«Не вера от чудес, а чудо от веры»
Вознесение Господне (Амбарцум) – один из главных праздников Армянской Апостольской Святой Церкви. Утвердился он в IV-V веках и празднуется всегда в четверг, на сороковой день после Пасхи, за девять дней до Дня Святого Духа.
Число 40 символизирует время духовного испытания и земную жизнь. 40 лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. 40 дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. 40 дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия. Если идти от того, что в Библии все имеет свою знаковость и смысл, почему все же выбрано именно это число? С этим вопросом я обратилась к заведующему отделом межцерковных связей Армянской Апостольской Церкви епископу Овакиму Манукяну.
Епископ Оваким Манукян вот уже десять лет, как работает в Эчмиадзинском отделе межцерковных отношений. Два года назад он был назначен руководителем этого отдела. Будучи директором экуменического института в Эчмиадзине, епископ Ов. Манукян работал также с Comece, брюссельским христианским лобби, чутко реагируя на проблемы армянских общин.
В прошлом году епископ Ов. Манукян был назначен предстоятелем новой епархии, охватившей весь Артикский район в Ширакской области Армении.
За короткий срок работы епископа уже наметились существенные сдвиги в деле строительства новых и реставрации старых церквей. Особо категоричен Ов. Манукян по отношению ко всевозможным сектам, широко распространившимся в последнее время по всей Армении. «Секты появляются там, где нас нет, – сказал Ов. Манукян во время одного интервью, – там, где налажена духовная работа Армянской Апостольской Церкви, сектантам делать нечего».
Епископ Ов. Манукян учился в Швейцарии, Дании, окончил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде, получив научную степень кандидата богословских наук. Нынче он также преподает общую и армянскую историю церквей в Севанской духовной академии.
– В Святой Книге есть много Таинств. Это связано и с цифрой 40. Попробуем представить это, опираясь на предания нашей Церкви, согласно которой оно состоит из 4 десятин, и согласно св. Гр. Татеваци и другим нашим святым число 10 считается совершенным числом, а число 4 символизирует 4 элементa (земля, вода, огонь и воздух), отсюдa и число 40, которoe часто встречается в Библейских рассказах. В Армянской Церкви есть еще другое красивое предание: священники постятся 40 дней, чтобы после посвящения приготовиться к своей первой литургии. Сегодня человечество тоже нуждается в том, что хотя бы 40 дней провозглашать как дни чистоты и духовных «тренировок». На 40-й день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе Он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Почему же нынче явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос?
– Об этом Христос ответил фарисеям, когда они захотели чуда. «Род лукавый и прелюбодейный» (Матфей 12:39). Никогда нельзя забывать, что не вера от чудес, а чудо от веры. Люди верят не потому, что происходит чудо, а чудо происходит оттого, что люди верят. Мы ошибаемся, когда говорим, что сегодня не происходят чудеса. В наши дни и для нашей духовной пользы происходит много явных и скрытых чудес. Многие из нас могут вспомнить чудеса, происходящие в нашей жизни, когда мы спаслись от гибели или чудесным образом излечились.
– Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение явилось завершением земной жизни Христа, а Второе Пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. В чем заключается нравственный смысл этого события?
– Христос пришел в мир тогда, когда грех вошел в свою полную меру и не осталось ни одного зла, что не осмелились совершать люди. Вот в это время Бог и начал исцелять болезнь и это исцеление распространять на свою человеческую немощь. Своей жизнью Христос дал человечеству пример, каким должен быть совершенный человек, который ко Второму Пришествию будет достойным Царства Небесного.
– Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Что означает это иносказание, эта метафора?
– Чисто символически все, что относится к понятию «сидеть», касается плоти человека и означает, во-первых, покой, во-вторых, честь, в-третьих, состояние присутствия... Все, что совершается по правую сторону, означает, во-первых, Славу Божества, во-вторых, любовь, в-третьих, близость, в-четвертых, силу и могущество.
– Считается, что с Вознесением Господним началась новая эра Святого Духа. Можно ли считать, что за страдания Иисуса человечество все равно будет расплачиваться с космической бесконечностью и ему не дано никогда расплатиться... В чем же смысл задуманного Свыше?
– По причине греха и зла, заполонивших землю, нужна была бесконечно дорогая цена для обновления человека. Нужно было жертвенное исцеление, такое жертвоприношение, которое смог принести своей смертью только страдающий и распятый Бог. Христос страдал, чтобы показать, что Его смерть есть путь к Царству Небесному.
В армянском народе до сих пор сохранено поверье, что в день Амбарцума вода и растения приобретают целебную силу. Именно поэтому рано утром крестьяне собирают целебные травы и делают запасы на весь год. Праздник Вознесения Иисуса в народе часто сопровождается красивым ритуалом – в небо выпускаются белые голуби, зовя к общению с горным поднебесьем. Присутствующие на этом священном ритуале, запрокинув головы, смотрят на небо до тех пор, пока не потеряют голубей из виду.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии