Праздники Армянской Апостольской Церкви
4 октября
Свв. князей Саака и Амазаспа
В годы правления Католикоса Есаи I арабы ужесточили гонения на христиан. Правитель Армении Амазасп Арцруни, который был владетелем Васпураканского края, вместе со своим братом Сааком оказал сопротивление вторгшимся в их владения арабам. Получив сведения о том, что братья Арцруни готовят восстание, арабский наместник вызвал их в свою резиденцию в Партаве и велел отречься от христианства либо умереть. Амазасп и Саак не отреклись и в 786 году были казнены. В память о братьях-мучениках их имена были высечены на стене церкви Сурб Хач (Св. Креста) на острове Ахтамар, где находилась столица Васпуракана.
6 октября
Свв. 72 учеников Иисуса Христа
После Преображения на горе Фавор Иисус Христос выделил еще семьдесят учеников (армянская церковная традиция насчитывает 72), которых послал попарно «во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Господь напутствовал их словами: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви... В какой дом войдете, сперва говорите: «Мир дому сему!» И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится... И если придете в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им «Приблизилось к вам Царствие Божие». Если же придете в какой город и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к нам Царствие Божие». Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас, Меня отвергает; а отвергающий Меня отвергает Пославшего Меня».
Когда апостолы стали возвращаться, они рассказали Иисусу, что Его именем им повиновались даже бесы, которых они изгоняли из одержимых. На что Иисус ответил: «Тому не радуйтесь, что духи нам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
Праздник был установлен для того, чтобы утвердить паритетность апостолов и предотвратить разногласия в их почитании.
Епископ Степаннос Сюнеци в VII веке писал, что 12 апостолов были поставлены для просвещения двенадцати колен Израилевых, а 72 - для просвещения языческих народов, коих после Ноева потопа было 72.
8 октября
День создания армянской письменности (405 год) и перевода Библии (428 год) Свв. наших переводчиков-архимандритов Месропа, Егише, Мовсеса Кертога, философа Давида Анахта, Григора Нарекаци и Нерсеса Клаеци. Национальный и Церковный Праздник
В условиях политического ослабления в IV веке Армения нуждалась в мощном стимуле, который повлиял бы на всеобщий подъем национального самосознания. Создание письменности стало императивной задачей трона и церкви ради объединения нации. Монах Маштоц Месроп поведал о своем замысле создания армянской письменности Католикосу Сааку I и получил его благословение. Однажды в час горячей молитвы Маштоцу было видение: незримая рука выводит знаки на скале. «Не видение во сне и не сон наяву, а в самом сердце его, пред духовными очами представшая ему десница, пишущая на камне, ибо камень хранил начертания, как следы на снегу», - описывает Мовсес Хоренаци. Воспряв от молитвы, Маштоц, «начертав, дав названия и расставив, расположил их по силлабо-слогам». Так он «своей святой десницей по-отечески породил новые и чудесные создания» - 36 букв. «Познать мудрость и наставление, понять изречения разума» - эти слова из книги Притчей Соломоновых стали первым предложением, написанным новорожденными буквами.
Теперь, когда национальное письмо было создано, следовало исполнить первую связанную с ним миссию - перевести Библию, которая не только составляла идеологическую основу государства, но и должна была служить учебным пособием для школ. По мнению европейских ученых, армянский текст Библии остается «королевой переводов».
С этого перевода начался Золотой век армянской литературы и гуманитарной науки, символами которого стали Егише, Мовсес, Давид, а также Корьюн, Езник и другие.
Среди величайших духовных наставников армянского народа самое почетное место занимают также архимандрит Григор Нарекаци и Католикос Нерсес Шнорали (Клаеци).
Величайший из поэтов нашей страны, выдающийся богослов Григор Нарекаци (951-1003) служил настоятелем Нарекского монастыря. Его «Книга скорбных песнопений» является молитвенным покаянием. В Армении эту книгу называют «народной Библией» и почитают как священную. «Нарек» клали больным под голову в уверенности, что это «слово к Богу, идущее из глубин сердца», исцелит от недуга.
Католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173) является крупнейшим из поэтов Средневековья, выдающимся музыкантом-исполнителем, общественным деятелем. Искусство, талант и знания Католикоса Нерсеса Шнорали создали ему огромный авторитет на всем христианском Востоке. Нерсесу принадлежат такие шедевры духовной поэзии, как поэмы «Слово о вере», где он в стихах изложил содержание Евангелий, «Сын Иисус», молитва в стихах «С верою исповедую», элегия «Плач на взятие Эдессы». Все они оказали влияние на средневековую армянскую поэзию в целом. Шнорали посвятил себя популяризации христианской нравственности и стал автором знаменитого «Соборного послания», которое служит своеобразным катехизисом.
13 октября
Свв. целителя Пантелеймона и священника Ермолая
Пантелеймон учился медицине и посещал христианского священника Ермолая, который крестил его. Юноша решил посвятить жизнь служению ближним: посещал христиан в тюрьмах, исцелял больных лекарствами и силой молитвы. В 305 году, когда Пантелеймон истратил свое имущество на благотворительность, завистники донесли на него, обвинив в колдовстве, и врач был обезглавлен.
У св. Григора Просветителя хранилась часть мощей св. Пантелеймона и священника Захарии – отца Иоанна Крестителя. Просветитель передал их своему внуку – албанскому епископу Григорису. Когда послушники Григориса хоронили его, они положили с ним мощи. В 489 году царь Агванка Вачаган III Благочестивый из армянской династии Араншаик обнаружил место захоронения Григориса в монастыре Амарас. В могиле святого обнаружились стеклянные сосуды с мощами св. Захарии и св. Пантелеймона.
Святой мученик Ермолай был священником, крестившим врача Пантелеймона. Он погиб в Никомедии за проповедь христианства в один год (305) с Пантелеймоном.
15 октября
Обретение мощей св. Григориса – католикоса Агванкской страны.
Свв. Татула, Вароса, Тумаса, Антона, Кронида и семи травоедов, принявших мученичество в обители Иннакн
Обнаружение места погребения св. Григориса, погибшего в IV веке, относится к 489 году, когда страной Агванк правил царь Вачаган III Благочестивый из армянской династии Араншаик. Вместе с вельможами и представителями духовенства Вачаган отправился в арцахское селение Амарас, где был погребен святой. Постившись и отслужив молебен, они приступили к поискам. Священнику Маттэ и дьякону Овелу было откровение свыше, что святой похоронен у восточного крыла монастырской церкви. Когда вскрыли могилу, рядом со святым обнаружили стеклянные сосуды с частицами мощей священника Захарии - отца Иоанна Крестителя - и святого целителя Пантелеймона, переданные епископу Григорису его дедом Григором Просветителем. Вачаган возвел над могилой святого Григориса часовню, которая сохранилась по сей день.
Преподобные Татул, Варос и Тумас. Братья Татул и Варос были учениками Саака Партева и Месропa Маштоца, участниками всенародного антиперсидского восстания 451 года. Они стали отшельниками и жили в горах области Габегеанц вдали друг от друга. У пещеры Татула, к которому люди шли за исцелением, благословением и советом, была основана обитель, настоятелем которой Татул назначил монаха Тумаса. У пещеры Вароса также был основан монастырь.
Антон и Кронид служили в первом монастыре во имя Святого Предтечи, основанном Григором Просветителем в Глаке. Прослужив в обители около 15 лет, они удалились в горы, где прожили отшельниками 40 лет, время от времени навещая монастырь.
Став отшельником за год до своей кончины, Григор Просветитель четыре месяца жил у Антона и Кронида.
Семеро травоедов (Поликарп, Теовнас, Симеон, Иоанн, Епифан, Димарий, Наркис). Они являлись служителями монастыря Св. Предтечи в Иннакне, затем решили стать отшельниками и удалились в горы, где питались травами и жили в пещере. Когда в 604 году персидская армия приблизилась к Иннакну, монахи укрылись в горах. Семеро отшельников вернулись в покинутую обитель и пали, защищая ее.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии