Духовный стержень армянского народа
С самого крещения Армении христианство стало духовным стержнем армянского народа и душой его культуры. Армянская культура формировалась и приобретала характерные ей черты, вдохновляясь Благой Вестью Евангелия и благодаря усилиям Церкви.
Продолжение.
Начало см. № 3,февраль
Церковь и нация
Благая Весть Иисуса Христа, которая является вестью о спасении, обращенной к людям всех эпох и культур, находится в определенном смысле вне времени и пространства или, точнее, преодолевает эти, казалось бы, непреодолимые категории нашей земной жизни. Именно по этой причине христианство, хотя оно и возникло в русле иудейской культуры и религии народа Израиля, было изначально обращено ко всем народам и по прошествии двух тысяч лет по-прежнему дает ответы на самые глубокие вопросы, которыми задается человек.
Универсальность вести Иисуса Назарянина потрясла Павла из Тарса, который восклицал: «Нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, II). Сама притча о добром самарянине, рассказанная Иисусом для того, чтобы проиллюстрировать, «кто есть ближний», показывает, что христианство разрушает привычные представления об этнической и конфессиональной близости и создает братство, которое превосходит простую принадлежность к одной нации или Церкви.
Этого достаточно, чтобы понять, что нет ничего более противоположного христианской вести, чем узкий национализм, который абсолютным и безусловным образом превозносил бы один народ или одну расу. Следовательно, Церковь Христова не может иметь ничего общего с идеологиями шовинистического типа.
С другой стороны, главная тайна христианской веры, тайна воплощения Слова Божия, означает именно то, что Предвечный Бог вошел в историю человечества, во время и в пространство. Иоанн Богослов начинает свое Евангелие с возвещения этой главной истины христианства: Логос, вечное Слово, которое было у Бога и которое было Бог, стало плотью и обитало с нами. Эту тайну христиане самых различных Церквей переживают вновь в каждой евхаристии, поскольку глубинный смысл этого таинства в том, что Христос Воскресший, победив смерть и преодолев границы времени и пространства, присутствует здесь и сейчас. Армянская литургия в свойственной ей восхитительной манере подчеркивает этот необычайный опыт пением гимна перед чтением Трисвятого и пресуществлением хлеба и вина:
Христос явился к нам сейчас,
Он здесь, Бог Сущий, среди нас.
И вот звучит он, мира глас:
Настал святых приветствий час.
Едина Церкви ипостась,
Исполним целованья связь,
Вражда исчезла, а любовь,
На всех сошедши, излилась.
Служители, всеустно возгласите
Единосущно Божество,
Кого священнословят серафимы.
Именно потому, что во Христе Предвечный вошел во время и пространство, миссия Церкви состоит в том, чтобы воплотить универсальную весть Христа в конкретной исторической ткани жизни определенного народа и определенной эпохи. Христианская вера – это не отвлеченная доктрина, но программа реальной жизни. Она осуществляется внутри общины. Такая община, хотя и не должна ни для кого закрывать свои двери, может, однако, отождествляться с каким-либо конкретным народом. Отсюда исходит концепция национальной Церкви. Находясь в общении со всем остальным христианским миром, национальная Церковь являет собой как бы видимый аспект той единственной Церкви, мистического Тела Христова, которая всегда находится вне границ нации или культуры. В такой перспективе этническая культура становится выражением универсальной вести Христа в координатах конкретного времени и пространства данного народа.
Духовная и светская власть
Это учение о Церкви — общее для всех восточных Церквей, которые являются национальными. Но для Армянской церкви такое отождествление с нацией становится еще более сильным по причине выпавших на долю Армении испытаний. Находясь на самой границе христианского мира, Армения пережила владычество многих агрессивных по отношению к христианству народов. Начиная с арабского завоевания и до XIX века она жила в условиях почти полной изоляции, в окружении мусульманских стран. Это сплотило армян вокруг их Церкви, которая веками была единственным гласом народа перед завоевателями и власть имущими. Кроме того, Армянская церковь, присутствующая во всех уголках земли, по которым история рассеяла ее детей, разделяла и сейчас разделяет с ними трудную жизнь в диаспоре, одновременно обеспечивая им единство с землей предков и сохранение национального языка и культуры.
После падения армянского царства Багратидов в середине XI века, если не считать краткого и трудного республиканского периода в 1918–1920 годах, армянский народ обрел независимость на своей исторической родине только в конце XX века с распадом СССР. Единственным армянским государством за этот долгий период было Киликийское царство, расположенное вне пределов исконной Армении, которое закончило свое существование в XIV веке. Столь длительное отсутствие государственности привело к тому, что национальная Церковь стала единственным очагом, вокруг которого могли объединиться армяне. Вследствие этого многие задачи, выполнение которых народ обычно поручает государству, на протяжении всей истории Армении брала на себя Церковь.
К этому нужно добавить, что на Армянскую церковь неизбежно оказывала влияние жизнь, проходящая в тесном контакте с арабами и турками в исламских государствах – в большей или меньшей степени теократических. Действительно, в исламе невозможно четкое разделение между духовным и мирским.
Как мы уже говорили, сам завоеватель Константинополя Фатих Мехмед II организовал жизнь различных этнических общин Османской империи так, что и к христианам (халкидонитам и нехалкидонитам) применялась структура теократического правления, свойственная мусульманскому государству: греческий и армянский патриархи Константинополя, называемые патриками, стояли во главе христианских миллетов соответственно «диофизитов» и «монофизитов». Будучи единственным главой всей армянской общины, которого признавало государство, патриарх имел важные юридические преимущества, фискальные и прочие привилегии, а также руководил гражданской жизнью армянских подданных империи.
Вследствие этих необычных обстоятельств епископы и католикос Армянской церкви заботились не только о духовном попечительстве паствы, но и выполняли социальную роль в обществе. Епископам диаспоры обычно поручалось руководство армянскими школами, библиотеками и так далее.
Это, с одной стороны, оправдывает огромный авторитет епископов в Армянской церкви, а с другой – объясняет, почему церковная иерархия (епископы и католикос) обычно избирается, причем большинство избирателей – миряне.
Несмотря на это, Армянская церковь в целом осталась невосприимчивой к двум противоположным искушениям, которым часто поддавались Рим и Константинополь, – она не присваивала себе светскую власть, но и не позволяла ей себя подчинить. Она действительно не знала византийского цезаропапизма, потому что армянское государство никогда не было настолько сильным, чтобы подчинить себе Церковь; в то же время ей всегда был чужд и «папоцезаризм» Рима, потому что в период существования армянского государства католикосы находились рядом с князьями и царями, были их советниками и духовниками, но никогда не подменяли собой. Католикосы играли определенную социальную, а также политическую роль в жизни общества, но не осуществляли непосредственную светскую власть на какой-либо территории.
Армянская церковь в лице своих иерархов скорее всегда разделяла судьбу своего народа, где бы и в каких жизненных обстоятельствах он ни оказывался. О таком отождествлении с народом говорит и то, что духовенство не избежало ни унижений, ни депортации, ни мученичества – например, во время геноцида или в советский период. По этой причине, возможно, епископы Армянской церкви по традиции всегда были ближе к простым людям, чем в других православных Церквях или в католической Церкви. Армянское духовенство никогда не выделялось в касту, далекую от народа.
Джованни Гуайта, итальянский писатель, историк
Окончание следует.
Оставьте свои комментарии