Аркадий Тер-Тадевосян: Россия осознала необходимость укрепления своих южных рубежей
Интервью героя карабахской войны генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна (Коммандоса) газете «Ноев Ковчег»
– В СМИ появилась информация об очередной успешно отбитой азербайджанской диверсии на карабахско-азербайджанской границе. Является ли, на Ваш взгляд, данная диверсия продолжением алиевской политики по нагнетанию ситуации? Или же следует связывать это с предстоящими президентскими выборами в двух странах?
– Последняя диверсия – лакмусовая бумага, посредством которой противник прощупывает готовность наших войск, боеспособность передней линии Армии обороны НКР. До этого такие попытки со стороны Азербайджана проводились неоднократно, так что принципиально ничего нового не произошло. На мой взгляд, инцидент произошел после того, как азербайджанцы, получив разведданные, выявили наиболее слабые места в нашей обороне. Целью перехода границы было уничтожение наших передовых блокпостов, к счастью, попытка диверсии была успешно предотвращена нашими военными. Подобные диверсии являются частью многолетней алиевской политики в отношении армянства. Ранее в Баку посмертно провозгласили национальным героем прапорщика Мубариза Ибрагимова за диверсию, в результате которой погибли несколько армянских солдат. Так что подобные диверсии для клана Алиевых являются насущной необходимостью, поскольку именно пролитая кровь как армян, так и азербайджанцев питает этот диктаторский режим. Освобождение убийцы Рамиля Сафарова показало, что Ильхам Алиев действует не в одиночку. Это у Армении нет по-настоящему дружественно настроенных к ней государств, правительств, по сути, наше правительство в одиночестве. Да, мы члены ОДКБ, но у этой организации нет никакого намерения вмешиваться в карабахский конфликт, и она решает совершенно иные задачи. Азербайджан же, имеющий энергоресурсы, при этом тесно связан с Турцией, имеющей неплохую дипломатию.
– То есть Вы считаете, что союз Армении и России нельзя даже сравнивать с турецко-азербайджанским тандемом?
– Между этими двумя союзами никак нельзя ставить знак равенства. Да, Россия, исходя из своих интересов, сейчас ищет в нашем регионе такие точки опоры, которые бы позволили ей в первую очередь обеспечить собственную безопасность. Внешняя политика Азербайджана корректируется Турцией, так что эти государства идут в единой связке. В деле того же Сафарова к этой связке прибавилась Венгрия, и мы все увидели результат. Да, многие говорили, что кто-то осудил освобождение Сафарова, кто-то что-то сказал в адрес Алиева, но я лично так и не понял, кто же, собственно, осудил освобождение Сафарова. Кто-то пошел на блеф, американцы вроде что-то сказали, и все на этом закончилось. Поэтому я убежден, что Армения, по сути, на международной арене одинока. Наши так называемые аналитики убеждают нас и мир, что международные дела Азербайджана и Алиева в первую очередь плохи. Но это далеко не так. Алиев успешно решает свои внутренние задачи, создавая из армян образ врага и тем самым сплачивая многонациональное азербайджанское общество под своей диктаторской властью. Вся власть Алиевых держится на противостоянии с Арменией, Карабахом, карабахская карта для него козырная, и упускать ее Алиев не будет. Он ее использует исключительно в целях внутренней пропаганды.
– Да, но в этом случае не в интересах Алиева будет развязывать масштабную войну против карабахцев…
– Азербайджан на это неспособен. Никто сегодня не разрешит Алиеву развязать новую широкомасштабную авантюру. И в первую очередь Турция, являющаяся членом НАТО. От Турции идет целая цепочка интересов ряда стран, заинтересованных в бесперебойном получении углеводородов Каспия. Все они крайне не заинтересованы в эскалации карабахского конфликта. Недемократичного Алиева критикуют в Великобритании, США, но при этом у него очень неплохие отношения с руководством этих демократических стран. На этом фоне Армения живет исключительно сегодняшним днем, на основе прошлых успехов. И на кого мы надеемся в будущем, с кем связываем свою безопасность, я сказать не могу, хотя руководство уверяет, что с членством в ОДКБ. На мой взгляд, этот союз не так уж и эффективен с точки зрения обеспечения безопасности двух армянских республик.
– Конец января ознаменовался визитом в Армению военно-политического руководства России и ОДКБ. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины одновременного визита Шойгу и Бордюжи в Ереван?
– В военной науке есть понятие оборонных рубежей и предоборонных укреплений в виде постов, засад и т.д. Все делается во время ведения боевых действий с целью обеспечения обороноспособности защищающейся стороны. Естественно, что для России, рассчитывающей со временем выйти в мировые лидеры, очень важен поиск союзников. Делается это с целью обеспечения безопасности своих рубежей. Самым слабым своим рубежом в Москве почему-то считают юг, то есть Южный Кавказ. Я так не считаю, так как гораздо более слабым рубежом России, на мой взгляд, является китайская граница. В рамках этой логики Москва сегодня стремится укрепить часть южной границы своих интересов. До этого Россия допустила ряд ошибок, которые теперь пытается исправить. Параллельно с развитием дружеских отношений с Арменией все последние годы Россия накачивала оружием Азербайджан. Речь идет не только о нашумевших поставках ЗРК С-300 «Фаворит» или ударных вертолетов, я говорю о десятках видов вооружений, проданных Москвой режиму Алиева. И данная ситуация стала возможной благодаря координации действий Азербайджана Турцией, которую в свою очередь частично координируют США. «Арабская весна», ситуация в Сирии, Иран – все это говорит, что речь идет о гораздо более глубоких процессах, с участием глобальных центров силы.
– Иначе говоря, накачивая оружием Азербайджан, Россия поступилась собственными государственными интересами?
– Несомненно, я в этом глубоко убежден. Тем самым Россия способствовала ослаблению своего влияния на вожделенном юге. И сегодня посредством таких визитов в Ереван Москва стремится исправить ситуацию. По всей видимости, подвергнув с приходом нового министра обороны свою военную доктрину тщательному пересмотру, Россия осознала необходимость укрепления своих южных рубежей. В данном случае южными рубежами России является 102-я военная база на территории Армении. Исходя из этой логики, эту базу нужно укреплять, расширять, оснащать новой техникой, перебрасывать сюда дополнительный личный состав.
– Можно ли говорить, что в отношениях с Азербайджаном Москву отрезвил вынужденный уход из Габалы?
– Я так не считаю. Уход русских из Габалы отнюдь не был обоснован российско-азербайджанскими отношениями. Гораздо большую роль в этом сыграли российско-американские отношения. При яром посредничестве Турции азербайджанцы очень вежливо попросили Москву увеличить арендную плату в десятки раз, что было просто предлогом для ухода русских. Имеющая 30-летнюю историю Габалинская РЛС с развитием радиоэлектроники была оснащена новейшими средствами радиолокационной связи. Все это Россией с территории Азербайджана уже вывезено. Габалинская РЛС для Москвы, конечно же, потеря, но Россия, несомненно, выйдет из этого положения, найдет альтернативу.
– Если Сирия Асада падет, следующим в цепочке «демократизирующихся» стран, несомненно, будет Иран. Не станет ли это катализатором разморозки карабахского конфликта?
– В случае успеха западных поборников демократии в Иране Азербайджану могут отойти очень жирные куски в виде северных провинций ИРИ. В реальности никакого отношения к этим территориям Азербайджан никогда не имел и не имеет. Сирию уже сейчас стремятся раздробить на куски, чему пока противится Турция, не желающая получить под боком независимый Курдистан. Тот же сценарий может быть задействован и в Иране, в котором также проживают курды. И согласно иранским разведданным, иранские курды находятся ну в очень хороших отношениях с курдами азербайджанскими, которых, кстати, щедро финансирует Алиев. Переброска более 100 тысяч иранских и иракских курдов в Азербайджан, кстати, тоже ускользнула от внимания мировых СМИ. При этом в случае начала борьбы против режима аятолл Иран, несомненно, станет для Запада вторым Афганистаном, большой головной болью.
– А Карабах?
– В этих условиях проблема Карабаха, на мой взгляд, не является частью глобальной повестки дня. Это просто светящаяся точка на общем фоне противоречий и проблем глобального масштаба. И урегулирование карабахской проблемы пока что не очень нужно ни Западу, ни туркам с азербайджанцами. При этом я считаю, что в конце концов и карабахская проблема найдет свое решение. Придет время, когда Азербайджан и международное сообщество согласятся признать независимость Нагорного Карабаха в рамках границ 1991 года, получив взамен остальные территории. Реализация подобного сценария будет зависеть от того, что получит Баку после внедрения управляемого хаоса в Иране. Это вполне правдоподобный сценарий, разработка которого, уверен, уже ведется. Естественно, что российско-армянское военно-политическое сотрудничество в случае дальнейшего развития вполне может и способно внести свои коррективы в эти далеко идущие планы. Мне кажется, что уже многие понимают, что Карабах можно разбомбить, сровнять с землей, послать туда войска, но завоевать его невозможно. Подвергшийся агрессии Карабах будет похуже Афганистана, и в Баку это должны понимать.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии