Армянское общество традиционно избирает личностей, а не программы
Интервью с директором Института Кавказа в Ереване Александром Искандаряном
– 18 февраля состоятся очередные выборы президента Армении. Как бы Вы оценили расклад политических сил накануне предвыборной кампании?
– Когда я отвечаю на эти вопросы (5 декабря), еще не ясно, выставит ли кандидатуру на выборах партия «Процветающая Армения». Кулуарная фаза попыток склонить ее к поддержке нынешнего президента пока не закончена, соответственно остается два основных сценария развития предвыборного процесса и самих выборов. В первом, если главе «процветающих» Гагику Царукяну будут предложены условия, на которых он согласится поддержать кандидатуру Сержа Саргсяна, серьезных соперников нынешнему президенту просто не будет. В свете расклада на недавних парламентских выборах Саргсян сможет набрать подавляющее большинство голосов избирателей почти на автомате. Во втором же сценарии, если Царукян выставится, то некоторые оппозиционные силы (АНК, возможно, «Дашнакцутюн») его поддержат, создастся нечто вроде широкой коалиции, и Царукян вполне может побороться за голоса избирателей. Вполне возможно увеличение процента голосов по сравнению с результатами «Процветающей Армении» на парламентских выборах, возможен даже второй тур. Во всяком случае, выборы тогда обещают стать конкурентными, с очень интересной развилкой в послевыборный период – от правительства национального единства до формирования двухпартийной системы в Армении.
– Как Вы оцениваете внешнеполитический курс президента Армении и его администрации, в том числе подписание армяно-турецких протоколов в 2009 году и заявления о готовности принять «Мадридские принципы» по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
– В целом внешняя политика Армении, на мой взгляд, достаточно релевантна традиционно сложной ситуации в регионе. Во-первых, внешняя политика Армении очень неоднородна по форме, от периодических встреч с Алиевым в рамках Минской группы и демонстраций конструктивности до резкой реакции на «дело Сафарова». Маятник внешнеполитических инструментов постоянно качается. Во-вторых, она не едина по своей сути, подход различных частей государственной элиты к этой политике разный, нужно все время формировать консенсус внутри элит. В-третьих, она очень осторожна, власти осознают риски на внутреннем поле от любого шага в этой области. В-четвертых, она довольно реактивна, то есть реагирует на происходящие события, но не опережает их. В условиях такого сложного, многовекторного, турбулентного региона вышеперечисленное работает скорее на пользу, чем во вред. Еще Талейран учил своих учеников «быть ленивыми», т.е. не торопиться, выжидать, не реагировать, соглашаться на многое, тянуть, оставлять реальные проблемы на будущее. Это модус вивенди армянской внешней политики.
– Во время предвыборной кампании 2008 года нынешний президент дал ряд щедрых обещаний. Как Вы оцениваете результаты экономической политики президента С.Саргсяна?
– Обещания политиков в предвыборный период я оцениваю как обещания политиков в предвыборный период. Экономическая же ситуация в Армении после 2008 года характеризуется двумя параметрами. Это мировой экономический кризис и связанный с ним гигантский дефицит длинных и дешевых денег в мире.
– Как Вам представляется, что нового и полезного может предложить избирателям Серж Саргсян?
– Предложить г-н Саргсян может все что угодно. Реально же проблемы будущего правительства (при любом президенте) останутся примерно теми же: экономика, безопасность, совершенствование работы государственных структур. Ни в одной из этих областей революции невозможны, шапкозакидательство просто контрпродуктивно, так что по-серьезному ничего, кроме долгой, продолжительной, каждодневной работы, ждать нереалистично.
– Какие вопросы более всего волнуют избирателей?
– Социальные, конечно же. По карабахскому вопросу в Армении существует консенсус, как в элитах, так и в обществе. Часто не высказываемый, не артикулируемый, но от того не менее убедительный.
– Есть ли среди потенциальных кандидатов на пост главы государства такие, которые бы имели четкую программу действий, или, как и ранее, общество предпочтет патернализм программам?
– Армянское общество (как и почти все остальные общества в мире), несомненно, выбирает личностей, а не программы. В Армении патернализм – достаточно хорошо продаваемый продукт, что показали парламентские выборы.
– Кто из потенциальных кандидатов может бросить серьезный вызов действующему президенту?
– Гагик Царукян.
– Какова роль в предстоящих выборах главных внешних «центров силы» – Брюсселя, Вашингтона и Москвы, есть ли у них какие-то конкретные предпочтения среди кандидатов?
– Почти никакой. Все кандидаты обращаются в меру возможностей к внешним игрокам. Все получают ту или иную долю обещаний от тех или иных политиков, опять же в меру доступа. Все слышат то, что хотят слышать, и интерпретируют это чаще всего так, как хотят интерпретировать. Реально внутриармянские перипетии никого не интересуют, любое будущее армянское правительство будет проводить примерно ту же политику по отношению к мировым центрам, что и нынешнее, это прекрасно понимают везде.
– Как, на Ваш взгляд, пройдут президентские выборы с точки зрения легитимности, есть ли опасность повторения поствыборных эксцессов по аналогии с 2008 годом?
– Мне кажется, что никаких предпосылок повторения 2008 года нет. Та оппозиция, которая сейчас сильна, совершенно не радикальна и готова играть по правилам, а радикальная – очень слаба. Нет двоевластия в государственном аппарате, как в 2008-м, апатия гораздо выше, чем тогда, политическая система гораздо более сбалансирована, во всяком случае, все сколько-нибудь существенные политические силы страны представлены в парламенте. Так что опасений такого рода у меня нет. Что касается внутренней легитимности властей, то в Армении она традиционно низка еще с начала девяностых. Это константа политической жизни Армении. Власть к ней достаточно приспособилась и привыкла существовать в такой ситуации.
Беседу вел Давид Петросян
Оставьте свои комментарии