Премьер-министр Северной Осетии Сергей Такоев: Будущее республики – за развитием малого бизнеса
Сергей Такоев родился 2 июня 1964 года в городе Дигора Северо-Осетинской АССР. Окончил Северо-Осетинский государственный университет имени Хетагурова, работал в администрациях Курска и Курской области. В 1992 году вернулся в Северную Осетию, занял должность зампреда, затем председателя правления Иркомбанка. В 1998 году назначен вице-премьером Северной Осетии. В 2003 году возглавил Национальный банк РСО-Алания. C 2005 года возглавлял администрацию президента и правительства республики. С июня 2010 года – руководитель администрации главы и правительства РСО-Алания. 24 мая 2012 года назначен председателем правительства РСО-Алания.
– Сергей Керменович, в декабре прошлого года правительство РФ приняло государственную Программу социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Правда, она уже не столь амбициозна, как поначалу было обещано. Фактически в несколько раз сокращено финансирование регионов из федерального бюджета. Программа развития туристического кластера тоже урезана. Какие проблемы республики в первую очередь придется решать за счет целевой поддержки из центра?
– Последствия предыдущего кризиса и его вторая волна научили нас с пониманием относиться к сокращению финансирования. Очень важной для нас остается федеральная программа переселения людей из аварийного и ветхого жилья. Если за те два года, что будет действовать программа, мы ничего не сделаем, то вряд ли потом снова появится такая возможность. Поэтому мы с главами администраций работаем над тем, чтобы на 2014-2015 годы запустить программу у себя, готовим дополнительные документы. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства тоже очень важна для нас. Сети коммунальные все изношены. Ну и программа модернизации здравоохранения — она два года уже как действует, благодаря чему мы смогли оснастить и отремонтировать районные и республиканские больницы, компьютеризировать их, создать единую информационную сеть.
Вот таковы три наших главных направления в программе модернизации, и все три, слава богу, идут по плану. Я рассчитываю, что восстановление здравоохранения даст большой толчок росту социального благополучия. Наши больницы много лет находились в плачевном состоянии. Мы вложили в них около двух миллиардов рублей. Конечно, все проблемы решить не удалось, но мы смогли и оборудованием новым оснастить клиники, и привести материальную базу в порядок.
Хочу подчеркнуть, что и все первоочередные меры по развитию туристического кластера остаются у нас в программе. На 2013-2014 годы намечено завершение подготовки всей инфраструктуры — к Мамисону будут подведены газ, электричество, вода, дороги. Все практически находится в 80% готовности, проект пользуется поддержкой и в Министерстве регионального развития, и у руководства Северо-Кавказского федерального округа. И опасений, что он сорвется, у меня нет.
– Недавно глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров в ответ на лозунг «Хватит кормить Кавказ» ответил: «Мы отдаем России больше, чем получаем обратно». Расскажите, как реально обстоит дело в республике с рабочими местами, в каком состоянии производственная база? Чем, например, удалось компенсировать падение доходов от производства спирта?
– К сожалению, «водочную» часть доходов пока ничем не удалось компенсировать. До 30% доходной части бюджета республики составляли акцизные поступления от водочной отрасли, но с 2005 года они резко упали, а сейчас практически сведены на нет. Хотя с тех пор налоговые поступления из других источников заметно выросли — за последние два года они практически удвоились. Но, конечно, падение поступления водочно-спиртовых акцизов сказалось. Поэтому у нас образовался несколько завышенный госдолг.
Мы сейчас и эту отрасль пытаемся поддержать. С тех пор как государством установлены минимальные цены, рынок стало тяжело завоевывать. Он уже занят федеральными, московскими игроками с большими возможностями, с известными брендами. Так что ситуация для нас сложная. С этого года мы приняли закон о поддержке отрасли — если предприятие набирает большой объем производства и исправно платит налоги, то часть налогов мы возвращаем ему в виде субсидий на развитие отрасли и тем самым снижаем себестоимость производителю, даем ему возможность развиваться. Посмотрим, как эта схема будет работать, но мы надеемся, что поступления в бюджет увеличатся. Первый квартал этого года показал значительный рост налоговых поступлений из этой отрасли.
Мы также приняли 14 форм господдержки малого бизнеса — начиная от аренды на льготных условиях до погашения процентных ставок по кредитам, даем гранты на развитие. И мы считаем, что, как в любой развитой стране, основные налоговые поступления в бюджет должны идти от малого и среднего бизнеса. Два года в этом направлении активно работаем, поддерживаем малый и средний бизнес, в какой бы сфере он ни работал.
– Учитывая, что водочная промышленность, цинковое производство – некогда флагманские отрасли экономики республики – в застое, что может вывести Осетию на путь развития? Туризм? Инновации? Наверняка Вы задумывались о том, что может стать драйвером роста сегодня...
– И туризм, и инновации, но все же я убежден, что будущее республики — за развитием малого бизнеса. Мы этому большое внимание уделяем, стараемся убрать бюрократические препоны, облегчить регистрацию. Наш регион станет привлекателен, когда инвестор будет чувствовать свою защищенность. У нас в республике действует уполномоченный по правам предпринимателей. Этому органу даны большие полномочия, я думаю, у него будет много работы. Бизнес-омбудсмену на первом этапе будет даже дано право приостанавливать акты исполнительной власти. Как правило, предприниматели жалуются на дорогую аренду, на необоснованные проверки... Человек еще только начинает свой бизнес, а к нему кто только не приходит... По информации прокуратуры, 75% этих проверок ничем не заканчиваются, проходят впустую...
А если из 4 проверок три ничем не заканчиваются, то для чего они нужны? Отменив их, мы уменьшим и коррупционное давление на бизнес. И здесь важную роль играет прокуратура, противостоя этому валу бесконтрольных проверок. Мы видим ее в надежных союзниках.
– При этом в бюджете республики на текущий год запланирован дефицит в 722 млн рублей. Госдолг Северной Осетии-Алании составляет 108% от доходов бюджета. За счет чего республика будет себя кормить?
– Реальность такова, что из 83 субъектов Российской Федерации более 70 дотируются из федерального бюджета. Для федеративного государства это скорее вопрос перераспределения ресурсов, общих доходов. Вот тут у меня данные Минфина на 1 января — Северной Осетии нет в первой десятке регионов-должников. Согласно тем же данным, у 33 регионов госдолг превышает допустимые уровни, и наибольшие объемы госдолга у Москвы, Татарстана, Краснодарского края, Нижегородской области — самых благополучных.
Что касается дефицита бюджетного, то скажу прямо — мы не были готовы к так называемым «майским указам» президента, т.е. к повышению зарплат в бюджетной сфере — врачам, учителям — до средней по региону... Когда мы посчитали внутренние резервы — оказалось, республике не хватает миллиарда рублей, чтобы платить повышенную зарплату. Но эта проблема остра для всех регионов, у всех образовался дефицит, поскольку все обязаны выполнять указы. Думаю, федеральный центр с пониманием к этому относится.
– Северная Осетия много лет была основным донором Южной Осетии. Думаю, Вы и теперь следите за восстановлением Юга. Как можете оценить эффективность ведущихся там работ? Как вообще ситуация в Цхинвале сказывается на Северной Осетии, удалось ли решить хотя бы проблему возвращения домой беженцев?
– К сожалению, пока не удалось. К сожалению, беженцы из Южной Осетии так до конца и не поверили в гарантированную стабильность на Юге, чтобы туда вернуться. Что касается нашего влияния, то Южная Осетия сейчас независимое государство, и у нее межгосударственные отношения с Российской Федерацией. В соответствии с договоренностями между Москвой и Цхинвалом финансирование идет из Москвы напрямую, и расходование этих средств проверяется тоже напрямую. Конечно, мы близки этнически, у нас братские отношения. Но что касается официальных контактов, помимо бытовых и родственных, по правилам, мы их должны согласовывать с МИД. Хотелось бы, конечно, развития и экономики, и инфраструктуры Южной Осетии. Это поспособствовало бы и возвращению беженцев домой.
– Вы стали председателем правительства год назад, в мае 2012 года. Достаточный срок, чтобы оценить сделанное и обозначить перспективы. Какие самые сложные проблемы, которые Вам пришлось решать? Какие задачи перед Вами стоят на будущее?
– Мне всегда кажется, что сделать предстоит гораздо больше того, что уже сделано. Но правительству уже привычно работать в режиме цейтнота. Главная его задача — экономическое развитие и одновременно — исполнение всех взятых социальных обязательств: у нас бюджет социально ориентированный. Да, нам пришлось сократить инвестиционные программы в связи с необходимостью повышать зарплаты. К сожалению, возможности наши невелики, но бюджет развития республике все равно необходим. Без развития налогооблагаемой базы социальные обязательства будет все труднее и труднее выполнять.
Что уже удалось? В этом году мы совместно со Сбербанком приняли решение о строительстве социального жилья. Сбербанк всем работникам бюджетной сферы, работникам культуры в возрасте до 30 лет дает ипотечные кредиты. Первый взнос — 20% вносит государство. Первый дом по этой программе на 70 квартир скоро будет сдан.
– Региональные банки участвуют в этих программах?
– Безусловно, все наши банки, кто-то в меньшей степени, кто-то в большей. Ведь в чем отличие местных банков от федеральных? Последние строго следуют правилам, все проекты согласовывают с Москвой и при малейшем риске отклоняют. Местные банки больше идут навстречу и поддерживают республиканские проекты. И мы их, конечно, стараемся не подводить. Поэтому я хотел бы отметить Банк Развития Региона, это наш надежный партнер.
– В Северной Осетии живет большая и вполне благополучная армянская диаспора.
Помогает ли Вам это налаживать отношения с соседями, с Арменией?
– Конечно, мы контактируем, и интенсивность этих контактов будет только расти. С перспективой потепления отношений с Грузией транзит, естественно, будет увеличиваться, дорога наша — Транскам — жизненно важна для Закавказья. Буквально на прошлой неделе мы получили предложение бизнесменов из Армении построить таможенно-логистический центр в Северной Осетии. Уже выбрали участок в Беслане, рядом с аэропортом. Мы очень рассчитываем реализовать этот большой совместный проект.
– К теме армян в Осетии. Республику всегда отличал межнациональный мир, даже в самые непростые времена. Я, например, разыскала один интересный документ, это письмо наркома иностранных дел Армении Мравьяна к председателю Совнаркома Горской республики Симону Такоеву (возможно, даже ваш родственник): «Правительство ССР Армении высоко ценит и никогда не забудет дружественный акт Горской республики и вполне сознает тяжесть принятой вами в годину продовольственного недохвата, забот об армянских беженцах»... Как Вы, наверное, знаете, здесь, во Владикавказе, с 20-х годов существовала армянская школа, закрыли ее только в 60-е годы. Здание рушится, оно в очень плохом состоянии. Но поскольку оно теперь находится в собственности МВД, хотя и не используется, просьбы общины передать ей в собственность этот дом не встречают понимания. Армянская община готова восстановить его и превратить впоследствии в культурный центр. Проблема есть – решения нет…
– Я готов продолжить дело наркома и этой проблемой заняться, возьму ее на контроль. Мы окажем ту поддержку, которая понадобится с нашей стороны.
Беседу вела Армила Минасян
Оставьте свои комментарии