№ 4 (210) Март (1-15) 2013 года.

Терендез – Сретение Господне

Просмотров: 6603

Прошел один из важнейших духовных праздников Армянской Апостольской Церкви – Терендез (Сретение Господне). Священники армянской церкви Сурб Саргис Адлерского района города Сочи – Тер Езник и Тер Наири рассказали о смысле и праздновании Сретения.

– На протяжении всей многовековой истории армянского народа Армянская Церковь и духовенство всегда играли огромную, в некоторых случаях даже судьбоносную роль в решении важнейших государственных вопросов. Какова роль сегодняшней Церкви в большой армянской диаспоре, в частности в Сочинской армянской общине?

Тер Езник: Церковь и сегодня играет очень большую и важную роль в жизни особенно тех людей, которые по тем или иным причинам оторваны от исторической Родины и живут среди представителей других наций и конфессий. Ведь народ остается преданным своим корням в первую очередь благодаря вере, родному языку и культуре… Церковь в данном случае играет основополагающую роль – она помимо своих непосредственных обязанностей выполняет функции культурного центра, школы, для своих прихожан делает все для приобщения их к высокой духовной культуре армянского народа. При церкви Сурб Саргис успешно действуют армянская воскресная школа, церковный хор. Его можно слышать во время утренних и вечерних песнопений, священных панихид, других церковных обрядов. Как и положено армянской апостольской церкви, мы читаем проповеди, объясняем нашим прихожанам суть и истинный смысл того или иного праздника, ритуального обряда, литургии и т.д. По всем правилам и обычаям Церкви венчаем новобрачных, крестим детей и взрослых. Таким образом, наша церковь выполняет воспитательную миссию, собирая вокруг себя молодежь и представителей подрастающего поколения.

Тер Наири: Мы должны сеять в душах наших прихожан чувства любви, покаяния и глубокой нежной привязанности к своей вере, народу, Родине, языку, культуре и истории. Каждый из них по разным причинам живет вдали от отчего дома, родного очага. В глубине души у многих из них своя боль, обида, следы неуверенности, порой – потеря веры и надежды. Восстановить все это заново и вылечить их душевные раны – наша забота и священный долг.

– 14 февраля армянский народ отметил Сретение Господне – Терендез. Расскажите, пожалуйста, о подлинной сути этого праздника, его происхождении.

Тер Езник: Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14 февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древней традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.

Тер Наири: В этот Господний праздник Армянская Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса. Но корни этого духовного обряда уходят далеко в глубину истории. Евреи в знак благодарности Всевышнему стали посвящать Ему своих первенцев мужского пола. На 40-й день после рождения младенца принесли в храм, чтобы представить Всевышнему и принести жертвы. Следуя древнему обычаю, Иосиф и Мария прибыли в Иерусалим, чтобы посвятить Богу младенца Иисуса. Будучи людьми необеспеченными, они пожертвовали храму не овна, а двух горлиц. Евангелист Лука пишет, что едва они переступили порог храма, как сюда по вдохновению свыше пришел старец Симеон. По преданию, в молодости он был одним из 72 переводчиков Священного Писания, которые по велению египетского царя Птолемея переводили Ветхий Завет на греческий язык. Работая над переводом библейской книги, пророк Исаия усомнился в достоверности слов о рождении Христа Девой и решил своевольно заменить «деву» на «женщину». Ангел запретил ему такое своеволие и восстановил слово «дева», записав его золотыми буквами. Он предсказал изумленному Симеону, что тот «не увидит смерти, доколе не узрит Христа».

И так, придя в храм, старец увидел Богомладенца, в котором по наитию признал Христа, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое».

Что же в тот час привело Симеона в храм и почему он признал в младенце Христа? Только ли по вдохновению свыше? Иосиф и Мария зашли в храм через восточные ворота, которые отворились перед ними сами собой, что и напомнило Симеону о пророчестве Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены». Сюда же в храм пришла и 84-летняя вдова Анна – пророчица, которая на протяжении многих лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Когда Симеон взял Иисуса на руки, Анна, также по вдохновению свыше признавшая в Нем Спасителя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме».

И праздник Терендез установлен в честь сретения (то есть встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Он был введен в чин Господних праздников благодаря брату Господню, апостолу и первому иерусалимскому епископу Иакову. Уже в IV веке отцы Церкви Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие посвящали празднику Сретения торжественные проповеди.

– Несмотря на то, что Терендез является одним из самых распространенных и любимых праздников армянского народа, немногие знают истинную историю его возникновения, основной смысл, таинства обряда и связанные с ним каноны празднования. Большое спасибо за столь подробное объяснение и детальное описание происхождения праздника! Но есть противоречивые мнения об армянском названии праздника. Что означает Терендез и когда Сретение Господне вошло в армянский церковный календарь?

Тер Езник: Хотя этот праздник входит в число Господних, западные церкви, в частности Римская Католическая, посвящают его Богородице. Сретение отделилось от Богоявления и вошло в календарь армянских церковных праздников как самостоятельный праздник еще в IV – V веке при Католикосе Сааке Партеве. Терендез, или Тъярнэндарач, входит в число неподвижных праздников Армянской Апостольской Церкви и переводится как «навстречу Господу», «встречать Господа», «Господь с вами».

– Как храм Сурб Саргис отмечает Терендез?

Тер Наири: Как уже сказал Тер Езник, еще 13-го вечером, накануне праздника, нами совершается торжественная служба, которая сопровождается праздничными песнопениями священных шараканов. На древнем армянском языке – грабаре читаем «Отче наш», другие подходящие молитвы. Потом зажигаем свечи на алтаре, совершаем обряд благословения свечи, от которой прихожане зажигают свои свечи. После службы, по древней традиции, разжигается костер, вокруг которого начинается всеобщее веселье. Этот обычай восходит к языческому празднику, посвященному верховному богу Арамазду, чей главный жертвенник находился в поселении Багаран. Каждый год мы празднуем этот замечательный и романтический праздник, и с каждым годом все больше молодежи участвует в нем.

– Бытует мнение, что Терендез, или Тъярнэндарач, – это в первую очередь праздник для молодоженов и влюбленных и они являются главными героями этого праздника. Для них существуют определенные обязанности, которые новобрачные должны выполнить в процессе обряда. Например, пары должны прыгать через костер, не расцепив рук, тогда их союз будет крепким.

Тер Езник: Главные участники этого священного обряда – действительно юноши и девушки, молодожены или собирающиеся пожениться в текущем году. После праздничной Святой литургии Тъярнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. По обычаю, они прыгают через костер, а старшие осыпают их семенами пшеницы и конопли. Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня.

– Благодарю Вас от имени читателей нашей газеты и от всех прихожан церкви Сурб Саргис за познавательную беседу! Что бы Вы пожелали читателям газеты «Ноев Ковчег»?

– В первую очередь читателям газеты «Ноев Ковчег», прихожанам армянской апостольской церкви Сурб Саргис мы желаем крепкого здоровья, мирного неба, благополучия и процветания и призываем участвовать в наших мероприятиях, священных службах или просто прийти поставить свечку!

Беседу вела Анаит Антонян, Сочи

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Трндез и Сретение наше с руссами общее наследие предков. Надо беречь дохристианское прошлое.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты