№ 1 (207) Январь 2013 года.

Саммит ОБСЕ в Дублине: «Отсутствие плохих новостей – уже хорошая новость»

Просмотров: 2908

Похоже, что именно этой расхожей мудростью в своих подходах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта руководствовались организаторы состоявшейся 6-7 декабря в Дублине ежегодной встречи министров иностранных дел стран – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В целом, помимо традиционной смены страны-председателя, каковой в 2013 году станет Украина, и обсуждения организационно-технических вопросов, ОБСЕ объявила о начале процесса «Хельсинки+40». Учитывая, что данный процесс инициируется для оживления несколько потухшей за последние годы деятельности ОБСЕ и повышения ее эффективности, старт «Хельсинки+40», пожалуй, был дан в самое время. Для Армении же и Азербайджана как стран, вовлеченных в урегулирование застарелого нагорно-карабахского конфликта, ирландский министериал был важен в первую очередь влиянием на урегулирование данного этнополитического конфликта.

Режим Алиева традиционно использует любую международную площадку для антиармянской пропаганды, в том числе далекие от международной политики культурные и спортивные мероприятия. Не стала исключением в этом плане и встреча министров в Ирландии. В своем дублинском выступлении глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров не преминул охарактеризовать нагорно-карабахский конфликт как «серьезный вызов для международной безопасности». Министр также обвинил Армению «в укреплении статус-кво», кстати, сложившегося в 1994 году в результате азербайджанской агрессии против НКР, «нарушении устава ОБСЕ», использовании силы для сохранения контроля над «оккупированными территориями Азербайджана». Естественно, при этом азербайджанский министр традиционно забыл упомянуть о причинах возникновения «оккупации» земель Азербайджана.

Мамедьяров обвинил Ереван в препятствовании «внутриобщинному диалогу», впрочем, несуществующему, учитывая отсутствие как таковой азербайджанской общины в НКР. После чего представитель преступного режима обвинил Армению в препятствовании «возвращению беженцев в свои дома». Озаботило Мамедьярова и желание карабахцев иметь воздушное сообщение с внешним миром, которое министр охарактеризовал как провокационный шаг, «подрывающий доверие и обостряющий ситуацию в регионе». Единственным «приятным» сюрпризом, который преподнес коллегам азербайджанский министр, стал его отказ от традиционной милитаристской риторики и бряцания оружием его шефа. Заявив, что альтернативы мирному решению НКК не существует, Мамедьяров подчеркнул, что Азербайджан заинтересован в продолжении мирных переговоров, предложив активизировать работу МГ ОБСЕ и приступить к выработке всеобъемлющего мирного соглашения.

Впрочем, глава внешнеполитического ведомства Армении Эдвард Налбандян несколько охладил пыл азербайджанского коллеги, напомнив ему и остальным коллегам о продолжающейся алиевской политике ксенофобии и расизма, очередным свидетельством которой стала будапештская трагедия с последующим помилованием и героизацией убийцы Сафарова. Налбандян охарактеризовал подобную позицию Баку как всерьез подрывающую переговорный процесс по мирному урегулированию карабахского конфликта и стабильность на Южном Кавказе.

Министр напомнил, что стабильность в регионе подрывают также постоянные милитаристские заявления, провокационные шаги Баку на линии соприкосновения, акты вандализма в отношении армянских памятников культуры, находящихся на территории Азербайджана. Армянский министр в очередной раз высоко оценил усилия Минской группы ОБСЕ в урегулировании карабахского конфликта и призывы к соблюдению мира его сторонами.

«Вполне очевидно, кому эти призывы направлены, поскольку Армения всегда разделяла позицию сопредседателей об исключительно мирном урегулировании конфликта. И именно из-за неконструктивной позиции Баку, несмотря на все усилия сопредседателей, прорыва в переговорном процессе зафиксировать так и не удалось. Баку постоянно пытается подорвать миссию минских сопредседателей, пытаясь сменить формат переговоров и отказаться от ранее достигнутых договоренностей», – подчеркнул Налбандян. Тем не менее, Армения, по словам министра, несмотря на деструктивную позицию Азербайджана, продолжит усилия в направлении мирного урегулирования карабахского конфликта в соответствии с предложениями минских сопредседателей и основополагающими принципами Хельсинкского акта ООН.

Примечательно, что дублинская встреча не ограничилась словесной дипломатической перепалкой двух министров. Сразу же по завершении саммита главы делегаций стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ Сергей Лавров, Хиллари Клинтон и министр по европейским делам Франции Бернар Казенев в совместном заявлении по нагорно-карабахскому конфликту призвали стороны «продемонстрировать политическую волю, необходимую для достижения мирного урегулирования конфликта».

«Стороны должны руководствоваться Хельсинкскими принципами, в частности теми, которые касаются неприменения силы или угрозы силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, а также элементов, изложенных в заявлениях наших стран в Аквиле в 2009 году и Мускоке в 2010 году. Ссылаясь на заявление наших президентов, сделанное в Довиле в 2011 году, мы вновь призываем стороны к решительным шагам для достижения мирного урегулирования», – заявили министры.

Дублинское заявление уже успело подвергнуться нещадной критике депутата азербайджанского Милли Меджлиса Айдына Мирзазаде. Комментируя дублинское заявление министров РФ, США и Франции, парламентарий оценил «уравнивание Армении и Азербайджана в заявлении» как совершенно несправедливое, заявив, что МГ ОБСЕ в очередной раз сделала просто дипломатическое заявление. В этом заявлении алиевский режим не увидел решительного намерения ОБСЕ урегулировать нагорно-карабахский конфликт, что позволило Мирзазаде заявить, что «обвинение Азербайджана и Армении в одинаковом тоне не подобает авторитетной организации, каковой является ОБСЕ».

Следует особо отметить, что в постдублинский период Мамедьяров практически во всех встречах с иностранными дипломатами подчеркивает нежелание армянской стороны к продвижению переговоров вокруг урегулирования НКК. Так, в ходе встречи с заместителем помощника госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Томасом Мелиа Мамедьяров обвинил официальный Ереван в уклонении от переговоров по Карабаху. Аналогичное обвинение было озвучено тем же министром в ходе встречи с содокладчиками мониторингового комитета ПАСЕ Педро Аграмунтом Фонтом де Мораном и Джозефом Дебоно Грехом. Отметим, что основанием для подобных обвинений послужила распространенная азербайджанскими СМИ информация о том, что президент Армении Серж Саргсян якобы отказался от идеи проведения встречи с главой Азербайджана Алиевым в Париже в декабре этого года. Саргсян якобы счел встречу с Алиевым бессмысленной, после чего ее отсрочили на 6 месяцев. С подобной инициативой, опять-таки по слухам, выступили во время последнего своего визита в регион сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов, Роберт Брадтке и Жак Фор.

В целом метания главы азербайджанского дипломатического ведомства вполне понятны и укладываются в рамки определенной логики. Анализируя складывающуюся ситуацию, становится понятно, что в преддверии президентских выборов как в Армении, так и в Азербайджане лидерам двух стран нужно сделать все, чтобы свалить вину за застой в карабахском урегулировании друг на друга. Для президента Армении это отнюдь не является насущной необходимостью, учитывая, что для Армении и главным образом самой НКР карабахский вопрос давно закрыт. Необходимостью это является для Алиева, уже давно загнавшего себя в угол своими безответственными милитаристскими заявлениями.

Сегодня пожизненному президенту Азербайджана нужна хотя бы видимая поддержка общества. И поддержку эту можно обеспечить исключительно одним способом – очередным нагнетанием антиармянской истерии. Именно в этих обстоятельствах следует искать причины вброса информации о нежелании Сержа Саргсяна встречаться с Алиевым. Впрочем, в любом случае, если даже президент Армении действительно отказался встречаться с Алиевым, это явно не принесет чести безальтернативному кандидату на пост «отца азербайджанской нации».

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты