Министр обороны Армении Сейран Оганян: Мы выполним все возложенные на нас задачи
Новейшая история Армении ознаменовалась не только распадом СССР, но и возникновением нового государственного образования – Нагорно-Карабахской Республики. Это событие стало фактором для мощного всплеска национального самосознания и самоидентификации армян, разбросанных по всему миру. Одним из самых действенных и убедительных достижений последних двух десятилетий армянской государственности стало создание боеспособной и современной армянской армии, несмотря на тяжелейшие социально-экономические кризисы и политические катаклизмы.
Вряд ли сегодня кто-нибудь поставит под сомнение значение и необходимость иметь современную и боеспособную армию. Угроза военных действий против Армении и Карабаха все еще слишком велика. Поэтому совершенствование армии, ее динамичное развитие – дело общенациональное и жизненно необходимое. При недавней смене состава правительства свой пост сохранил на следующее пятилетие министр обороны РА, не являющийся публичным политиком, бывший полевой командир. О том, как обстоят дела в армянской армии, нашему корреспонденту рассказал министр обороны РА Сейран Оганян.
– Вот уже более двадцати лет международное сообщество и ОБСЕ, с которыми вначале связывали надежды на достижение справедливого решения нагорно-карабахского конфликта, фактически не могут решить этот вопрос. В своем выступлении это отметила и.о. госсекретаря США Роуз Геттермюллер. Фактически основную часть проблемы обеспечения безопасности и сохранения стабильности в зоне конфликта выполняет армянская армия.
– Армянская армия всегда выполняла роль гаранта безопасности армянского народа. Она это делала в самом начале конфликта, делает сегодня и будет делать всегда. Она всегда брала на себя функции по обеспечению безопасности вокруг Армении, Нагорного Карабаха. И делает все необходимое для того, чтобы в нашем регионе сохранялась безопасность. Я думаю, что ОБСЕ в принципе в состоянии способствовать этому. В 1994 году благодаря усилиям ОБСЕ было заключено соглашение о прекращении боевых действий, и в течение последних 20 лет оно сохраняется усилиями государств, входящих в эту структуру. Перемирие сохраняется, поскольку за процессом в регионе следят представители стран – сопредседателей ОБСЕ.
– По оценкам специалистов, армянская армия сегодня одна из самых подготовленных и боеспособных в регионе. Что, по Вашему мнению, помогает ей сохранять эту высокую оценку?
– Армянская армия считается в регионе лучшей, во-первых, потому, что она в свое время выполнила задачи по защите Армении и Нагорного Карабаха, армянского народа. И сегодня она четко выполняет все поставленные перед ней задачи. Без всякого преувеличения скажу, что она усиленно совершенствуется, развивается. После прямых военных действий мы смогли за очень короткий срок восстановить необходимые и создать новые структуры, которые соответствуют всем передовым требованиям к вооруженным силам как стран СНГ, России, так и западных стран. Мы сейчас развиваем свои национальные интересы по боевой готовности наших вооруженных сил, большое внимание уделяем оснащенности армии вооружением и боевой техникой, поднимаем боевой потенциал. По подготовке и по состоянию боевого духа военнослужащих всех частей и подразделений ведется каждодневная работа. Мы также большое внимание уделяем развитию международных возможностей в рамках сотрудничества со странами СНГ, со странами Евроатлантического альянса, ОДКБ. А также – на двусторонней основе – в первую очередь с Российской Федерацией и другими странами.
– Многие армии стран СНГ сегодня стоят перед проблемой обновления устаревшей техники, выпущенной еще в советское время. Как и за счет чего идет процесс модернизации и технического переоснащения армянской армии? Обладает ли Армения такими возможностями и ресурсами?
– Модернизация армянской армии идет в основном за счет восстановления и совершенствования военно-промышленного комплекса, который в свое время был очень развит в Армении. Во-вторых, благодаря сотрудничеству с Россией и рядом стран ОДКБ и европейских стран. Мы создаем крупные совместные организации и компании с Российской Федерацией. Они помогают нам в переоснащении и модернизации армии, что позволяет нам поддерживать в боеготовности то вооружение и военную технику, которые у нас есть, а также проводить модернизацию. Особое внимание уделяем вопросам организации систем управления, системам связи, современным высокоточным приборам наведения и обнаружения для боевой техники.
– Основная составляющая обороноспособности армянской армии – это еще и сотрудничество с ОДКБ и Россией?
– Наш основной стратегический партнер – это Россия. Как член ОДКБ мы сотрудничаем и с другими странами – членами ОДКБ. Как вы знаете, сейчас большая работа проводится для того, чтобы совершенствовать военные компоненты Организации договора о коллективной безопасности. Можно сказать, что здесь мы являемся «передовиками», той страной, которая, являясь членом организации, сделала ряд предложений для того, чтобы военные компоненты были усовершенствованы.
– Сегодня Азербайджан на перевооружение и модернизацию своей армии выделяет огромные средства – 10% от ВВП. Сумеет ли армянская армия не допустить «отставания» в обретении современной военной техники?
– Естественно, отставание имеет место. Но мы стараемся не включаться в гонку вооружений, предлагаемую нам. Но мы и не отстаем, потому что находим и средства бюджетные, которые нам выделяются государством, пользуемся преференциями, действующими в рамках договоров о военно-техническом сотрудничестве с другими странами, в первую очередь с Россией. Дело не в количественных показателях, а в качестве и умении в использовании тех или иных современных вооружений. Разрабатываем собственные варианты современной техники военного назначения. Поэтому отставание в закупках современных военно-технических средств от азербайджанской армии у нас во многом чисто символическое.
– Инициатива создания в Армении сервисных обслуживающих центров военного назначения исходила от армянской стороны. И Россия, ОДКБ эту инициативу поддержали. Как развиваются эти проекты?
– Я уже говорил о создании крупных предприятий военно-промышленного комплекса совместного пользования. Там есть и сервисные центры, и центры по ремонту вооружений и военной техники. Есть центры, которые будут заниматься ремонтом и восстановлением средств военно-воздушных сил. Так что мы на месте не топчемся, работаем.
– В какой мере модернизация армянской армии осуществляется за счет приобретения высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, радиоуправляемых снарядов, приборов инфракрасного ночного видения и т.д.?
– Вы уже ответили на свой вопрос. Конечно, все это делается и приобретается. И здесь у нас отставания нет. Может быть, отстаем в количественном плане. Но в вопросах ведения боевых действий, особенно оборонительных, защиты наших границ, овладения средствами разведки и средствами управления и высокоточным оружием у нас есть все, сколько необходимо. У нас есть все возможности заставить отказаться от желания развязывать военные действия против Армении тех, кто этого хочет.
– В концепции безопасности европейского сообщества большое внимание уделяется так называемым «адекватным ответам». Многие высшие военные чиновники Армении не раз высказывались о том, что в случае начала войны со стороны Азербайджана армянская армия не только даст адекватный ответ, но пойдет и дальше, чуть ли не до Баку. Что на это скажете?
– За счет имеющегося у нас боевого потенциала, по уровню подготовки наших солдат, офицеров, сил специального назначения мы готовы защищать не только свою родину, но и выполнять широкомасштабные операции за ее пределами. У нас сильный разведывательно-диверсионный корпус. Словом, готовы дать адекватный ответ любому агрессору. А дальше будет видно.
– В случае начала военных действий против Ирана Армения может оказаться в полной транспортной блокаде. Как это отразится на армии?
– Армения в полной блокаде не окажется. Естественно, и Иран, и Грузия для нас являются соседями и важными партнерами, через которых мы выходим на внешний мир. Обеспечиваем свою жизнедеятельность, развитие экономики. Я думаю, что усилия мирового сообщества направлены на то, чтобы все вопросы решались только лишь мирным путем. Если такое будет, события могут развиваться по двум направлениям: первое – мы должны организовать дополнительную охрану границ для того, чтобы обеспечить нормальные условия беженцам. Второе – если этой ситуацией воспользуется Азербайджан и начнет боевые действия против Карабаха и Армении, то на этот случай у нас уже есть отдельный разработанный оперативный план применения наших вооруженных сил.
– Стратегическое партнерство с Россией предусматривает льготное обучение командного состава в высших военных учебных заведениях России. Недавно мне довелось побывать в Академии Генерального штаба Министерства обороны РФ, которая выделяет квоты на прохождение обучения высшего офицерского состава для стран ближнего зарубежья. В отличие от представителей других стран, которые составляли группы от 5 до 10 человек, там я обнаружил всего… одного армянского офицера. Как Вы это объясните?
– Дело в том, что в течение последних лет высокопоставленные военнослужащие, генералы командно-штабного звена в основном уже все прошли через Академию Генерального штаба. Многие наши высшие офицеры имеют по два высших образования. Сейчас мы отправляем столько, сколько необходимо для того, чтобы образовательная база соответствовала высокой должности. В прошлом году нужно было подготовить одного. Поэтому вы и встретили одного.
– Как удается Министерству обороны, его руководству поддерживать высокий боевой дух в армянской армии? Особенно в условиях сложной социально-экономической ситуации в Армении.
– Социально-политическая, экономическая ситуации в Армении сегодня стабильные. Страна медленно, но уверенно развивается. Ищем разные пути для того, чтобы поддержать боевую готовность, боевой дух. Мы совершенствуем такие особенности наших вооруженных сил, как близость к солдату, близость к подчиненным, развиваем войсковое товарищество. Очень много военно-патриотических мероприятий проводится и армией, и государством, самим народом, общественными организациями, которые наряду с армией делают очень много по поднятию общего духа не только в армии, но и в стране. Это и личный пример командиров, которые ведут за собой солдат. Не было ни одной тяжелой ситуации, чтобы наши командиры, наши руководители, начиная с министра обороны, не были рядом с солдатом, рядом с людьми, которые непосредственно выполняют задачи по охране наших границ.
– Одна из болезненных проблем любой армии СНГ – это социальное обеспечение военнослужащих. Это жилье, пенсии, помощь ветеранам. Удается ли Вам решать эти вопросы?
– Я думаю, любое государство хочет создать нормальные условия для своих военнослужащих. Любая армия хочет иметь много средств для того, чтобы решить вопросы социального обеспечения военнослужащих. Во-первых, мы ежегодно добавляем к денежному довольствию, повышаем зарплату военнослужащих. Плюс к тому много делаем для того, чтобы обеспечить квартирами и военнослужащих, и те семьи, которые пострадали в ходе войны. В этом году уже не будет ни одной семьи из этих категорий без квартиры. Со следующего года будут выделяться деньги для того, чтобы военнослужащие и их семьи могли решать проблемы по расширению имеющегося жилья и улучшению условий проживания.
– Кто сегодня составляет костяк армянской армии? Перешедшие на контрактную систему военнослужащие или призывники?
– Сегодня соотношение рядового состава с профессиональным – почти пятьдесят на пятьдесят. То есть офицеры, генералы, прапорщики, сержанты и контрактники по соотношению к рядовому составу, призывникам составляют около половины состава. Еще долгое время комплектование наших вооруженных сил будет идти смешанным способом. То есть обязательная срочная служба пока сохраняется. Мы ежегодно расширяем смену профессионального состава, привлекаем контрактников.
В прошлом году мы утвердили концепцию военного образования вооруженных сил Армении. У нас есть несколько высших учебных заведений, которые будут переформированы в военный университет. Начиная с этого года мы уже заложили основы создания учебного процесса в командно-штабном звене, то есть мы уже создаем свою военную академию. А начиная со следующего года в национальном университете пройдут исследования по созданию академии Генерального штаба.
– Многие считают Вас успешным министром обороны. Вы это мнение разделяете?
– Я думаю, что мою работу должны оценивать Верховный главнокомандующий, мои подчиненные, естественно, общество и народ. Думается, те задачи, которые возложены на министерство в ходе моего руководства в прошедшие пять лет, я выполнил. Выполнил успешно. Поэтому президент решил оставить меня на этом посту на следующий срок.
Беседу вел Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии