№ 18 (201) Октябрь (1–15) 2012 года.

Муниципальные выборы как зеркало внутриполитической ситуации в Армении

Просмотров: 2586

9 сентября в Армении состоялись муниципальные выборы. В общей сложности выборы состоялись в 86 из 97 общин Араратской, в 93 из 97 общин Армавирской, в 96 из 113 общин Лорийской, в 113 из 119 общин Ширакской и в 94 из 109 общин Сюникской областей. Выборы мэра прошли в 18 городах этих областей: Капане, Сисиане, Мегри, Каджаране, Агараке, Дастакерте Сюникской области, Веди, Масисе Араратской области, Мецаморе и Эчмиадзине Армавирской области, Гюмри и Артике Ширакской области, Ванадзоре, Степанаване, Ташире, Ахтале, Туманяне и Шамлуге Лорийской области.

В целом выборы прошли в 482 общинах республики. Наибольшее число кандидатов на муниципальных выборах выдвинула Республиканская партия Армении – 342 кандидата на пост главы общины и 1001 члена муниципалитета. На втором месте – партия «Процветающая Армения», которая выдвинула 48 кандидатов на пост главы общины и 239 в члены муниципалитета. Из придатка РПА партии «Оринац еркир» на предстоящих выборах боролись 62 кандидата, 12 из которых – за пост главы общины, а 50 – члена муниципалитета. Вторая и последняя серия муниципальных выборов в республике состоится 23 сентября текущего года, когда этот номер газеты уже выйдет в свет.

Согласно фактическим итогам выборов, подавляющее большинство мест глав муниципальных образований в республике, как и следовало ожидать, продолжают занимать республиканцы. Исключением стал лишь второй по величине город Армении Гюмри, в котором победу одержал представитель партии «Процветающая Армения» Самвел Баласанян. Впрочем, учитывая отсутствие на выборах гюмрийского мэра, кандидата от правящей РПА, ожидать иного исхода выборов не представлялось возможным. Предприниматель, владелец крупнейшего пивного завода в Гюмри Баласанян является одним из классических представителей политического поля Армении в смысле приспособленческого прошлого и настоящего. Но даже такой субъект выглядит на фоне уже экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна и вообще на фоне любого представителя властного сегмента, известного своим криминальным прошлым и настоящим, все же предпочтительнее. Выбор же РПА в пользу именно Баласаняна, имеющего общие коммерческие интересы с высокопоставленными госчиновниками, придает его кандидатуре дополнительный вес. Парадоксально выглядит лишь решение республиканцев, вынудившее члена этой партии Гукасяна, руководившего Гюмри с 1996 года, отказаться участвовать в выборах. Видимым поводом для принятия подобного решения стало недовольство верхушки республиканцев и лично президента Сержа Саргсяна итогами парламентских выборов в Гюмри. Власти обвинили гюмрийского мэра в отсутствии достаточного рвения во время парламентских выборов, в результате чего мажоритарный кандидат-республиканец получил позорные 14,5 тысяч голосов, проиграв кандидату от ППА, получившему 26 тысяч голосов. Однако в реальности карт-бланш, данный «Процветающей Армении», в результате чего Баласанян оказался в кресле гюмрийского мэра, скорее всего, укладывается в другие договоренности между РПА и ее бывшим коалиционным партнером. Какие, окончательно станет ясно после подведения итогов выборов президента Армении.

Меж тем по оценкам вице-спикера парламента Армении Эдуарда Шармазанова, выборы в органы местного самоуправления в Армении прошли в нормальном демократическом русле, хотя в ходе выборов имели место и некоторые технические проблемы. В то же время, комментируя заявление секретаря парламентской фракции «Процветающая Армения» Наиры Зограбян, согласно которому выборы в органы местного самоуправления были калькой предстоящих президентских выборов, Шармазанов отметил, что в ходе парламентских выборов «Процветающая Армения» «набрала такое количество голосов, которого никогда не набирала в истории своей партии». По его мнению, «в глубине души члены ППА итогами муниципальных выборов довольны». Примечательно, что, отвечая на вопрос о том, не беспокоит ли республиканцев то обстоятельство, что в преддверии президентских выборов мэром второго города республики стал представитель «Процветающей Армении», вице-спикер вполне справедливо спросил журналистов: «А с чего вы решили, что «Процветающая Армения» на президентских выборах не поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна?». В свою очередь, охарактеризовав итоги выборов в органы местного самоуправления как вполне ожидаемые, депутат Национального Собрания от фракции «Процветающая Армения» Гурген Арсенян заметил, что рассматривать эти выборы как маленькую модель президентских выборов было бы неправильно, «поскольку выборы в органы местного самоуправления преследуют совершенно иные цели».

Тем не менее, в целом состоявшиеся в Армении муниципальные выборы в очередной раз вынесли на поверхность внутриполитической жизни республики отношения между правящей Республиканской партией Армении и ее бывшим партнером – партией «Процветающая Армения». Также можно утверждать, что, учитывая приближающееся начало кампании по выборам президента Армении, которые состоятся в феврале 2013 года, итоги муниципальных выборов, так или иначе, отразятся на итогах выборов президента. Так уж получилось, что административный ресурс всегда играл определяющую роль на всех выборах в Армении, как президентских и парламентских, так и на выборах муниципальных. Исключением были лишь первые президентские выборы 1991 года, но это уже, как говорится, другая история. Пока что по-прежнему неясно, станет ли «Процветающая Армения» участвовать в президентских выборах со своим кандидатом или поддержит кандидата от РПА в лице ее лидера – действующего президента Сержа Саргсяна. В качестве такового принято называть председателя ППА, олигарха Гагика Царукяна, однако реальным, хотя и теневым лидером этой политической силы принято называть экс-президента Роберта Кочаряна. По существу, все это означает, что суть внутриполитических коллизий сводится к отношениям, которые некоторые характеризуют как соперничество между действующим и бывшим президентом. Оппозицию в лице Армянского национального конгресса (АНК), АРФ «Дашнакцутюн» и партии «Наследие» в Армении уже сбрасывают со счетов: разрозненная, не имеющая массовой поддержки в обществе, не способная выдвинуть действенную и привлекательную концепцию насущных социально-экономических преобразований, она в лучшем случае может претендовать лишь на роль статиста. И муниципальные выборы показали это с еще большей очевидностью, чем даже выборы в парламент.

Однако общую, на первый взгляд достаточно ясную картину осложняют некоторые небольшие, но тем не менее существенные нюансы. Далеко не факт, что соперничество между Саргсяном и Кочаряном, если оно в реальности и существует, носит столь уж непримиримый характер, поскольку в основе их предполагаемых противоречий лежат уж точно не идеологические, это было бы смешно, а исключительно финансово-экономические проблемы. Главной задачей Кочаряна и владельца концерна Multi Group Царукяна является сохранение и приумножение своих активов, что, судя по всему, Серж Саргсян не очень-то склонен им гарантировать. Именно в этом – истинная суть политического противостояния между двумя этими силами. Впрочем, пока что декларируемая борьба с теневой экономикой на бизнес-структуры Царукяна не распространяется, что наводит на определенные размышления. Немаловажно, что в случае открытого противостояния между Кочаряном и Саргсяном, у первого нет никаких шансов на победу.

Безусловно, что в плане электоральных симпатий экс-президент действующему президенту существенно проигрывает и так же безусловно это прекрасно понимают и в ППА. Именно поэтому Кочаряну и его окружению не остается ничего иного, как договариваться с Саргсяном и его окружением, что традиционно укладывается в рамки договорной политической системы Армении. И именно по этой причине огромного разрыва между возможностями Кочаряна и Саргсяна в Армении по определению не может быть задействована российская модель ротации власти по примеру Путин-Медведев-Путин. Впрочем, ППА на протяжении последних месяцев периодически предпринимает попытки зондирования общественного мнения с целью выяснения потенциальных возможностей местных деятелей, так или иначе связанных с экс-президентом, стать кандидатом от ППА на пост президента. Ранее муссировалось имя бывшего главы МИД, одного из ближайших соратников Кочаряна Вардана Осканяна. Однако после того, как власть выдвинула обвинение в отмывании денег возглавляемым им фондом «Сивилитас», возможности Осканяна резко упали.

Ясно также, что весь ажиотаж вокруг «оппозиционности» партии «Процветающая Армения» является лишь фарсом и своеобразным спектаклем, который используется как властью, так и оппозицией. И вне зависимости от того, какую позицию займет эта партия на предстоящих президентских выборах: выступит ли с собственным кандидатом или же поддержит нынешнего президента, роль этой силы всячески преувеличивается, а существующий миф вокруг нее тщательно раздувается. Причем с подачи самих властей. Впрочем, явление это далеко не новое, поскольку в свое время власти уже пытались придать ППА определенную оппозиционность, тем самым желая расшатать ряды оппозиции штатной в лице Армянского национального конгресса, которая на заброшенную властями удочку клюнула, заявив о сотрудничестве с партией олигарха Царукяна.

Как результат, армянская политическая элита или то, что в цивилизованном мире принято именовать политическими партиями, практически потеряла свой иммунитет, дееспособность. «Процветающая Армения», и так на неофициальном уровне находящаяся на одном поле с республиканцами, рано или поздно войдет в нее официально. Сегодня, уже признав итоги парламентских выборов и получив депутатские мандаты, партии остается лишь спрогнозировать, как ей действовать дальше, что ей более выгодно. Пока что «Процветающей Армении» выгодна роль подставной оппозиции, подмяв под себя оппозиционный электорат и при этом хозяйничая в криминально-олигархическом режиме, одновременно являясь его частью. В дальнейшем же ей ничто не помешает, выставив «технического» кандидата на президентских выборах, аккуратно проиграть Сержу Саргсяну, обеспечить ему второй срок. После этих выборов по совместному сценарию РПА и ППА последняя может уже спокойно и открыто войти в коалицию с первой, набрав себе министерские портфели, отданные РПА в интересах поддержания пресловутого мифа о своей оппозиционности.

Таким образом, в данном случае именно ППА является неким спасательным поясом, причем как для оппозиции, так и для власти, которые хотят взвалить на партию Царукяна собственные функции и ответственность. Меж тем сам лидер партии ни по одной злободневной проблеме сказать ничего на самом деле не может. За него это делают другие люди, в том числе находящиеся за кордоном, а это очень опасная тенденция, свидетельствующая о параличе политического поля Армении, которая может привести к крайне непредсказуемым последствиям.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Абсолютно верно, и Царукян и другие армянские "политики" всего лишь марионетки(
  2. Бывший мэр Гюмри Вардан Гукасян - откровенный бандит. Хорошо, что автор прямо об этом говорит. Но я уверен, что этот опереточный мафиози не на пенсию отправлен, а всплывет на другом хлебном месте, как говно. Как успешно "всплыли", оказавшись в министерских креслах, бывшие мэры Еревана, суперкоррупционеры Ерванд Захарян и Гагик Бегларян. А вообще ситуация в Армении - хуже не придумаешь. Нам до грузин еще далеко. Гражданское общество только зарождается и только в Ереване (Гюмри, правда, немного проснулся). А вся провинция, где народ просто забитый, живет в условиях полуфеодализма. О каком прогрессе страны, ее развитии можно говорить??? :((((
  3. С провинцией огромные проблемы. Народ там запуган и забит, это правда. Один Горис чего стоит, который боится этого бандита губернатора Хачатряна. А Сержа такие подлецы устраивают. Для Сержа главное, чтобы на выборах нужные проценты давали регионы. Вот и держит на местах таких подлецов. Хорошо еще, что мэра Ленинакана сняли. Тот совсем обнаглел.
  4. Драть их всех тварей надо!!!
  5. Ну бандитов в исполнительной власти в Армении хватает: Гагик Хачатрян, Мук, Лиска, Вова Гаспарян итд...
  6. Говорят Лиска болеет,лечится В Москве.
  7. Ой, ребята, провинция это наше больное место. Там меньше свобод, все друг друга знают, власть наглее и алчней. Ереван как Европа, а провинция - глухой Восток. А Лиска подонок еще тот. Сукин сын, но не простой, а сукин сын Сержа.
  8. В маленьких городах все друг друга знают, даже знают, кто за кого голосовал. И если начальство потребовало голосовать, разумеется, за РПА, то госслужащий никуда не денется, так как не хочет лишиться зарплаты. И остальных запугивают, не госслужащих. Систему надо менять. Не надо бояться, надо громко говорить об этих тварях губернаторах и мэрах. Знаю и сельских старость, которые возомнили себя крутыми. Им всем надо давать по башке. Не надо бояться!
  9. Армянин должен победить в себе РАБА. Тогда выборы в провинции будут интересными. Тогда меньше бандитов будет во власти. Надо изжить из себя раба!!!!!!!!!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты