«Дело Башаратьяна»: невыученные уроки наших правоохранителей
Взятка, коррупция, вымогательство, поборы – думаю, все мы готовы подтвердить, что эти явления превратили нашу реальную жизнь в сущий кошмар, ни одну жизненную проблему невозможно разрешить без взяток и подношений. Эта проблема – бич России, но особенно актуальна она в самом сердце страны, да еще с некоторых пор – в столице революции после триумфа «питерцев»! Цель нынешней статьи – попытка разобраться в конкретном случае, ибо зачастую под флагом борьбы с коррупцией имеет место банальная «заказуха» – расправиться с человеком, освободив его служебное кресло для «заказчика». Попутно намеченная жертва потенциально может стать очередной «палочкой» в графе служебных достижений правоохранительных органов с перспективой «выдоить» ее, манипулируя квалификацией т.н. «преступления» или минимальными сроками.
Юристы-профессионалы знают: фигуранты – жертвы подобных репортажей обречены, их лоб, как говорится, «уже помечен», ни один следователь или прокурор, а тем более судья не посмеет оправдать эту жертву, будь он хоть стократ невиновен. Иначе выстроенная система реализации воли самого или самих в считаные секунды разберется с «несогласным» в своих рядах, который посмел уклониться от намеченной линии. Примеров хоть отбавляй, и самое страшное, что этот «всепожирающий вирус карающего меча» не только аномально живуч, но и, как всякий «уважающий себя» вирус, осваивает новые и новые пространства. Министерство обороны, ЖКХ, медицина, детские и сиротские дома, образование – все это сравнительно недавно озвученные из «ящика» сферы, которые попали под «всевидящее око».
Хочу остановиться на образовании, а именно – на вузах и аспирантуре. Еще свежи в памяти эфирные скандалы, связанные с этой сферой.
Вспомним один из них. Вся столичная, да и российская вузовская общественность испытала настоящий шок, увидев душераздирающий сюжет задержания с поличным известного ученого и отменного вузовского менеджера, доцента факультета мировой политики МГУ Башаратьяна Михаила Карповича. Думаю, многие, в том числе и читатели газеты, знают «нашего Карпыча» (так называют его многие, в том числе студенты) как интеллигентного, честного и порядочного человека. И вдруг как гром среди ясного неба – он и его коллега из другого негосударственного вуза становятся объектом следственно-полицейской операции. Телевизионные кадры задержания шестидесятиоднолетнего, страдающего многими тяжелыми болезнями, награжденного 5 государственными наградами человека вызывают только одно чувство – жгучего стыда за власть во всех ее проявлениях. Так называемое «предварительное следствие» по уголовному делу №450785 после его молниеносного возбуждения уже с 31 октября 2012 года тянется в кабинетах следователей и прокуроров ЮЗАО г. Москвы. Даже беглый анализ обстоятельств этого дела о «получении взятки» дает очень и очень веские основания полагать, что данная операция (или провокация?) имеет глубокие корни. Авторы этой провокации, а подстрекательство к даче взятки вряд ли имеет иное название, не только заработали себе служебные бонусы (еще бы, задержали «взяточника» из МГУ!) и стали «халифами на час» благодаря телевидению, но и вынашивают далеко идущие планы относительно карьерного роста. Но данная крепость, построенная на песке обвинением, может развалиться в любой момент. Так, 28 января 2013 года была сформирована следственная группа в составе аж восьми следователей по особо важным делам и старших следователей Следственного комитета по округу и целых пяти начальников и старших оперов округа. На кону не только опасность потери своих должностей, к которым, кстати, многие из них шли долго и, может, даже дорого. К тому же их могут обвинить за совершение преступления против правосудия.
Фабрикация уголовного дела даже в нашей стране, как ни странно, – подсудное дело. Правда, по этой статье так редко правоохранители отправляются в места не столь отдаленные, что невольно думаешь о типографской ошибке при печати тиража Уголовного кодекса. А что же прокуроры и судьи, где же прокурорский и судейский надзор? Я уже отметил, что если Башаратьян М.К. и его коллега стали жертвой очередной кампанейщины, то система «своих» не сдает и из месяца в месяц суды и прокуроры штампуют почти идентичные постановления о продлении срока содержания под стражей.
Однако мой подзащитный не сдается, хотя его силы на исходе. Башаратьян М.К. в настоящее время томится в печально известной больнице Бутырской тюрьмы.
Естественно, защита Башаратьяна М.К., в том числе известный президент Гильдии российских адвокатов Мирзоев Г.Б., изо всех сил старается добиться справедливости для тяжелобольного ученого. Процесс эффективной защиты многократно затруднен еще и тем обстоятельством, что следствие ведется в ЮЗАО г. Москвы. Я, к сожалению, имею печальный опыт многолетнего общения со всеми правоохранителями этого округа относительно защиты владельца ресторана «Иль Питторе», у которого рейдеры с помощью системы отняли его многомиллионное имущество. В результате «Иль Питторе» взорвался (незаконное использование газа), были жертвы, однако законный владелец Григорян Р.П. до сих пор обивает пороги УВД и прокуратуры ЮЗАО. Это же на редкость сплоченное единство правоохранителей (УВД, Следственный комитет, прокуратура и суды округа) действует не первый год и превратилось в своего рода клан. За последние годы произошли революционные кадровые изменения в системе МВД и прокуратуры, однако более чем «мудрейшие» руководители этих структур пережили все кадровые бури и «успешно» развивают свою деятельность.
Сумеем ли мы достучаться до «дверей истины», не знаю, но верю, что вопиющее по своей несправедливости «дело Башаратьяна М.К.» должно развалиться еще на досудебной стадии. Пока что исключительно с целью сохранения жизни «нашего Карпыча» в адрес следователя было направлено ходатайство следующего содержания:
«Следователю по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве Меньшову К.С.
ХОДАТАЙСТВО
1. Об обеспечении необходимых мер для проведения медицинского исследования и лечения Башаратьяна М.К. в соответствии с постановлением правительства РФ от 28.12.2012 №1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
2. О приобщении к материалам дела заграничного паспорта Башаратьяна М.К.
3. Об истребовании сведений в отношении Джезаева Т.А., Хачирова К.Т. относительно требований ст.ст. 61 и 62 УПК РФ.
4. Об изменении меры пресечения в отношении Башаратьяна М.К.
Анализируя доступные защите на данном этапе следствия материалы дела, я и мой подзащитный ходатайствуем также не только о допросе обвиняемого, но и об активизации хода расследования, учитывая, что срок предварительного следствия необоснованно продлен. Вынужден напомнить Вам, что состояние здоровья 61-летнего Башаратьяна М.К. в настоящее время крайне угрожающее (он помещен в медицинскую часть изолятора) и дальнейшее содержание его под стражей напрямую угрожает его жизни и здоровью.
Учитывая, что состояние здоровья моего подзащитного резко ухудшилось в период уже после продления срока содержания под стражей, ХОДАТАЙСТВУЮ о незамедлительном рассмотрении вопроса об изменении меры пресечения в отношении Башаратьяна М.К. на любую иную, не связанную с содержанием под стражей. Сведения о состоянии здоровья Башаратьяна М.К., представленные Вами на судебном заседании при рассмотрении Вашего ходатайства о продлении срока содержания под стражей, явно устарели, учитывая резкое ухудшение состояния здоровья Башаратьяна М.К.
29 января 2013 года на судебном заседании в Черемушкинском районном суде защитниками Башаратьяна М.К. было представлено медицинское заключение от 25 декабря 2012 года за подписью заведующего отделением восстановительного сна ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» Управления делами президента РФ. Опираясь на это заключение и разъяснения специалистов, я довожу до Вашего сведения, что Башаратьян М.К., страдающий множеством тяжких хронических заболеваний, страдает также синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС), нуждается в незамедлительном контрольном исследовании степени тяжести СОАС в условиях специализированного медицинского учреждения. К сожалению, в условиях СИЗО указанное исследование невозможно, так как основным методом лечения средних и тяжелых форм СОАС является постоянное применение вспомогательной вентиляции легких во время ночного сна с помощью специальной сложнейшей дыхательной аппаратуры, которая имеется в наличии в ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» Управления делами президента РФ (адрес: Московская область, Одинцовский район, пос. Барвиха).
В соответствии с постановлением правительства РФ от 28.12.2012 №1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и в соответствии со ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, по решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений.
Учитывая, что в штате следственного изолятора отсутствует врач, специализирующийся на такого рода заболеваниях, я обратился с соответствующим заявлением о проведении медицинского освидетельствования Башаратьяна М.К. к заведующему отделением восстановительного сна ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» Управления делами президента РФ, заслуженному врачу РФ, доктору медицинских наук Бузунову Роману Вячеславовичу, который предварительно изучил представленные ему медицинские документы (он ранее уже обследовал моего подзащитного и представил медицинское заключение), дал свое согласие на проведение исследования в условиях СИЗО.
Предвидя возможные организационные сложности (консультация врача в СИЗО, оформление его прохода, решение вопросов о перевозке Башаратьяна М.К., подбор соответствующего лечебного помещения, обеспечение конвоя – возможно, на несколько суток – и т.д.), я повторно прошу Вас рассмотреть данное ходатайство об изменении меры пресечения в отношении Башаратьяна М.К.: при удовлетворении ходатайства все проблемы по обеспечению надлежащего лечения Башаратьяна М.К. будут решены самим Башаратьяном М.К. и его родственниками.
Заявленное ходатайство об изменении меры пресечения подлежит рассмотрению в самые сжатые сроки: как мне пояснили медицинские работники, психотравмирующая ситуация (нахождение под стражей в СИЗО) может послужить катализатором для наступления весьма негативных последствий для здоровья Башаратьяна М.К. – вплоть до его смерти во сне из-за прерывания и остановки дыхания.
Мне также стало известно, что состояние здоровья второго обвиняемого по настоящему делу – Бариса А.А. также угрожающее и он в настоящее время находится на лечении в медицинском секторе изолятора. Я посчитал своим человеческим долгом уведомить Вас также об этом, учитывая, что следственные действия с участием даже Бариса А.А. не проводятся в течение длительного времени. Я, конечно, понимаю, что у следователя своя тактика ведения следствия, однако вынужден напомнить, что под стражей находятся уже немолодые, ранее не судимые и больные люди и они вправе надеяться, что сроки предварительного следствия будут соблюдены с обеспечением их прав.
Изучая ограниченный объем материалов уголовного дела, я пришел к выводу, что у следствия имеются опасения, что в случае изменения меры пресечения в отношении Башаратьяна М.К. он может скрыться за пределами РФ. Хотя и очевидна беспочвенность и абсурдность подобных опасений, тем не менее, защитой принято решение добровольно сдать Вам на хранение заграничный паспорт Башаратьяна М.К. и просим Вас обеспечить его сохранность.
В ходе осуществления защиты по данному делу в моем распоряжении оказались сведения о том, что т.н. аспирант – «взяткодатель» Джазаев Темерлан Ахматович, член оперативно-следственной группы, оперуполномоченный ОЭБиПК УВД по ЮЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве (он проводил обыски по месту жительства и работы Башаратьяна М.К.) Хачиров Камал Тохтарович и заместитель прокурора ЮЗАО г. Москвы Дураев Марат Рашидович (как я предполагаю, давший согласие на возбуждение данного уголовного дела) являются уроженцами г. Усть-Джегута (Карачаево-Черкесская Республика Российской Федерации), а Джазаев и Хачиров не только учились в одной школе, но и являются двоюродными братьями по материнской линии.
Конечно, если указанные сведения являются достоверными, то ничего зазорного в этом, наверно, нет – мало ли в реальной жизни имеют место совпадения. Однако учитывая весьма странные обстоятельства доследственного этапа данного уголовного дела, трудно согласиться, что изначально запланированная операция по подстрекательству к даче и получению т.н. «взятки» является случайной. Весь ход предварительного следствия со дня возбуждения и до настоящего времени и некоторые обстоятельства дают защите основание полагать, что в данном случае имеются все основания для заявления отвода, учитывая, что ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещает использование результатов оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям закона».
Какое решение примет следователь, нам неизвестно. Нам также неизвестно, какое решение примет Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда, где на днях будут рассматривать апелляцию защиты на продление ареста Башаратьяна М.К.
Мы, как и многотысячная студенческая общественность, надеемся, что в это более чем странное дело наконец будет внесена не только ясность, но и будут установлены истинные мотивы этой нелицеприятной полицейской операции. Но что-то мне подсказывает, что без вмешательства соответствующих надзирающих структур за пределами ЮЗАО ничего не получится. Надеемся, что авторы сценария этой трагической истории не так уж всесильны за пределами «своего» округа. Или мы, не дай бог, заблуждаемся?..
Карен Нерсисян, адвокат
Группа поддержки М.К. Башаратьяна
http://vk.com/basharatyan
Оставьте свои комментарии