Российско-армянские взаимоотношения: повестка на 2013 год
С учетом особой значимости российского фактора во внешней и оборонной политике Армении представляется целесообразным в преддверии 2013 г. обрисовать общую картину нынешнего состояния двусторонних отношений и перспективы дальнейшего сотрудничества Армении и России в важнейших областях, имеющих наибольший интерес для Москвы и Еревана.
При этом следует отметить, что российско-армянские отношения к настоящему времени имеют достаточно сбалансированный и многоуровневый формат, включающий в себя тесное взаимодействие двух стран в самых различных сферах сотрудничества. Взаимный интерес представляет в первую очередь политическое, военное и военно-техническое, экономическое, культурное и гуманитарное сотрудничество. Важную роль в армяно-российских отношениях играет также фактор участия России в качестве сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, с 1992 г. являющейся основным переговорным форматом по урегулированию карабахского конфликта.
Все это подкрепляется также особой геополитической значимостью России как приграничного с Южным Кавказом государства и ядерной державы, выступающей в качестве главного игрока во всех политических процессах на постсоветском пространстве и в прилегающих регионах.
Военно-политическая сфера является, по всей видимости, наиболее важным измерением в двусторонних отношениях. На территории Армении дислоцирована 102-я российская военная база, российские пограничники содействуют Армении в охране ее границ с Турцией и Ираном. Российская военная база является одним из важнейших факторов военно-политического присутствия России на Южном Кавказе. Она также выступает как один из элементов обеспечения национальной безопасности Армении и сохранения регионального баланса сил в контексте неурегулированного карабахского конфликта, существующих исторических проблем и сохраняющихся угроз безопасности Армении со стороны Азербайджана и Турции. В последние годы, после подписания в 2010 г. дополнений в армяно-российское соглашение по порядку ее дислокации на армянской территории, функции 102-й РВБ по обеспечению безопасности Армении существенно возросли. Многие комментаторы, основываясь на нынешней политической конъюнктуре, склонны рассматривать возможность ее прямого и активного вовлечения на армянской стороне в случае возобновления карабахского конфликта. Армения при этом также является активным членом ОДКБ – военно-политической организации постсоветских стран под эгидой России, что также является существенным фактором в армяно-российских отношениях.
Две страны имеют также достаточно активный уровень экономических, социальных и гуманитарных отношений. Россия является лидирующим инвестором в экономику Армении, объем которых в 2012 г. превысил 3 млрд долларов. Социально-экономические и политические отношения находятся на довольно стабильном уровне развития, что обеспечивается также присутствием десятков предприятий с российским капиталом на армянском внутреннем рынке. Приоритетные сферы экономического сотрудничества двух стран – строительство новой АЭС в Армении при содействии «Росатома», участие российских фирм в модернизации и строительство новых коммуникационных и инфраструктурных проектов, перспективные проекты в сфере высоких технологий и развитие военно-промышленного комплекса Армении в тесной кооперации с предприятиями оборонной промышленности России.
Достаточно новой тематикой в двусторонних отношениях между Ереваном и Москвой, актуализировавшейся в 2012 г., стала идея о возможном членстве Армении в так называемом Евразийском Союзе – объединении постсоветских государств, идея которого была выдвинута Владимиром Путиным еще осенью 2011 г. в одной из его предвыборных статей. Однако вопрос участия Армении в данном экономическом союзе затрудняется фактором отсутствия единых границ с возможными членами данного объединения, что противоречит элементарной логике экономического сотрудничества. Армению от всей остальной части потенциального Евразийского Союза отделяют Грузия и Азербайджан с их достаточно специфическими отношениями с Москвой и Ереваном.
В 2013 г. особых изменений в формате политических взаимоотношений между Арменией и Россией не прогнозируется. Как представляется, основные векторы развития взаимоотношений двух стран в политической сфере будут увязаны с попыткой углубления общих процессов интеграции на постсоветском пространстве, инициируемых официальной Москвой после возвращения в Кремль на третий срок президента Владимира Путина. При этом имеющийся уровень экономического и гуманитарного сотрудничества двух стран будет стабильно сохраняться, однако возможна существенная активизация объемов торгово-экономического взаимодействия Армении и России в 2013 году в случае успеха попытки нормализации отношений между Россией и Грузией, предпринимаемых новым грузинским правительством, и возобновления прямого железнодорожного сообщения через Абхазию.
В военно-политической сфере процессы сотрудничества Москвы и Еревана не будут ограничены лишь двусторонним форматом и в основном будут касаться перспектив функционирования ОДКБ. В частности, по результатам достигнутых соглашений предполагается, что в рамках данной организации будут организованы подчиненные единому командованию Коллективные силы ОДКБ, в состав которых войдет и армянский компонент. Также предполагается, что в ближайшем будущем вооруженные силы всех входящих в ОДКБ стран получат единые системы управления, боевой подготовки и материально-технического обеспечения, а российская сторона окажет помощь в существенном перевооружении вооруженных сил своих союзников. Готовится к подписанию и, видимо, будет в 2013 г. достигнуто соглашение о создании единой системы ПВО России и Армении.
Процессы интеграции в политической и социально-экономической областях между Россией и Арменией в 2013 г., при сохранении имеющихся форматов двустороннего сотрудничества, приобретут новую тематику для диалога, увязываемую с идеей Евразийского Союза. Однако представляется, что идея экономической интеграции в рамках Евразийского Союза, основанной на экономическом субсидировании некоторых ее участников со стороны главного локомотива – т.е. России, делает этот процесс достаточно трудно осуществимым. С учетом данного фактора перспективы реального сотрудничества Армении и России в 2013 г. относительно идеи формирования Евразийского Союза представляются достаточно туманными.
Позиция официальной Москвы относительно процесса мирного урегулирования карабахского конфликта в рамках формата Минской группы ОБСЕ не претерпит особых изменений. Совместно с двумя другими странами-сопредседателями – США и Францией – Россия будет стремиться сохранять нынешний переговорный формат с целью недопущения возобновления боевых действий и нахождения точек соприкосновения в позициях конфликтующих сторон. В силу наличия объективных и субъективных трудностей, связанных с нежеланием сторон изменить сохраняющийся статус-кво и пойти на взаимные уступки и компромиссы, деятельность России как одного из сопредседателей Минской группы в 2013 г. будет ограничиваться мерами превентивного характера. При самом оптимистическом прогнозе в течение 2013 года России и другим странам-сопредседателям, возможно, удастся лишь поспособствовать сторонам достичь общего согласия относительно укрепления режима перемирия в зоне конфликта и установления формального механизма о мерах по установлению доверия.
Сергей Минасян, к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван
Оставьте свои комментарии