№ 5 (211) Март (16–31) 2013 года.

Президентские выборы в Армении: «мыльная опера» с элементами детектива

Просмотров: 6211

Только что состоявшиеся выборы президента Армении неожиданно для всех оказались достаточно примечательными и интересными. Во-первых, это были президентские выборы, итог которых был фактически предопределен более чем за полгода. Он был обусловлен результатами предыдущих парламентских выборов, состоявшихся в Армении 6 мая 2012 г. По их итогам Республиканская партия, возглавляемая действующим президентом, набрала достаточно голосов, чтобы самостоятельно (даже без помощи своего политического сателлита – партии «Страна закона») сформировать правительство, для проформы пригласив данную партию составить правящую коалицию.

В то же время бывший соратник республиканцев по правящей коалиции до мая 2012 года – партия «Процветающая Армения», возглавляемая, возможно, богатейшим человеком Армении Гагиком Царукяном, заняла второе место. После этого вплоть до декабря 2012 года главная (и фактически единственная) интрига внутриполитической жизни Армении состояла в поисках ответа на ключевой вопрос: войдет ли «Процветающая Армения» в коалицию, поддержав кандидатуру С. Саргсяна на президентских выборах, или решит самостоятельно участвовать с собственным кандидатом? Войти в правительство на предлагаемых РПА условиях партия Царукяна не захотела, а выступить с самостоятельным кандидатом (вначале вроде бы рассматривался бывший глава МИД Вартан Осканян, а затем – уже сам лидер партии Гагик Царукян) в конце концов так и не решилась.

Пойти на открытую конфронтации с действующим президентом один из богатейших людей страны не захотел, хотя свое окончательное решение объявил лишь в середине декабря 2012 г. Власти этому были очень даже рады, хотя Царукян, наверное, был бы наиболее удобным для Сержа Саргсяна соперником на президентских выборах (и правила игры в целом соблюдал бы, и результаты выборов признал бы, да и ход избирательной кампании на «радость» международным наблюдателям был бы конкурентным). Однако властям то ли решительности не хватило, то ли креативности, скорее всего и того, и другого.

В результате отказ Царукяна незадолго до начала избирательной кампании участвовать в президентской гонке создал фактически внутриполитический вакуум, т.к. «Процветающая Армения» с ее региональными структурами была единственной силой, способной бросить вызов республиканцам во главе с Сержем Саргсяном. И это обусловило вторую важную особенность президентских выборов в Армении 2013 г.: впервые после самых первых выборов президента Армении осенью 1991 г. президентские выборы в Армении стали почти (формально в них участвовало 7 кандидатов) не конкурентными.

После отказа Г. Царукяна две другие парламентские оппозиционные партии – Армянский национальный конгресс и «Дашнакцутюн», опасаясь, что не смогут набрать достаточного количества голосов (что могло негативно сказаться на их политических позициях), попросту бойкотировали выборы. При этом основная оппозиционная партия – АНК – в результате этого решения оказалась в серьезном структурном кризисе и на грани распада.

Из соперников С. Саргсяна только лидер парламентской партии «Наследие», родившийся в США Раффи Ованнисян мог опираться на ресурсы действующей политической партии, заслуженно претендуя на второе место.

Соответственно для действующего президента Сержа Саргсяна задача перед началом выборов состояла не в том, чтобы победить, а в том, чтобы «случайно» не победить с «неприлично» большим разрывом голосов. Это могло бы создать и у общественности, и на международной арене впечатление того, что в такой достаточно плюралистичной стране с гибридным политическим режимом «мягкого» авторитаризма, как Армения, исходы выборов были весьма похожими на выборы у некоторых других постсоветских соседей. Очевидно, что Сержу Саргсяну и его политической команде не очень хотелось бы попасть в такую «плохую компанию». Это во многом обусловило тот факт, что власти в ходе выборов не мобилизовали весь тот административный ресурс, который мог быть потенциально использован в ходе выборов для набора голосов в пользу действующего президента.

В результате в условиях почти отсутствия реального политического процесса выборы в Армении приобрели характер скучного, вялотекущего спектакля, когда казалось, что ничто не предвещает интриги. Однако интрига все же случилась, и в политической жизни страны началась «мыльная опера» с элементами политического детектива: в ночь на 31 января состоялось покушение на одного из кандидатов в президенты, бывшего известного антисоветского диссидента, проведшего 18 лет в советских тюрьмах, Паруйра Айрикяна. Он был ранен в плечо, госпитализирован, однако, к счастью, жизни ничего не угрожало. Так как Айрикян в лучшем случае, по данным социологических опросов, мог претендовать лишь на 3-е или 4-е место, то вряд ли это покушение исходило от какой-либо серьезной политической силы Армении. Внешний след также всерьез никем не рассматривался. Тем более это покушение не исходило из интересов властей, стремящихся как можно скорее провести казавшиеся легкими выборы без особых нарушений.

Айрикян был госпитализирован и по Конституции Армении имел право отсрочки выборов на две недели, хотя чисто из пропагандистских соображений и пика внимания к своей персоне непосредственно после покушения ему выгоднее было провести их в срок. Однако на этом «мыльная опера» с элементами детектива не закончилась, а стала приобретать еще и черты «комедии положений». Спустя несколько дней Служба национальной безопасности Армении задержала двух подозреваемых в покушении на Айрикяна, которые сразу же сознались в преступлении. Однако вскоре стала появляться информация, что они являлись соседями одного из кандидатов, Вартана Седракяна (во время выборов представляющегося «специалистом по армянским эпосам», хотя таковым в реальности не являющегося), и даже делали у него дома ремонт. У общественности стали появляться многозначительные вопросы и даже подозрения, однако следствие не спешило делиться информацией до даты выборов.

Интрига еще более завертелась, когда за неделю до выборов «специалист по эпосам» и по совместительству кандидат в президенты Седракян созвал «превентивную» пресс-конференцию. Он заявил, что сразу же после выборов, 22-23 февраля он будет арестован, причем ему будут предъявлены обвинения в организации не только покушения на Айрикяна, но и многих других громких событий политической жизни Армении, к примеру теракта 27 октября 1999 г. в армянском парламенте.

Столь интригующие события вокруг президентских выборов, фактически затмивших собой реальный ход политической борьбы, в исходе которой никто не сомневался, продолжились и после оглашения официальных итогов выборов. Во многом неожиданно для себя и своей команды получивший порядка 37% голосов Раффи Ованнисян после оглашения итогов выборов выразил свое несогласие с результатами и провозгласил себя «избранным президентом», начав акции протеста и митинги в Ереване и в регионах страны. Это не стало большой неожиданностью для внутриполитической практики Армении, т.к. начиная еще с президентских выборов 1996 г. занявший, по официальным данным, второе место кандидат в президенты фактически объявлял себя «в реальности» победившим президентом. Однако на этот раз поствыборные процессы получили достаточно неожиданный характер.

Несмотря на свою весьма активную критическую риторику, Раффи Ованнисян не пошел ни на силовой захват власти в традициях «классической» постсоветской «цветной» революции, ни на чрезмерное обострение отношений с действующими властями. Более того, он даже встретился с президентом Сержем Саргсяном, проведя с ним полтора часа в обсуждении сложившейся в Армении поствыборной ситуации. Данная ситуация была практически беспрецедентной в истории Армении: после 1991 г. никогда еще набравший, по официальным итогам выборов, второе место кандидат в президенты, не признавая итоги самих выборов, встретился и провел достаточно мирную беседу, проходящую даже в несколько шутливом тоне. Провозглашенная им «революция приветствий», в ходе которой он неоднократно заявлял, что намерен вести ее в конституционных рамках, не прибегая к насилию, явилась достаточно новым явлением в политической культуре и практике Армении.

Естественно, что выбранная Р. Ованнисяном и его сторонниками стратегия не сможет привести к добровольной смене президентской власти в Армении. Однако если ему удастся сохранить «необходимый градус» политической борьбы, продолжая митинги и иные политические формы борьбы в конституционных рамках достаточно долго, это может теоретически заставить власти пойти на некоторые политические уступки. Как минимум, в данном случае Р. Ованнисян может иметь неплохие шансы на победу в выборах мэра Еревана 5 мая 2013 г., а как максимум – теоретически создать условия для внеочередных парламентских выборов.

Однако все это будет зависеть, как уже отмечалось, от его способности капитализировать на перспективу полученные им во время выборов голоса. Пока еще ни одной оппозиционной силе в Армении этого не удавалось сделать. Станут ли «Наследие» и Раффи Ованнисян в этом случае вновь удачным исключением – покажет дальнейшее развитие внутриполитических событий.

Сергей Минасян, руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек