Оппозиция склоняет Армению к «абрикосовой революции»
Согласно предварительным данным Центральной избирательной комиссии, в результате состоявшихся 18 февраля шестых президентских выборов в Армении действующий глава государства, лидер Республиканской партии Серж Саргсян, набрав 58,64 % (861.160) голосов избирателей, уже в первом туре одержал победу. Его основной соперник, экс-министр иностранных дел Армении, лидер оппозиционной партии «Наследие» Раффи Ованнисян получил 36,75 % (539.672 голоса).
Подобные итоги выборов были вполне прогнозируемы – слишком разный калибр был у кандидатов. Учитывая практически полное отсутствие шансов у 6 из 8 кандидатов, еще до выборов было ясно, что основная борьба развернется между действующим президентом Саргсяном и оппозиционером Ованнисяном. Остальные кандидаты всего лишь обеспечивали представительность, фон для реализации задуманного властями сценария. Судя по итогам выборов, эта роль им удалась блестяще, несмотря на разную мотивацию.
![](/pic_img/2013-04/15.jpg)
Возглавляемая Саргсяном команда республиканцев изначально не ставила целью получение 70–90% голосов избирателей. В армянских политических реалиях республиканцам было достаточно получить 50% + 1 голос избирателей, чтобы не допустить второго тура, где конкуренцию их лидеру составил бы достаточно непредсказуемый Ованнисян. Задача правящей партией была достигнута, а Серж Саргсян, наконец, обрел, по крайней мере в глазах международного сообщества, легитимность, которой ему так недоставало после трагических президентских выборов 2008 года.
Предварительная оценка президентских выборов представителями международных наблюдательных миссий прямо указывает на это. За выборами в Армении следили 6251 местный наблюдатель и 632 наблюдателя двенадцати международных организаций: БДИПЧ/ОБСЕ, миссии СНГ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Международного экспертного центра избирательных систем, Международного фонда избирательных систем.
Все они уже успели оценить выборы в Армении как состоявшиеся. Зарегистрированные ими нарушения признаны несущественными и не влияющими на окончательный итог выборов.
Таким образом, очевидно, что перспектива нахождения Сержа Саргсяна в президентском кресле на ближайшие 5 лет устраивает многие внешние силы, и Россию в первую очередь. Именно поэтому президент России Владимир Путин первым из иностранных лидеров поздравил Саргсяна с переизбранием на пост президента. Президент РФ в телефонном разговоре с армянским коллегой передал ему, что «результаты выборов свидетельствуют о высоком авторитете Сержа Саргсяна среди населения, об активной поддержке проводимого под его руководством социально-экономического и внешнеполитического курса».
Путин выразил убежденность, что российско-армянские отношения совместными усилиями будут и далее укрепляться. По мнению российского политолога Алексея Власова, ориентированность внешней политики Армении в краткосрочной перспективе не изменится – отказаться от российского покровительства страна не готова.
Не изменятся с очередным президентством Сержа Саргсяна и отношения с Европой, поскольку геополитическое положение на Южном Кавказе не позволяет Еревану однозначно прислониться только к Европе или только к США. США, кстати, Саргсян тоже устраивает. Это следует из заявления пресс-секретаря Госдепартамента США Виктории Нуланд, оценившей выборы президента «в целом как хорошо организованные, с соблюдением уважения к основным свободам граждан». «Мы поддерживаем предварительные выводы наблюдателей миссии БДИПЧ/ОБСЕ относительно того, что выборы были в целом хорошо организованы и выделяются уважением к свободам граждан, в том числе свободе собраний и выражения мнений», – заявила Нуланд.
Не устраивает Серж Саргсян… лишь само армянское общество. Во всяком случае, общественный отклик и реакция на итоги выборов в самой Армении были жесткими. 19 февраля у здания Центральной избирательной комиссии Армении состоялась акция «Смерть нерожденной демократии», участники которой возложили к дверям ЦИК траурный венок, оценив переизбрание Саргсяна как кончину демократии.
По предварительным данным Центризбиркома, на выборах проголосовали 1 518 407 избирателей, или 60,05% от общего электората республики. В реальности эта цифра, мягко говоря, завышена. Как сообщил «Ноеву Ковчегу» заместитель председателя партии «Наследие» Армен Мартиросян, в одном лишь селе Варденик Гегаркуникской области Армении, половина населения которого трудится в России, «явка избирателей» составила 96%!
Аналогичную картину можно было наблюдать по всей территории республики, где президентские выборы, по его словам, сопровождались массовыми фальсификациями.
«В течение 18 февраля в СМИ и в штаб поступали звонки избирателей и представителей Раффи Ованнисяна о многочисленных нарушениях избирательного законодательства и права. Штаб уже обнародовал пакет нарушений, состоящий из 121 пункта, куда включены сигналы о раздаче взяток, вбросах бюллетеней, многократном голосовании, доставке избирателей на избирательные участки и многих других нарушениях», – сообщил Мартиросян. Политик считает, что общество терпеть вседозволенность более не намерено и революция в Армении так или иначе произойдет. Учитывая же, что армянский фрукт – это абрикос, цвет революции, по его мнению, будет «абрикосовым».
В оппозиционной партии «Наследие» убеждены, что все нарушения на выборах 18 февраля носят системный характер и управляются из единого центра. К примеру, армянских олигархов-монополистов, составляющих костяк действующей власти, победа Раффи Ованнисяна поставила бы в очень неутешительное положение. В своей предвыборной программе Ованнисян прямо обещал увеличить на 50% практически все расходные статьи госбюджета. И в первую очередь – за счет принудительного вывода из «тени» недобросовестных представителей армянского бизнеса, что позволило бы увеличить ежегодные бюджетные ассигнования на 300 млрд драмов.
Учитывая печальное состояние обложенного поборами армянского малого и среднего бизнеса, нетрудно представить, кого бы в первую очередь выволакивали из «тени» налоговики новой формации. Именно поэтому сохранение Саргсяна с его командой у руля стало для олигархов-монополистов жизненно важной необходимостью. Местные авторитеты, защищающие интересы олигархической власти, сделали все, чтобы не допустить свободного волеизъявления. Особенно сильным прессинг избирателей был не в Ереване, напичканном международными наблюдателями, а в областях, особенно отдаленных. Дача взяток прямо у избирательных участков носила массовый характер.
Даже при таком развитии событий ситуация временами выходила из-под контроля. Официальные результаты выборов подтвердили, что, к примеру, в Ширакской области Ованнисян обошел Саргсяна. Как сообщил «НК» глава парламентской фракции партии «Наследие» Рубен Акопян, наблюдавший за выборами в Ширакской области, на каждом избирательном участке сидели приехавшие из Еревана молодые люди, которые фиксировали, сколько людей не пришло на выборы, после чего тем или иным способом «приглашали» не желавших голосовать «недобросовестных граждан» на избирательные участки.
Уже сегодня армянские журналисты гадают, кому из «провинившихся» перед властью губернаторов, мэров, глав общин не сносить головы после успеха Ованнисяна в провинции. А депутат от фракции Армянского национального конгресса Никол Пашинян уже заявил о своей готовности содействовать Раффи Ованнисяну, приняв участие в проходившей 19 февраля встрече лидера «Наследия» с избирателями и журналистами на площади Свободы в Ереване. Как сообщил «НК» оппозиционный парламентарий, нынешняя политическая ситуация такова, что народ дал вотум доверия Раффи Ованнисяну.
Как и во всех постсоветских государствах, в Армении всегда существовала проблема политической альтернативы, которая за все годы независимости по большому счету так и не сформировалась. Сегодня по итогам выборов 18 февраля можно с уверенностью отметить, что такая альтернатива в Армении, наконец, появилась. После отказа Армянского национального конгресса, АРФ «Дашнакцутюн» и «Процветающей Армении» участвовать в выборах президента, именно Раффи Ованнисян и его «Наследие» стали главной оппозиционной силой в Армении. Официально признанные голоса 37% армянских избирателей стали подтверждением данного тезиса.
19 февраля в соответствии со статьей 48 Избирательного кодекса РА Ованнисян обратился в ЦИК с требованием признать недействительными результаты выборов на нескольких десятках избирательных участках. Однако представляется, что окончательную точку во всем этом действе поставит не ЦИК, уже признавший победу Саргсяна, а сам Ованнисян. На пресс-конференции 19 февраля он фактически предъявил Сержу Саргсяну ультиматум, призвав его «признать свою ошибку перед народом и законом Армении». Митинг, организованный Ованнисяном 20 февраля, прояснил его позицию. Лидер партии «Наследие» заявил народу о своем намерении ждать президента Армении Сержа Саргсяна на площади Свободы столько, сколько потребуется. «Площадь Свободы принадлежит народу, но теперь эта площадь будет забронирована для Сержа Саргсяна. Я лично и мы все вместе будем ждать его, чтобы он пришел и прилюдно передал власть народу. Других условий я не ставлю. Я был готов к диалогу с властью, но, к сожалению, этого диалога не получилось», – заявил Ованнисян.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии