№ 5 (211) Март (16–31) 2013 года.

Езиды. Кто они?

Просмотров: 291602

В мире очень мало народов, история которых исчисляется несколькими тысячелетиями. Один из этих народов – езиды. Их происхождение неоднозначно воспринимается научной общественностью. Есть три основные версии: – езиды – прямые потомки вавилонян; – езиды – прямые потомки шумеров; – езиды – выходцы из Индии, из Бумбаи (Бомбея), перекочевавшие на север Ирака. Следует отметить, что ни одна из версий не подтверждается научными доказательствами. Однако именно районы Мосула и Синджара на севере Ирака, где проживает большая часть езидов, считаются их родиной.

Возникает естественный вопрос: как народ, никогда не имевший собственного государства, смог на протяжении тысячелетий сохранить свою идентичность? История знает подобные, или похожие примеры (копты, евреи, ассирийцы, греки, армяне, тибетцы…), и во всех этих случаях основой выживания народов была духовность, строгое соблюдение народом морально-нравственных норм.

Как и многие народы, езиды до формирования своей религии в ХII – ХV вв. были язычниками, солнцепоклонниками. В VII в. езиды решительно отвергли навязываемый им ислам. Более того, 10 октября 683 г. во время битвы при Кербале езид по имени Красный Султан Езид убил одного из сыновей Шиа Али – Хусейна, а сам Красный Султан Езид пропал без вести. В смерти и второго сына Шиа Али – Асана также обвинили езидов. С этих пор народ Малаке Тавуса стал называть себя езидами. И с этого времени езиды стали беспощадно преследоваться мусульманами. Другой причиной гонений на езидов были обвинения их в «сектантстве и поклонении дьяволу», хотя в религии езидов нет ни малейшего упоминания о каких-то «падших ангелах». Из-за этих и других причин их религия носит закрытый характер и плохо изучена. Вероучение езидов, основоположником которого является шейх Ади ибн Мусафир (1072 – 1162), вобрало в себе элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Сами же езиды называют свою религию – Шарфадин.

Езиды признают Бога-творца, создателя Вселенной Хуаде и верховного ангела (божества) Малаке Тавуса (в образе павлина). Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, что в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Там же находится резиденция духовного лидера езидов – Шеха Мири. Все езиды должны соблюдать свои законы и обычаи, строго сохранять все принципы. Прежде всего, езиды делятся на три основные касты. Каждый езид должен жениться на девушке из своей касты (это напоминает кастовость социума в Индии). Кроме того, шехи и пиры (духовные лица), которые в свою очередь делятся на подкасты, должны жениться только на девушке своей подкасты. Езиды не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей. В противном случае они и их потомство не могут называть себя езидами и общество соответственно не примет их.

Езидский народ свято чтит свои обычаи и отмечает свои национальные праздники. В этом и есть секрет долговечности этого народа!

Язык езидов – эздики принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Хотя и есть утверждения, что езиды говорят на одном из диалектов курдского языка – курманджи, сами же езиды, в подавляющем большинстве, считают своим языком именно эздики. Пользуются русским алфавитом и семью буквами латинского, созвучными звукам своего языка.

В мире, по разным оценкам, насчитывается от 1 до 3 миллионов езидов, из которых более одного миллиона проживает на севере Ирака, остальные – в Армении, Грузии, России, Германии, Франции, США и в некоторых других странах.

Езиды проживали в Кавказском регионе со времен Средневековья. Их единичные племена были замечены в Закавказье в XVIII веке. В 1770-х годах царь Грузии Ираклий II предпринял попытку установить диалог с езидами, используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю. Ираклий II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобану-ага, в котором он предлагал вступить в немусульманский союз с армянами и ассирийцами против османского султана. Более массовая миграция езидов в Закавказье наблюдалась во время и после Крымской (1853-1856) и Русско-турецкой (1877-1878) войн. Тем не менее, в начале XX столетия большинство современных езидов поселились в Армении и Грузии в результате религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских организаций (за период 1915 – 1918 гг.

в Турции были убиты более 500.000 езидов, что, к сожалению, не получает достаточного внимания со стороны мировой общественности). Эти езиды прибыли из районов Вана, Баязеда, Карса и Сурмалу.

Так как езиды были сельскими жителями, они селились в основном в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они находили пристанище и в городах — сначала в Тбилиси, а затем в Телави и Рустави. Согласно последним советским данным (перепись населения СССР 1989 г.), в Грузии и Армении проживали около 90.000 езидов. А до 1989 г. езидов несправедливо относили к курдам. Сегодня езидов относят к отдельной этноконфессиональной группе, признанной международным сообществом, в частности Евросоюзом.

В Республике Армения проживают около 60.000 езидов. Занимаются они не только традиционным для них овцеводством и сельским хозяйством, но и в других отраслях народного хозяйства. Армения является единственным государством, где действуют школы с обучением езидскому языку и литературе (с 1-го по 9-й классы). Их сегодня 34.

В стране издаются учебники и художественная литература на езидском языке, выходит ежемесячный журнал «Эздихана» с текстами на езидском, армянском и русском языках. Создан фонд для развития езидской науки и культуры, существуют ежедневные радиопередачи на езидском языке. В Армении находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которого является дважды Народный герой, профессор народной истории езидов и богословия Азиз Тамоян. Наконец, в сентябре 2012 г. в Армавирском марзе Армении был открыт езидский храм Лалиш. Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении. Он вмещает около 30 человек, имеет традиционную форму езидских конусообразных святилищ, построен из камня и облицован мрамором. Рядом расположилась трапезная на 2000 человек, в перспективе планируется возведение здания, где будут служебные помещения для священнослужителей и помещение для паломников.

По словам Азиза Тамояна, Армения – единственная страна, где на государственном уровне поддерживаются духовные и культурные традиции езидского народа, а армяне – единственный народ, который по-братски относится к езидам, и именно это обстоятельство подвигло езидов писать свои фамилии на армянский лад, с использованием окончания «ян».

Езиды внесли свой посильный вклад в устранение последствий страшного спитакского землетрясения в 1988 году.

Особо хочется отметить роль езидов в освободительной борьбе народа Арцаха.

С самого начала карабахского движения езиды вместе с армянским народом встали на защиту справедливого требования карабахских армян о воссоединении с родиной – Арменией. На зверства наших восточных соседей они ответили созданием под руководством Азиза Тамояна езидского отряда ополченцев имени Джангира-аги (он со своей знаменитой конницей в 500 человек в 1918 г. воевал против турок в Баш-Апаране и Сардарапате и вместе с армянскими солдатами разбил и отбросил дивизию Шевкета-паши. Джангиру-аге поставлен памятник в Ереване). Отряд воевал практически на всех участках фронта, внеся свой посильный вклад в дело независимости народа Арцаха. Добровольцев-езидов принял Католикос всех армян Вазген I и благословил их. Многие из них за мужество и героизм удостоились правительственных наград. Как говорит Азиз Тамоян, в случае начала военных действий езиды Армении готовы снова встать на защиту свободы и суверенитета Арцаха. Как Сардарапат в начале прошлого века, так и Арцах в наши дни стал символом нерушимой дружбы армян и езидов. 36 молодых езидов пали смертью храбрых на полях карабахских сражений. Память о них увековечена народом.

Президент Национального союза езидов мира говорит: «В Армении действительно созданы все условия для сохранения и развития езидского языка, литературы и культуры, но у остальных езидов есть большая проблема, связанная с их курдизацией, порой насильственной. Ведь у нас с курдами мало общего, более того, не секрет, что в начале прошлого века турки убивали нас, как и армян, в большинстве случаев руками курдов. Мы пытаемся всеми возможными цивилизованными методами устранить эту опасность и надеемся на международную солидарность».

В заключение хочу привести одну из основных езидских молитв, характеризующих этот народ как доброжелательный, миролюбивый и лояльный: «О, Боже, сперва дай счастье и благо 72 народам, а потом нам, езидам».

Александр Газарян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 1440 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Езиды - дружественный народ для армян,они также пострадали от турков и всякой нечисти.
  2. Все отошли от нашей исконно армянской-арийской религии солнцепоклонников - армяне, персы, славяне... Нашу Веру сохранили езиды. Сила!!!
  3. Почему-то автор не упомянул о четвертой основной версии происхождения: езиды это курды - язычники.
  4. религия хаев плавает в мифической ковчеге Ноя от море до море и не находит того берега, куда причалить.
  5. Зато вам-обрезантам есть куда причалить - в чудесные степи и полупустыни Средней Азии, в заилийское Алатау.
  6. "автор не упомянул о четвертой версии происхождения: езиды это курды-язычники". Не упомянул, потому что такой версии попросту нет. Более того, как упомянуто в статье, Азиз Тамоян, Президент Национального Союза Армении и мира выражает сильное беспокойство езидов мира в связи с их курдизацией, порой насильственной, например в Турции и на севере Ирака. Да будет Вам известно, Грант, что до переписи 1989 года в СССР такой нации как езиды просто "не существовало". И только работа большой группы компетентных специалистов, которые добивались признания езидов как отдельной этно-конфессиональной группы в решающих инстанциях (ЦК КПСС), принесла желаемый и справедливый результат. А что касается религии армян, молограмотный, пронизанный желчью и ядом арменофобоии Гесер, именно она давала нам духовную и нравственную силу на протяжении веков. В отличие от вас, ищущих свою генеалогию то в мидийцах, то в кавказских албанцах, то еще где-то... Поэтому я даю вам, азикам, свое определение: народ с ограниченной нравственностью. За примерами ходить далеко не надо: подонок рамиль сафаров и гуманисты Акрам Айлисли и Рустам Ибрагимбеков.
  7. Чемодан-вокзал-Алтай
  8. Езиды не язычники и не курды, а братский армянам иранский народ солнцепоклонников. Кстати, этноним "езди" армянский: ез ди - бычья вера или бык-бог. Имелось ввиду сильная преданность езидов к своей (нашей) солнечной религии.
  9. Ездиды как и армяне были солнцепоклонниками, а это арийская религия, бог солнца всех арийцев назывался АР, оттуда и происходит армянское слово солнца АРев, Арегак, и до сих пор когда мы армяне клянемся, мы всеравно клянемся нашему арийскому богу солнца, и говорим ИМ АРев, ахпорс Арев, морс Арев, то есть клянусь Солнцу моей матери, Клянусь солнцу моего брата, и все являются частицей солнцы АР, и от этого обрашение у армян друг к другу до сих пор осталось по арийски АРА, от этого и все армянские и больше греческих имен имеют корни АР, АРтавазд, АРташес, АРмен, АРам, АРтем, АРкадий, известное всем имя АРТУР, тоже арийское солнцепоклонников, имя АРТУР римляне увели в Англия с нашего региона, АРТУР означает СОЛНЦЕ ДАЮШИЙ, после христианства это имя перешло и вместо АР ТУР, стала ХАЧА ТУР, Крест даюший, АСТВАЦА ТУР, или АСА ТУР, бога даюший, турки перевели по своему, и к сожалению до сих пор мы имеем такие фамилии как АЛЛАХ ВЕРДЯН, ВЕРДЫ по турецки ДАЮШИЙ, из всего этого ясно мы из арийского теста, также как и езиды, а значит между нами не может быть вражды
  10. Судя по всему, Вы поверхностно подготовились к написанию данной статьи.Да будет Вам известно, Автор, что езиды - это прежде всего этноконфессиональная группа этнических курдов, говорящих на курдском диалекте "курманджи".По словам Главы Духовного Совета езидов Ирака Мир Тахсин Бега:- "...Езиды никогда не поставят под сомнение свою КУРДСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ.Мы никогда не пойдем на компромисс по нашей курдской идентичности"http://kurdistan.ru/2010/09/27/news-7142_Mir_Tahsin_Beg_ezid.html. Это сказал главный езид Ирака, а именно там проживает около 90% всех езидов мира. Так что делать вид, что такой версии, видите ли нет, абсолютно неправильно и непрофессионально.Во всяком случае уж коль Вы упомянули о 3 экзотических версиях происхождения, о которых всерьез никто кроме Вас не говорит, то обязаны были сказать и о самой очевидной версии ( курдской).Хотя бы ради объективности и корректности.
  11. Уважаемый Грант! Обвиняя меня в "поверхностной подготовке в написании данной статьи" Вы, очевидно, не совсем в курсе курдско-езидских отношений. Глава Духовного Совета езидов Ирака Мир Тахсин Бег действительно произнес эти слова, но он говорил об этом под сильным давлением курдского руководства Северного Ирака. Курдам это необходимо, потому что районы компактного проживания езидов в Ираке (Мосул, Киркук Синджар)очень богаты нефтью. Посмотрите, что там творится когда езид называет себя езидом, а не курдом ... Кстати, Мир Тахсин Бег удостоился довольно холодного приема на открытии святыни езидов Лалиш в Армении. Что касается языков курманджи и эздики, то они совершенно разные. Да будет Вам известно, Грант, что Евросоюз 1 мая 2002 года своим Решением признал езидов отдельной этно-конфессиональной группой, т.е. отличной от курдов. Так что Автор постарался быть объективным и корректным.
  12. Уважаемый Автор!Да будет Вам известно, Автор, что езидов в Армении сейчас менее 40 тыс.человек, а в Ираке более 700 тысяч.Так что холодный прием лидера иракских ( а значит и мирового) езидов в Армении вовсе не доказывает, что езиды - отдельный этнос.Во всяком случае, вес и значение в езидском мире главы езидов Ирака Мир Тахсин Бега неизмеримо выше, чем г-на Азиза Тамояна.И ведь тоже самое про давление и на г-на Тамояна можно рассказать.Кто опровергнет? Он сам? Так ведь и Мир Тахсин Бег опровергнет Ваше мнение про то, что он под давлением что-то сказал.И я совсем не уверен в тёплом приеме, который оказали бы езиды Ирака, в случае приезда туда Азиза Тамояна.Кстати говоря,истинная главная святыня езидов храм Лалеш (Лалиш) находится, как Вы справедливо отметили, в Ираке, недалеко от г.Мосул.А в Армении езидский храм открыт только в прошлом году. Так что, может быть Вы и постарались быть "объективным и корректным", но не вышло.Недопустимо умалчивать об основной версии только потому, что она Вам не нравится.Объективность и корректность именно в том и заключается, чтобы показать обсуждаемую проблему, явление, предмет выпукло, со всех сторон, а не выпячивать понравившиеся Вам версии и не упоминать другие.И уж упомянуть о высказывании лидера иракских езидов Вы должны были обязательно, коль претендуете на объективность.
  13. Грант, Автор правильно не указал о твоей версии происхождения езидов, потому что ее действительно нет. Я понимаю, что ты или езид, обращенный курдом, или просто курд.Но пойми, мы совершенно разные народы и мы, езиды, не хотим быть курдами. Мы - езиды. Спасибо автору за то,что привел дату Решения Евросоюза о признании езидов отдельной этно-конфессиональной группой. Холодный прием кого-то и где-то не может служить определением национальности. Главное, что народ считает себя езидами.
  14. Во-первых, обращайтесь ко мне на "Вы", как это принято у воспитанных людей. Во-вторых,свои претензии адресуйте не мне, а духовному лидеру подавляющего числа езидов г-ну Мир Тахсин Бегу.Это ведь он заявил, что езиды - это курды.И ему, думаю, виднее.У него спросите "кем себя считает народ".Я лишь процитировал его.Ему, в отличие от Вас, позволительно говорить от имени всего народа.В- третьих, понятие "этноконфессиональная группа" не означает отдельного этноса.Если бы был отдельный этнос, то так и сказали бы "этнический курд" или "этнический езид". Понимаете? А группа потому и этноконфессиональная, что отличается от основного этноса своей КОНФЕССИЕЙ, т.е. своей отдельной религией. У нас, армян, тоже такие этноконфессиональные группы имеются - , например хемшилы. В -четвертых, если я высказываю мнение, которое Вам не нравится это не означает, что я курд или езид, хотящий быть курдом.Что это у Вас за странный примитивный подход? Я армянин.Понятно? Попытайтесь понять все мною написанное, если, конечно, Вы реальный Ростаом, а не клон для поддержки.
  15. Тут написан полный бред, автору должно быть стыдно, написать про народ и не иметь доказательств...Просьба никому не читать, какой смысл читать данный текст если автор указывает что сына Али Шэра (зятя пророка Мухамеда) убил Султан Езид!!!? Сына Али Шэра убил Язид бн Муави, основатель династии Омейдов и по происхождению был АРАБ ( это знает весь МИР), и никакого отношения к Слтан Езиду не имеет ( так как езидский Слтан Эзид, у Езидов считается мифическим царем, который был еще до прихода пророка Моисея)... Дальше нет смысла читать данный текст, дабы не оскернять свой разум....
  16. Уважаемый Арам ( ахпэрс), меня зовут Максим, по национальности я Езид, из касты Шэхов, сам изучал религию и историю Езидов с 3 лет, закончил духовную семинарию Езидского народа на протяжении 14 лет...
  17. И кстатье, уважаемый Арам, вы написали про то чтобы текст был "вменяем", тут я так называемого "вменяемого" текста не вижу, но при этом администрация Ноев-ковчег, данные текст опубликовало? Даже не спросив у автора, про источники данного текста...
  18. Statya bilo ochen xoroshoi, i mnogim ono panravilos, i spasibo gazetu Noev Kovcheg za publikaciu statyu pro Ezidov, i konechno avtora statyi A. Ghazaryana, za xoroshuyu informaciu, tem kotorovo eto statya ne budet ponravitsya eto vragi ne tolko ezidskogo naroda, no i vragi Armyanskovo naroda, nashevo blizkovo naroda, mi s Armyanami drujim mnogo let, daje vo vremena 1915 goda Ezidi stali na zashitu Armyanov, protiv kurdov, i do six por nashi narodi ochen blizki drug k drugu. Statya ochen xoroshaya, THANKS for everything
  19. Ну раз вы считаете себя потомками убийц, внуков пророка Мухамеда, но удачи вам на день Шахшэ Бахшэ с Шиитами... И кстате если вы не Езид...
  20. Уважаемый Езид! Конечно, Ваше беспокойство по отношению истории езидов достойно уважения, но определения Ваши: "полный бред", "стыд", "доказательства" и вообще "дальше не стоит читать данный текст, дабы не осквернять свой разум" не только не корректны, но и не выдерживают никакой критики. А у Вас есть доказательства своим утверждениям? Кроме того, Вы утверждаете, что "изучали религию и историю езидов с 3 лет, закончил Духовную семинарию Езидского народа на протяжении 14 лет". Скажите, пожалуйста, где находится эта семинария и что за программа обучения принята там? И если возможно, сообщите названия литературы по которой там изучают историю езидов. Посмотрите на оценку статьи читателями!
  21. Не езид, а езди = ез+ди = бычья вера (арм.). За упорство, стойкость и верность к религии предков! Апрек ездик!
  22. Уважаемый Автор, да бы не рассписывать все, это видео про моего отца https://www.youtube.com/watch?v=VsouwkY87DM, смотрите там и Вазген Арачи патриарх всех Армян (царство ему небесное... Поверьте ваш данный текст, не корректен, если вы согласны, я могу дать вам свой скайп, и там докажу каждое свое слово...
  23. Уважаемый Езид! Буду рад пообщаться с Вами. Думаю, это будет интересное общение. Адрес моего скайпа: aleksandr.ghazaryan. Жду.
  24. Не стоит искать противоречия в заявлениях Мир Тахсин Бега и Азиза Тамояна.Мне повезло знать и дружить с езидами,и даже однажды по приглашнию 8 лет назад посетить Давэ Лалыш. Езиды и курды ,конечно, имеют общие корни.Разница лишь в том, что курды путем исламизации начали постепенно смешиватся с другими народностьями.Сегодня курды из разных регионов говорят на сильно отличных диалектах. Езиды же в силу их религии почти неизменно сохранили язык и идентичность, и несомненно ближе к своим корням. Так что ,неуместно говорить о "язычестве" езидов.Так как они носители более древней религии.
  25. Не стоит искать противоречия в заявлениях Мир Тахсин Бега и Азиза Тамояна.Мне повезло знать и дружить с езидами,и даже однажды по приглашнию 8 лет назад посетить Давэ Лалыш. Езиды и курды ,конечно, имеют общие корни.Разница лишь в том, что курды путем исламизации начали постепенно смешиватся с другими народностьями.Сегодня курды из разных регионов говорят на сильно отличных диалектах. Езиды же в силу их религии почти неизменно сохранили язык и идентичность, и несомненно ближе к своим корням. Так что ,неуместно говорить о "язычестве" езидов.Так как они носители более древней религии.
  26. Какой интересный езидский храм Лалиш! Впервые вижу культовое сооружение этого народа. Спасибо!
  27. Уважаемый Автор, это мой скайп shah2013...Я не могу вас найти в скайпе, там несколько человек по вашему логину...
  28. Уважаемый Езид! Уточняю логин моего скайпа: aleksandr.ghazaryan47
  29. Удачи, мира и благополучия.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты