами Вана, поэтому в следующий раз я обязательно поеду туда с ними, чтобы показать родину предков, наши монастыри…». Пережив ужасы геноцида, его семья не представляет, что такое «культурно-просветительский и ознакомительный туризм» на… морском берегу турецкого Средиземноморья.
Несколько лет назад молодежная инициатива обратилась к мэрии Еревана с просьбой убрать с улиц плакаты, рекламирующие отдых в Анталье. «Реклама растет как на дрожжах. Вместо того чтобы проводить свой отпуск в Армении или Карабахе, люди отправляются в Турцию. Разве это нормально?» – сетует один из организаторов акции. Естественно, ненормально, как ненормально и то, что внутренний туризм сегодня попросту недоступен среднему классу. Между тем, по словам вице-председателя туристических агентов Егише Танашяна, в этом году традиционному отдыху в Анталье большинство местных туристов предпочли Грузию и Европу. (К сожалению, опять не Армению!) В девяти из десяти выбранных наугад туристических агентствах эти данные мне подтвердили, а менеджеры в противовес туристической стратегии шефов даже высказали свое одобрение: «Вероятно, поток туристов в Турцию сократился благодаря контрпропаганде, которой в последнее время стали уделять хоть какое-то внимание. А возможно, наконец пришло осознание того, что страна, убившая полтора миллиона армян и до сих пор не раскаявшаяся, не может быть гостеприимной для наших соотечественников, независимо от того, выезжают они в Турцию на отдых или в поисках работы».
Кстати, это еще одна больная тема, поскольку, кроме туристов и торгующих турецким ширпотребом «челноков», существует третья категория людей, нелегально работающих поденщиками по ту сторону границы. После ужесточения турецкого миграционного законодательства в начале этого года многие из них вернулись домой со штампом «Deporte» в паспорте. Среди них моя знакомая Галина Амирджанян, бывший инженер из армянской глубинки, где уже лет 20 нет никакой работы. Поначалу, после возвращения домой, она заученно повторяла, что было неплохо, что хорошо зарабатывала. Но уже через неделю стала более многословной, признавшись, что армянину в чуждой исторически Турции находиться противоестественно. «Да и с местными армянами дружбы не получилось. Нас считают гастарбайтерами, хотя именно бесправные приезжие выполняют всю самую грязную работу на самых дешевых условиях. Я, например, за крохи и тычки батрачила в большой семье: убирала дом, двор, туалет, мыла посуду, выносила мусор. А ночью нянчила хозяйского младенца. Было очень трудно и физически, и морально. Как нелегал, я находилась вне закона. Сложнее всего было привыкнуть к тамошней ментальности: не выходить на улицу без платка на голове, не смотреть по сторонам, не отвечать ни на какие вопросы. Впрочем, мы (я и такие, как я) старались молчать всегда и лишь изредка шепотом делились между собой последними новостями. Особенно поразила история 21-летней Нарине Мкртчян, которая в 2010 году приехала с отчимом и братом в Стамбул подработать. Спустя два года она покончила жизнь самоубийством. Выпила цианид, не выдержав сексуального шантажа двух турок, у которых работала, – рассказывает собеседница. – Конечно, любовь может случиться с каждым, да и подонков везде хватает. Но как могла поехать молодая девушка в Турцию на работу нелегалом, что изначально предполагает не самую лучшую перспективу? В том числе (таких случаев немало) женский траффинг. В конце концов, можно было отправиться в Россию, Европу, Америку, да куда угодно – куда в основном массово едут (тоже не на престижные работы) наши соотечественники. Может, и не случилось бы такого позора и такой трагедии». Сегодня Галина говорит, что больше никогда не поедет в Турцию: «Насмотрелась! Нахлебалась! Наработалась!». Правда, опять собирается на заработки, но на сей раз в Россию, потому что на малой родине, в Богом забытом районном городишке, работы по-прежнему нет. И в обозримом будущем даже не предвидится. Но это, как говорится, уже совсем другая история, которая требует отдельного разговора.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии